МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 15 марта 2018 г. N МА-15180/20

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России рассмотрел письмо по вопросу сертификации колес, как компонентов транспортных средств и сообщает.

В соответствии с пунктом 3 приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Евразийского экономического союза.

Обязательные для применения и исполнения требования к выпускаемым в обращение и находящимся в эксплуатации на единой территории Евразийского экономического союза транспортным средствам и компонентам транспортных средств, оказывающим влияние на безопасность, установлены техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - технический регламент), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

Пунктом 7 технического регламента установлено, что транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии техническому регламенту. Документами, удостоверяющими соответствие компонентов транспортных средств требованиям технического регламента при выпуске в обращение, являются декларация о соответствии и сертификат соответствия.

Согласно пункту 81 технического регламента подтверждение соответствия компонентов транспортных средств проводится по Правилам ЕЭК ООН, Глобальным техническим правилам, а в случае их отсутствия - по стандартам, включенным в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента

Требования к типам компонентов транспортных средств установлены в Приложении 10 к техническому регламенту, согласно пункту 19 которого документом, устанавливающим требования к колесам транспортных средств определены Правила ЕЭК ООН N 124-00 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения колес для легковых автомобилей и их прицепов" (далее - Правила ЕЭК ООН N 124), в том числе должна обеспечиваться прочность при циклическом (изгибающим моментом, радиальной силой) нагружении. Для колес из легких сплавов дополнительно должна обеспечиваться прочность при ударном нагружении, а также на колесе должна быть нанесена маркировка.

Учитывая положения Правил ЕЭК ООН N 124, официальному утверждению подлежит тип колеса, что в свою очередь означает группу колес, не различающихся между собой в следующих основных характеристиках: изготовитель колеса, обозначение размера колеса или обода (согласно стандарту ISO 3911:1998), конструкционные материалы, отверстия для крепления колеса, максимальная несущая способность, рекомендуемое максимальное давление воздуха в шине, метод изготовления (сварное, штампованное, литое).

Необходимо отметить, что подтверждение соответствия колес транспортных средств осуществляется в форме сертификации по схемам 2с и 11с, которые предусматривают проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца продукции, в данном случае - образцов типов колес.

Согласно пункту 91 технического регламента испытания проводятся на образцах компонента транспортного средства (шасси), конструкция и состав которых такие же, как у компонентов, выпускаемых в обращение. Заявитель предоставляет такое количество образцов продукции, которое необходимо для проведения процедуры подтверждения соответствия, предусмотренной Правилами ООН, Глобальными техническими правилами, международными или национальными стандартами, содержащими, в том числе, правила отбора образцов.

Исходя из изложенного, при проведении оценки соответствия колес, которые входят в область применения Правил ЕЭК ООН N 124, необходимо проводить испытания в соответствии с указанными Правилами ООН в отношении всех заявляемых типов колес.

Стоит отметить, что в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, или причинило заявителю убытки, включая упущенную выгоду, в результате необоснованного отказа в выдаче сертификата соответствия, приостановления или прекращения действия сертификата соответствия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором о проведении работ по сертификации.

Таким образом, в случае группирования колес в порядке, непредусмотренном Правилами ЕЭК ООН N 124, и проведении испытаний не всех, выпускаемых в обращение типов колес, ответственность за несоответствие установленным требованиям остальных вариантов колес понесет орган по сертификации (его должностное лицо), проводящий подтверждение соответствия.

Дополнительно отмечаем, что Перечнем стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, в отношении колес транспортных средств предусмотрено обязательное применение ГОСТ 30599-97 (ИСО 3006-76, ИСО 3894-77, ИСО 7141-81) "Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия", ГОСТ 10409-74 "Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования", ГОСТ Р 50511-93 "Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия", ГОСТ Р 52390-2005 "Транспортные средства. Колеса дисковые. Технические требования и методы испытаний", ГОСТ Р 53824-2010 "Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные. Технические требования и методы испытаний".

А.Н.МОРОЗОВ