Утверждено
Приказом
Минпромторга России
от 12 августа 2008 г. N 67
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
I. Общие положения
1. Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве, нормативными правовыми актами Министерства и других федеральных органов исполнительной власти, поручениями Министра промышленности и торговли Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, а также в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Задачи
4. Основными задачами Департамента являются:
1) подготовка предложений по выработке государственной политики в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
2) подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
III. Функции
5. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает предложения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в Российской Федерации;
2) участвует в разработке предложений по формированию налоговой и таможенной политики в части, касающейся внешней торговли;
3) участвует в пределах своей компетенции в международном сотрудничестве, в том числе:
- в разработке и реализации мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
- в подготовке предложений по проектам международных договоров с иностранными государствами и их союзами и объединениями, в том числе по вопросам создания интеграционных объединений;
- в проведении переговоров по заключению международных соглашений и подписанию протоколов по торгово-экономическому сотрудничеству;
- в консультациях с торговыми партнерами Российской Федерации по вопросам государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- в разработке предложений по обеспечению выполнения международных договоров Российской Федерации;
- в формировании и реализации позиции российской стороны на переговорах по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации и другим международным организациям и союзам, а также при проведении многосторонних и двусторонних торговых переговоров, в том числе в рамках деятельности указанных организаций;
- в работе совещательных органов, в том числе рабочих групп, комиссий, действующих под эгидой Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Союзного государства, иных интеграционных объединений;
- в работе по созданию нормативной правовой базы взаимоотношений государств - участников Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Союзного государства, иных интеграционных объединений в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, урегулирования торговых споров, взаимной адаптации и унификации правовых актов;
- в обеспечении представительства Российской Федерации в работе международных экономических, товарных организациях и международных исследовательских групп по каучуку, меди, никелю, свинцу и цинку;
- в подготовке материалов и итоговых протоколов Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
4) разрабатывает предложения о применении предусмотренных законодательством Российской Федерации специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер, в том числе:
- принимает решения об отклонении заявлений о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, а также вносит руководству Министерства предложения о начале расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, или об отказе в их проведении;
- принимает решения об отклонении заявлений о начале повторных расследований, а также вносит руководству Министерства предложения о начале повторных расследований или об отказе в их проведении;
- проводит расследования (включая повторные расследования), предшествующие введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, включая организацию и проведение консультаций, переговоров и публичных слушаний с заинтересованными лицами в рамках проводимых расследований, в том числе с уполномоченными органами иностранных государств (союза иностранных государств);
- обеспечивает подготовку и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер;
- обеспечивает доступность информации о действующих специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах, а также проводимых расследованиях, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
5) разрабатывает предложения совместно с другими федеральными органами исполнительной власти о применении запретов и ограничений в отношении экспорта и импорта отдельных видов товаров, а также обеспечивает реализацию решений о введении таких запретов и ограничений, в том числе:
- разрабатывает предложения о введении лицензирования, количественных ограничений экспорта и импорта отдельных видов товаров, запрете экспорта и импорта товаров;
- осуществляет расчет экспортных и импортных квот при введении количественных ограничений;
- организует взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата Министерства, территориальных органов Министерства, федеральных органов исполнительной власти, российских товарных бирж в случае проведения конкурсов или аукционов по продаже экспортных и импортных квот;
- проводит организационно-методологическую работу по оформлению и выдаче лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров;
- оформляет и выдает лицензии и разрешения на экспорт и импорт товаров, согласовывает заявления о выдаче лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров и осуществляет контроль выдачи территориальными органами лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров;
- обеспечивает обмен информацией с Федеральной таможенной службой о выданных лицензиях и разрешениях на экспорт и импорт товаров;
- разрабатывает предложения об установлении наблюдения за экспортом и/или импортом отдельных видов товаров;
- обеспечивает формирование и ведение федерального банка данных выданных лицензий;
6) рассматривает вопросы, касающиеся участия Российской Федерации в международных экономических санкциях в отношении иностранных государств, и разрабатывает соответствующие предложения;
7) участвует в регулировании внешнеэкономической деятельности в отношении товаров военного и двойного назначения;
8) осуществляет оформление, учет паспортов бартерных сделок и обмен информацией между Министерством и Федеральной таможенной службой в целях контроля внешнеторговых бартерных операций;
9) осуществляет нормотворческую работу, в том числе:
- участвует в разработке и (или) согласовании подготавливаемых другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства проектов нормативных правовых актов по вопросам, связанным с государственным регулированием внешнеторговой деятельности;
