МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 декабря 2020 г. N ЕВ-94540/15

О НАПРАВЛЕНИИ
КОМПЛЕКСА МЕР ПО СНИЖЕНИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ПЕРИОД
ПРЕДНОВОГОДНЕГО ПОВЫШЕННОГО СПРОСА

Ежегодно в преддверии Нового года значительно повышается потребительский спрос, люди массово направляются в магазины, что создает риски в текущей ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Минпромторг России в соответствии с решениями, принятыми на совещании в формате видеоконференцсвязи с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых ассоциаций и торговых сетей 04.12.2020, с учетом выработки согласованной позиции участниками совещания, направляет Комплекс мер по снижению концентрации покупателей в период предновогоднего повышенного спроса (далее - Комплекс мер).

Прошу направить Комплекс мер в оперативный штаб по противодействию коронавирусу вашего субъекта Российской Федерации для рассмотрения и принятия.

Комплекс мер также направлен в торговые ассоциации и торговые сети для реализации в своей части.

В.Л.ЕВТУХОВ

Приложение

КОМПЛЕКС
МЕР ПО СНИЖЕНИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ПЕРИОД
ПРЕДНОВОГОДНЕГО ПОВЫШЕННОГО СПРОСА

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

1. Расширить практику проведения предновогодних уличных ярмарок, в том числе рядом с магазинами торговых сетей, а также торговыми центрами, на площадях и улицах с наибольшим пешеходным трафиком.

В ассортименте ярмарок помимо предновогоднего ассортимента (подарки, сувениры и пр.) должна быть одежда, обувь и другие товары.

Практика показала, что это позволяет рассредоточить покупательский трафик по разным форматам торговли. Дополнительно это поддержит малый бизнес;

2. Рекомендовать работодателям рассмотреть возможность более ранней выдачи зарплат работникам за декабрь.

Пик декабрьских продаж коррелируется с выдачей работодателями зарплат и премий. Выплата зарплат в более ранние сроки позволит сместить часть покупок населения на более ранний период и более равномерно распределить покупательские потоки в течение месяца;

3. Организовать информационные кампании таким образом, чтобы способствовать рассредоточению покупательского трафика по времени и различным форматам торговли, в том числе ярмаркам.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность:

1. Увеличить время работы торговых объектов (торговых центров, гипермаркетов, супермаркетов и др.) вплоть до перевода на круглосуточный режим работы, предусмотреть маркетинговые акции для рассредоточения покупателей в течение суток (например, проводить специальные акции в первой половине дня).

2. Рассмотреть возможность начать предновогодние акции с начала декабря 2020 года, чтобы рассредоточить покупательский трафик в течение всего месяца;

3. Увеличить количество работающих касс в торговых объектах для снижения рисков возникновения очередей;

4. Шире использовать практику фасовки товаров, в том числе продукции собственного производства и весового товара, при этом не запрещая самостоятельный навес товаров покупателями.

Это позволит покупателям экономить время на взвешивании товаров, снизить риски появления очередей при выборе и взвешивании товаров покупателями.

При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется не допускать следующие меры:

- ограничивать покупателей или заставлять их испытывать неудобства сверх уже установленных обязанностей (ношение масок, выполнение требования по социальной дистанции). В противном случае будет нарастать социальная напряженность;

- закрывать объекты торговли, ограничивать ярмарочную торговлю и торговлю на рынках. По практике весны 2020 года это приведет к концентрации покупателей в оставшихся магазинах и невозможности соблюдения в них социальной дистанции;

- вводить требования и ограничения для объектов торговли, которые приводят к возникновению очередей, в том числе возле магазинов и торговых центров;

- вводить ограничения по продаже алкогольной продукции в регионах. Это может привести к чрезмерной концентрации покупателей в "урочное время" и увеличению объемов потребления нелегальной и суррогатной продукции во "внеурочное время".