"Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях, находящихся в сфере деятельности Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2026 год" (утв. Минпромторгом России 02.12.2025)
Утверждаю
Заместитель Министра
промышленности и торговли
Российской Федерации
И.А.КУЛИКОВ
2 декабря 2025 г.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СФЕРЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНПРОМТОРГА РОССИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА 2026 ГОД
I. Основные задачи
1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональной подсистемы Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП Минпромторга России) считать:
реализацию стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
реализацию основ единой государственной политики Российской Федерации:
- в области гражданской обороны на период до 2030 года;
- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года;
- в области пожарной безопасности на период до 2030 года;
обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в качестве приоритетной задачи функционирования РСЧС;
совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС);
снижение рисков и смягчение последствий ЧС в подведомственных организаций и организаций сферы деятельности Минпромторга России (далее - организации);
совершенствование системы защиты и устойчивого функционирования производственных объектов в мирное и военное время;
реализация Планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2026 год.
2. Основными задачами совершенствования подготовки органов управления, сит гражданской обороны и ФП Минпромторга России, организаций являются:
в области гражданской обороны:
продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;
совершенствование методов и способов защиты работников (сотрудников), материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований и формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организаций, отнесенных к категории по ГО и организаций, не имеющих категорию по ГО и продолжающих работу в военное время;
совершенствование системы управления ГО, а также систем оповещения и информирования сотрудников организаций (населения) об опасностях, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и ЧС;
развитие подсети сети наблюдения и лабораторного контроля Минпромторга России;
активизация работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты сотрудников организаций;
совершенствование мероприятий по эвакуации сотрудников и членов их семей, а также материальных, культурных ценностей и архивных документов в безопасные районы;
накопление средств индивидуальной защиты сотрудников организаций от конкретных видов аварийно-химических и опасных веществ;
проведение обязательного обучения соответствующих групп сотрудников организаций в образовательных организациях, учебно-методических центрах и на курсах ГО;
повышение качества и эффективности командно-штабных учений и тренировок (далее - КШУ и ШТ) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО;
проведение актуализации Перечня организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне Минпромторга России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 546 "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения".
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
подготовка соответствующих руководителей к принятию решений при угрозе и возникновении ЧС и происшествий, направленных на организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), эффективное управление силами и средствами, оказание помощи пострадавшим, а также восстановление объектов экономики;
развитие системы подготовки руководителей и работников (сотрудников) в области ГО и защиты от ЧС, внедрение современных методик и технических средств обучения;
совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, направленной на актуализацию задач и способов защиты работников (сотрудников) предприятий и населения прилегающих к ним территорий с учетом современных социально-экономических реалий;
внедрение комплексной системы профилактики, предупреждения и максимального смягчения последствий природных и техногенных ЧС;
развитие системы экстренного оповещения работников (сотрудников) предприятий и населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
повышение готовности органов управления и сил РСЧС к реагированию на крупномасштабные ЧС и пожары;
повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях;
учет рисков и соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при реализации инфраструктурных проектов;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
совершенствование взаимодействия постоянно действующих органов управления ФП Минпромторга России и организаций Минпромторга России при выполнении ими задач по предназначению в ЧС (происшествиях) различного уровня;
совершенствование подготовки сотрудников предприятий по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности;
корректировка, при необходимости, Положения о ФП Минпромторга России;
совершенствование взаимодействия в области обмена информацией между органами повседневного управления Министерства и органами повседневного управления подведомственных организаций;
участие и проведение КШУ, ТСУ, ШТ и других практических мероприятий по выполнению задач в ходе ликвидации ЧС.
при подготовке к пожароопасному сезону 2026 года:
обеспечение готовности органов управления Минпромторга России, организаций к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасном сезоне 2026 года;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов;
проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, защите объектов организаций, связанных с природными пожарами;
обеспечение готовности критически важных (далее - КВО) и потенциально опасных объектов (далее - ПОО), граничащих с лесными массивами, к защите от природных пожаров;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области пожарной безопасности с работниками (сотрудниками) Министерства;
организация проведения превентивных мероприятий на территории организаций и в санитарных зонах вокруг организаций, с целью обеспечения противопожарной безопасности;
организация проведения работ по противопожарному обустройству полос, по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.
при подготовке к паводкоопасному периоду 2026 года:
обеспечение готовности органов управления Минпромторга России и организаций к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период 2026 года;
проведение превентивных мероприятий, направленных на обеспечение готовности организаций, а в особенности критически важных и потенциально опасных объектов к защите от паводков;
подготовка имеющихся в организациях гидротехнических сооружений к прохождению весеннего половодья и летне-осенних паводков;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области обеспечения безопасности в паводкоопасный период.