- обеспечивает согласование поступающих в Министерство проектов нормативных и иных правовых актов в области таможенно-тарифного регулирования, в области валютного регулирования и валютного контроля, законодательства о Государственной границе Российской Федерации, иных правовых актов, положения которых затрагивают вопросы внешней торговли;
- обеспечивает согласование с федеральными органами исполнительной власти проектов международных договоров и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых Департаментом;
10) осуществляет сбор, систематизацию и анализ информации по вопросам внешней торговли и готовит соответствующие аналитические материалы, прогнозы, ведет банки данных Министерства по статистике внешней торговли на основе информационного обмена с ФТС России и иными федеральными органами исполнительной власти, соответствующими международными организациями и другими органами иностранных государств и их объединений, в том числе:
- участвует в проведении сопоставления данных статистики внешней торговли между Российской Федерацией и государствами, являющимися ее основными торговыми партнерами;
- анализирует данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики по внешней торговле с Беларусью;
- анализирует законодательство Российской Федерации и зарубежных стран, регламентирующее вопросы, связанные с внешней торговлей, практику его применения, международные правовые акты в области внешней торговли, а также формы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности зарубежных стран;
- осуществляет подготовку статистических и информационно-аналитических материалов для разработки предложений о введении количественных ограничений на экспорт и импорт отдельных видов товаров, запрете экспорта и/или импорта товаров, о проведении наблюдения за экспортом и/или импортом отдельных видов товаров;
- формирует банк данных, необходимых для проведения расследований при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
11) обеспечивает деятельность территориальных органов Министерства, в том числе:
- координирует и контролирует работу территориальных органов Министерства по выполнению ими задач и функций, установленных положением о них;
- участвует в методологическом обеспечении деятельности территориальных органов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
- совместно с другими структурными подразделениями Министерства проводит комплексный анализ деятельности территориальных органов Министерства и вносит предложения по совершенствованию их работы;
- готовит совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства предложения по оптимизации структуры управления территориальными органами Министерства;
- принимает участие в проведении комплексных целевых проверок и ревизий территориальных органов Министерства;
- принимает участие в решении вопросов оснащения территориальных органов Министерства современными средствами обработки и передачи информации;
- участвует в подготовке предложений в проект бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части расходов на обеспечение деятельности территориальных органов Министерства;
12) в части информационно-технического обеспечения государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
- разрабатывает и принимает участие в разработке и совершенствовании специализированного программного обеспечения для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации по вопросам государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- участвует в осуществлении технической поддержки программного обеспечения в центральном аппарате Министерства, аппаратах территориальных органов и других организациях, применяющих программное обеспечение, разработанное Департаментом, а также проводит в связи с этим необходимые консультации;
- принимает участие в разработке технических заданий и проектов на создание и совершенствование систем и программного обеспечения процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, содержащихся в федеральных банках данных;
13) представляет Министерство по поручению его руководства в органах государственной власти и российских организациях, а также в учреждениях и организациях иностранных государств и международных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
14) принимает участие в работе консультативных советов, межведомственных и иных рабочих групп по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
15) оказывает методическую, консультационную и организационную помощь по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, структурным подразделениям Министерства, территориальным органам Министерства, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, участникам внешнеторговой деятельности;
16) осуществляет в установленном порядке ведомственный и межведомственный информационный обмен, а также информационный обмен с зарубежными органами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
17) формирует и ведет федеральные банки данных выданных экспортных и импортных разрешительных документов, включая лицензии по международным обязательствам Российской Федерации, паспорта бартерных сделок, экспортные разрешения, и на их основе готовит информационные и справочные материалы;
18) участвует в подготовке публикаций по вопросам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических изданиях и средствах массовой информации;
19) участвует в формировании государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ в области внешнеторговой деятельности;
20) взаимодействует по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, с научно-исследовательскими организациями по разработке концептуальных направлений дальнейшего развития государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
21) участвует в пределах своей компетенции в реализации мероприятий по защите информации, отнесенной к государственной или служебной тайне;
22) принимает участие в мобилизационном планировании и обеспечении мобилизационной подготовки Министерства и сферы его деятельности и разрабатывает (уточняет) мобилизационные документы Департамента в соответствии с нормативными правовыми актами в этой области;
23) участвует в подготовке предложений о поощрении и награждении работников территориальных органов Министерства и отраслей, входящих в сферу деятельности Департамента;
24) участвует в подготовке и обосновании прогноза объемов поступлений доходов федерального бюджета в рамках осуществления функций главного администратора доходов федерального бюджета по видам доходов, относящихся к деятельности Департамента и территориальных органов Министерства.
