V. Оплата труда

V. Оплата труда

5.1. В целях повышения заинтересованности Работников в стабильной и успешной деятельности Организаций и обеспечения их прав и гарантий в области оплаты труда Стороны обязуются добиваться обеспечения связи оплаты труда с его результатами, повышения доходов Работников за счет сохранения и увеличения уровня занятости, роста эффективности и объемов производства, внедрения прогрессивных систем оплаты, роста производительности труда.

5.2. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами Организаций в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и Соглашением по согласованию с соответствующим выборным органом (профсоюзным комитетом) первичной организации Профсоюза.

5.3. Работодатели обязуются:

5.3.1. В целях реализации статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении контрактов по государственному оборонному заказу предусматривать ежегодное увеличение стоимости расходов на оплату труда в связи с прогнозной инфляцией на основании значений индексов - дефляторов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, в порядке, определенном коллективными договорами, локальными нормативными актами Организаций.

5.3.2. В Организациях, в которых размер среднемесячной заработной платы Работников находится на уровне не ниже 4,0 прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения) и не ниже средней заработной платы по промышленности в данном субъекте Российской Федерации, поддерживать размер среднемесячной заработной платы Работников не ниже достигнутого уровня.

В Организациях, в которых размер среднемесячной заработной платы Работников находится ниже уровня 4,0 прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения) и ниже средней заработной платы по промышленности в данном субъекте Российской Федерации, довести размер среднемесячной заработной платы Работников до уровня не менее 4,0 прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения) - в порядке, определенном коллективными договорами Организаций.

5.3.3. Осуществлять тарификацию работ и присвоение квалификаций рабочим, специалистам и служащим в Организациях на основании нормативных правовых актов и соответствующих законодательству методик.

5.3.4. В Организациях, в которых размер минимальной месячной заработной платы Работников при соблюдении ими установленной продолжительности рабочего времени и выполнении трудовых обязанностей (норм труда) находится на уровне не ниже 1,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (без учета доплат, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), поддерживать размер минимальной месячной заработной платы Работников не ниже достигнутого уровня.

В Организациях, в которых размер минимальной месячной заработной платы Работников при соблюдении ими установленной продолжительности рабочего времени и выполнении трудовых обязанностей (норм труда) находится ниже уровня 1,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (без учета доплат, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), довести размер минимальной месячной заработной платы Работников при соблюдении ими установленной продолжительности рабочего времени и выполнении трудовых обязанностей (норм труда) до уровня не ниже 1,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (без учета доплат, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) - в порядке, определенном коллективными договорами Организаций.

5.3.5. В Организациях, в которых размер минимальной месячной заработной платы Работников при соблюдении ими установленной продолжительности рабочего времени и выполнении трудовых обязанностей (норм труда) находится на уровне ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (без учета доплат, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), совместно с Профсоюзом разрабатывать программу ее поэтапного увеличения.

5.3.6. Стремиться соблюдать соотношение в уровнях оплаты труда 10% Работников с наиболее низкой заработной платой и 10% с самой высокой в размере, определяемом в коллективном договоре Организации.

5.3.7. Обеспечить долю тарифной части в структуре заработной платы Работников (оклад (должностной оклад), тарифная ставка) без учета выплат по районному коэффициенту и надбавок за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере не менее 60 процентов в порядке, установленном коллективным договором Организации.

5.3.8. Проводить индексацию заработной платы Работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги путем индексации окладов (должностных окладов), тарифных ставок не реже одного раза в год на основе индекса потребительских цен за предыдущий год, рассчитываемого Федеральной службой государственной статистики по соответствующему субъекту Российской Федерации, в соответствии с порядком, определенным коллективным договором Организации, если иное не предусмотрено коллективным договором Организации.

5.3.9. Производить индексацию окладов (должностных окладов), тарифных ставок Работников одновременно для всех категорий Работников Организации.

5.3.10. Не считать увеличение размера заработной платы Работников ввиду ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги основанием для пересмотра норм труда.

5.3.11. Производить выплату заработной платы Работникам не реже чем каждые полмесяца, но не позднее 30 числа расчетного месяца за первую половину месяца за фактически отработанное время и до 15 числа месяца, следующего за расчетным, - за вторую половину расчетного месяца.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней Работник имеет право, известив Работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы в соответствии с действующим законодательством.

5.3.12. Установить размер компенсации за каждый календарный день нарушения установленных сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся Работнику при увольнении, не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

5.3.13. Установить доплату за работу в вечернюю смену 20%, за работу в ночную смену - не менее 40% часовой тарифной ставки за каждый час работы. Доплаты производить также за часы сверхурочной работы и часы работы в выходные и нерабочие праздничные дни, приходящиеся на вечернее и ночное время.

5.3.14. Оплачивать сверхурочную работу за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном. Конкретные размеры оплаты определяются коллективным договором Организации.

5.3.15. Оплачивать труд Работников, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда, в повышенном размере. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются Работодателем локальными нормативными актами Организации с учетом мнения выборного органа (профсоюзного комитета) первичной организации Профсоюза или коллективным договором Организации, и не могут быть ниже 4% тарифной ставки.

5.3.16. Оплачивать время простоя по вине Работодателя (временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, о которой Работник обязан известить Работодателя) в размере не менее двух третей средней заработной платы Работника.

Простой, вызванный приостановлением работ в связи с необеспечением Работодателем безопасных условий труда, оплачивается в размере средней заработной платы за все время простоя.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения Работником его трудовой функции, Работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю Работодателя.

5.3.17. Предусматривать в системах стимулирования труда вознаграждения для Работников за выслугу лет (стаж работников в организации) по итогам работы за год, при условии прибыльной работы организации. Порядок и размеры соответствующих выплат определяются локальными нормативными актами Организации с учетом мнения выборного органа (профсоюзного комитета) первичной организации Профсоюза или коллективным договором Организации.

5.3.18. Оплачивать дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки Работника, приходящиеся на выходные или нерабочие праздничные дни, в не менее чем в двойном размере. Конкретный порядок исчисления размера оплаты зависит от применяемой системы оплаты труда Работника. По письменному заявлению Работника оплата указанных дней командировки может осуществляться в одинарном размере с одновременным предоставлением данному Работнику одного дополнительного дня отдыха, не подлежащего оплате, за каждый указанный день командировки в удобное для Работника время.

5.3.19. При выплате заработной платы извещать каждого Работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях производимых удержаний (включая удержания в социальные фонды), а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

5.3.20. По запросу Профсоюза предоставлять информацию о выделении средств на оплату труда и другую информацию по социально-трудовым вопросам.

5.4. Профсоюз обязуется:

5.4.1. Добиваться принятия решений органов государственной власти о повышении минимального размера оплаты труда, утверждения порядка повышения оплаты труда в связи с ростом цен, а также решения других социально-трудовых проблем в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5.4.2. Осуществлять анализ уровня заработной платы, своевременности ее выплаты, занятости Работников, вырабатывать предложения по улучшению экономического положения Работников.

5.4.3. Содействовать Работодателям в разъяснении Работникам действующих систем оплаты труда.