в области обеспечения пожарной безопасности:
осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения;
совершенствование технической подготовки персонала предприятий и организаций при действиях на пожарной технике и с пожарно-техническим оборудованием;
участие в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативной правовой базы по вопросам пожарной безопасности;
внедрение современных форм и методов обеспечения пожарной безопасности.
в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
участие в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности имеющихся у организаций судов и несчастных случаев с работниками (сотрудниками) организаций на водных объектах.
3. Руководителям структурных подразделений Минпромторга России и организаций основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и ФП Минпромторга России сосредоточить на:
организации комплекса мероприятий по реализации Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, а также Основ государственной политики Российской Федерации на период до 2030 года в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и в области пожарной безопасности;
совершенствовании нормативно-правовой и методической базы в области ГО, защиты персонала предприятий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышения защищенности критически важных объектов (далее - КВО), создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
участии в корректировке федерального (муниципальных, объектовых) плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
участии в актуализации перечней ПОО и КВО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
совершенствовании деятельности органов управления Минпромторга России и организаций;
проведении мероприятий по развитию федеральной подсети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;
формировании "культуры безопасности" работников (сотрудников) организаций Минпромторга России, повышении уровня знаний и совершенствовании навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;
реализации новых подходов к повышению готовности ГО, совершенствованию защиты работников (сотрудников) организаций и населения от ЧС, улучшению системы обеспечения пожарной безопасности;
поддержании в готовности и использовании по предназначению систем оповещения;
строгом соблюдении требований инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, мероприятий радиационной, химической и медико-биологической защиты сотрудников организаций, обратив особое внимание на поддержание в готовности ЗС ГО, создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и контроля, а также иных материально-технических средств;
разработке планирующих и распорядительных документов по обучению в области безопасности работников центрального аппарата Министерства. Росстандарта и органов управления организаций;
поддержании в готовности к использованию по предназначению защитных сооружений;
проведении работы по накоплению в организациях резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
организации разработки и уточнения Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС организаций, обратив особое внимание на вопросы предупреждения и ликвидации ЧС;
развитии информационного обмена между органами повседневного управления ФП Минпромторга России, органов управления структурных подразделений Минпромторга России и организаций;
организации взаимодействия и информационного обмена с использованием ресурсов ГУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России (далее - НЦУКС);
проведении обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил ГО;
организации проведения КШУ (ШТ), комплексных и других учений и тренировок с органами управления и силами ГО Минпромторга России и организаций;
качественном обучении работников центрального аппарата Минпромторга России и организаций в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства;
планировании и проведении на КВО с участием инженерных служб этих объектов пожарно-тактических учений по отработке действий специальных подразделений федеральной противопожарной службы при тушении сложных пожаров и ликвидации техногенных аварий, в том числе с привлечением сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов.
II. Мероприятия по подготовке органов управления и сил
Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:
КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС;
штабные тренировки по ГО с практическим выполнением задач ГО (далее - штабная тренировка по ГО);
учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО);
ежемесячные подведения итогов с органами повседневного управления по вопросам реагирования в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий);
подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
КШУ, комплексные тренировки (далее - КТ) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
КТ с органами управления и ситами РСЧС;
КШТ с органами управления и силами ГО и РСЧС.
Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить: КШУ и КШТ (ШТ), тренировки ГУ НЦУКС МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.
Периодичность мероприятий определить:
для центрального аппарата Минпромторга России:
участие в подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год):
участие должностных лиц в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);
участие во внеплановых КШУ и тренировках по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера с участием Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (по отдельному плану);
участие соответствующих органов повседневного управления ФП РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС (по отдельному плану).
для организаций Минпромторга России:
подведение итогов деятельности по выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);
участие руководителей сил и средств в штабной тренировке по ГО (один раз в год);
участие должностных лиц в совместных комплексных учениях в территориальной системе РСЧС по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС (один раз в год);
участие в инструкторско-методических занятиях с персоналом органов повседневного управления РСЧС по порядку совместных действий при организации информационного взаимодействия при решении задач ГО, ЗНиТ от ЧС (на базе территориального органа МЧС России).
Учения и тренировки по выполнению задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера проводить в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2020 г. N 59580) и ОМУ Минпромторга России.