IV. Права Департамента
6. Департамент в целях осуществления своих функций имеет право:
1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, а также у официальных представителей организаций и фирм иностранных государств и международных организаций в Российской Федерации и за рубежом материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
2) получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства, федерального агентства, находящегося в ведении Министерства, справочные и информационные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
3) получать решения органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по вопросам, относящимся к его компетенции;
4) пользоваться в установленном порядке информационными банками данных Министерства, а также банками данных иных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций;
5) вести служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
6) созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в том числе с участием работников федерального агентства, находящегося в ведении Министерства, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других организаций;
7) привлекать к работе в установленном порядке экспертов, научные и иные организации, в том числе на договорной основе;
8) выписывать периодическую литературу и отдельные издания, в том числе в электронном виде, необходимые для обеспечения деятельности Департамента;
9) давать поручения и указания территориальным органам Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
10) давать в установленном порядке разъяснения и рекомендации организациям по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
V. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром промышленности и торговли Российской Федерации.
8. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
9. Структура и численность работников Департамента утверждается Министром. Работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации по представлению директора Департамента.
10. Директор Департамента:
1) руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за организацию выполнения возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;
2) обеспечивает организацию качественного выполнения в установленные сроки поручений руководства Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
3) участвует в заседаниях коллегии Министерства, в совещаниях, проводимых Министром промышленности и торговли Российской Федерации и его заместителями;
4) представляет Министру по согласованию с курирующим заместителем Министра предложения по структуре и штатному расписанию Департамента;
5) представляет предложения о назначении и освобождении от должности работников Департамента;
6) отдает в пределах своей компетенции распоряжения, обязательные для исполнения работниками Департамента, ведет переписку по вопросам, касающимся деятельности Департамента;
7) определяет функции отделов Департамента и распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов;
8) утверждает должностные регламенты по должностям государственной гражданской службы Департамента и регламенты подразделений Департамента;
9) представляет руководству Министерства предложения о поощрениях и наложении взысканий на работников Департамента;
10) подписывает и визирует документы, связанные с осуществлением возложенных на Департамент функций и предоставленных ему прав;
11) обеспечивает организацию работ по защите сведений, составляющих государственную тайну;
12) назначает работников и их дублеров для проведения повседневной работы по обеспечению мероприятий гражданской обороны;
13) обеспечивает организацию своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок;
14) осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Департаментом возложенных на него задач и функций;
15) вносит предложения о командировании за границу и в регионы Российской Федерации сотрудников Департамента по вопросам, входящим в их компетенцию;
16) представляет Министерство по поручению руководства Министерства в федеральных органах исполнительной власти, государственных и общественных организациях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
11. Директор Департамента непосредственно подчиняется курирующему заместителю Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.
12. Заместители директора Департамента:
1) в соответствии с распределением обязанностей обеспечивают выполнение задач, возложенных на Департамент настоящим Положением, руководят порученными им участками работ, координируют деятельность отделов Департамента, выполняют другие функции, делегированные им директором Департамента;
2) в период отсутствия директора Департамента один из его заместителей, назначенный в соответствии с приказом Министра временно исполняющим обязанности директора Департамента, руководит деятельностью Департамента, обеспечивает выполнение возложенных на Департамент задач, несет ответственность за деятельность Департамента в этот период.
13. Департамент может иметь бланки со своим наименованием.
14. Документы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, подписываются директором или по его поручению заместителем директора.