При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить:
оценке реальности имеющихся планов:
ГО организаций;
действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
основных мероприятий на год;
финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
организации взаимодействия НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления ФП РСЧС при ликвидации ЧС;
выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:
центральному аппарату Минпромторга России - практические занятия по действиям членов КЧС Минпромторга России при ликвидации аварий на КВО и ПОО, организации защиты сотрудников организаций в ЧС;
руководителям организаций, имеющих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ), нештатными аварийно-спасательными формированиями (далее - НАСФ) по ликвидации ЧС и организации эвакуации работников (сотрудников) организаций;
руководителям остальных организаций - занятия с сотрудниками организаций по действиям при возникновении ЧС.
КШУ, тактико-специальные (специальные) учения, КШТ (ШТ) проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соответствующей территории, отрабатывать вопросы приведения в готовность ГО и ведения ГО.
При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.
Для органов управления и сил ГО началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.
III. Задачи по подготовке органов повседневного управления
Продолжить рабоеу по:
организации взаимодействия Службы ответственных дежурных Министерства (далее - СОД) и дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций сферы деятельности Минпромторга России;
повышению оперативности взаимодействия СОД с ГУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России;
повышение оперативности действий по повседневному взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти при ликвидации ЧС, тушении пожаров;
разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для СОД и дежурного персонала ДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на объектах организаций сферы деятельности Минпромторга России;
организация тесного взаимодействия СОД с ДДС по вопросам приема, обработки и передачи информации между диспетчерскими службами и АСФ;
оснащение ДДС современными средствами связи.
Подготовку специалистов СОД (ДДС) осуществлять:
в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке, для СОД - один день в квартал по 4 - 6 часов, для ДДС - один день в месяц по 6 - 8 часов, тематику определять, исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;
в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
в ходе проведения тренировок со сменами СОД (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются СОД (ДДС).
В ходе подготовки персонала СОД (ДДС) особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления, сотрудников организаций, а также доведения сигналов оповещения ГО.
Не реже одного раза в год принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов СОД (ДДС) к работе.
IV. Задачи по подготовке профессиональных
аварийно-спасательных формирований, а также подразделений
пожарной охраны
Основные усилия при подготовке профессиональных аварийно-спасательных формирований (далее - ПАСФ) направить на поддержание их в постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении АСР в различных ситуациях, совершенствование тактики действий, возможностей ПАСФ и организации их взаимодействия.
Профессиональную подготовку спасателей ПАСФ проводить в составе дежурных смен при несении дежурства в соответствии с требованиями законодательства.
При подготовке ПАСФ особое внимание уделять специальной, физической и психологической подготовке личного состава к действиям при угрозе и (или) возникновении ЧС.
При проведении ТСУ, тренировок с ПАСФ создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.
В ходе проведения ТСУ отрабатывать вопросы организации взаимодействия ПАСФ с подразделениями органов внутренних дел, органами повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф (далее - ВСМК) - территориального центра медицины катастроф (далее - ТЦМК), подразделениями МЧС России, ИОС, ОМСУ и силами РСЧС.
При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС особое внимание обращать на вопросы прогнозирования ЧС, укомплектованности и оснащенности подразделений, для выполнения задач по предназначению, а также на состав группировки сил и средств ПАСФ.
Повышение квалификации и профессиональную переподготовку спасателей ПАСФ осуществлять в центрах подготовки спасателей МЧС России, учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и в других сторонних организациях, осуществляющих соответствующую образовательную деятельность.
Обеспечить качественную подготовку ПАСФ к проведению практических и теоретических занятий, в том числе по изучению нормативных правовых актов Российской Федерации.
Основные усилия при подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - АСС (АСФ)) направить на поддержание их постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей АСС (АСФ) и организации взаимодействия в сложных условиях.
Подготовку начальников и их заместителей АСС (АСФ) осуществлять в соответствии с требованиями Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, и Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, а также в рамках учебных сборов.
В год, когда не проводятся тактико-специальные учения, проводить тренировки с АСС (АСФ) или отдельно со всеми структурными подразделениями АСС (АСФ) в течение года.
Руководителям организаций организовать проведение аттестации АСС (АСФ) и НАСФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Начальники АСС (АСФ) осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль его проведения.
Отраслевой аттестационной комиссии Минпромторга России по аттестации в химической промышленности (ОАК N 5/6), Отраслевой аттестационной комиссии металлургического комплекса России (ОАК N 5/8) при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС (АСФ) правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС (АСФ), уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.
Обеспечить качественную подготовку аварийно-спасательных формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.
Организация профессиональной подготовки спасателей
Организовывать и проводить профессиональную подготовку спасателей по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации в составе дежурных смен.
Профессиональная подготовка спасателей организуется начальником ПАСС(Ф), проводится во время дежурств в составе дежурных смен (теоретические занятия) или во время проведения учебно-тренировочных сборов.
Учебная нагрузка должна составлять 3 - 4 учебных часа в течение одних суток дежурства и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут.
Особое внимание обратить на организацию и проведение практических занятий, направленных на углубление и закрепление знаний в области ведения АСР, развитию специальных практических умений и навыков, проверку уровня профессиональной подготовленности, соблюдению требований безопасности.
Обучение спасателей, вновь принятых на работу, и спасателей, повышающих квалификацию, проводить в образовательных организациях, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности с учетом требований профессионального стандарта "Спасатель", утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2023 г. N 766н (зарегистрирован Министерством юстиции России 20 ноября 2023 г., регистрационный N 76030).
Организация противопожарной подготовки
Занятия по противопожарной подготовке проводить в рамках организации непрерывного обучения спасателей в межаттестационный период, уделяя особое внимание организации практических занятий, направленных на совершенствование действий спасателей в непригодной для дыхания среде.
Проводить специальные учения или тренировки по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и образовательных организациях не реже 1 раза в течение года продолжительностью до восьми часов во взаимодействии с подразделениями ФПС ГПС.
В ПАСФ, аттестованных на ведение АСР, связанных с тушением пожаров, организовывать тренировки в СИЗ органов дыхания на свежем воздухе 1 раз в месяц, в теплодымокамере - 1 раз в квартал.
Организация подготовки по радиационной, химической и биологической защите
Подготовку спасателей ПАСС(Ф) к работе с аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ) осуществлять на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.
Практическую работу с АХОВ осуществлять после аттестации на право ведения газоспасательных работ при надлежащей технической оснащенности спасателей.
Организация подготовки по оказанию первой помощи
Занятия по оказанию первой помощи проводить в рамках организации непрерывного обучения спасателей в межаттестационный период. К проведению занятий привлекать инструкторов первой помощи или преподавателей, прошедших специальную подготовку.
Особое внимание уделять отработке действий спасателей по применению универсального алгоритма оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ранениях, травмах, ожогах, при отсутствии сознания и дыхания.
Проводить не реже 1 раза в месяц тренировки спасателей по оказанию первой помощи в ЧС.
Организация психологической подготовки
Занятия по психологической подготовке проводить в рамках организации непрерывного обучения спасателей в межаттестационный период и направить их на приобретение и поддержание уровня знаний, навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективного решения профессиональных задач, а также формирование психологических качеств, необходимых для выполнения работ в экстремальных условиях.
К проведению занятий привлекать преподавателей психологии, психологов, прошедших подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах.
Организация физической подготовки
Занятия по физической подготовке проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделить развитию физиологической силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки.
Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить 1 раз в месяц под руководством начальников ПАСС(Ф) с принятием зачетов выполнения нормативов и выставлением оценок.
Время между зимним и летним периодами обучения использовать для развития и совершенствования учебно-материальной базы ПАСС(Ф), проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов.
Для поддержания и совершенствования физических качеств спасателей не реже 1 раза в квартал организовывать в ПАСС(Ф) соревнования по различным видам спорта.
Организация подготовки по средствам связи
Основной формой обучения работников по связи являются практические занятия на штатной технике связи, в ходе которых главное внимание уделяется вопросам подготовки к работе, настройке и эксплуатации средств связи в различных режимах.
Первоначальное обучение работе на средствах связи проводится в классе и на действующей (штатной) аппаратуре, затем на учебных полях в ходе комплексных занятий. При проведении занятий широко используются тренажеры, плакаты и другие наглядные пособия. К работе на средствах связи, обучаемые допускаются после изучения требований безопасности и дисциплины связи и получения твердых навыков в приеме и передаче радиотелефонограмм с соблюдением правил обмена.
V. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных
формирований и нештатных формирований по обеспечению
выполнения мероприятий по гражданской обороне
В целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий организациям, независимо от форм собственности, создавать и готовить НАСФ и НФГО, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлений Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской защиты", от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказами МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2006, регистрационный номер 7383) и от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015, регистрационный номер 36034).
Основные усилия сосредоточить на подготовке сил ГО в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО. Силы ГО создаются в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО добиваться точного выполнения требований нормативных правовых актов. Нормативные документы не должны носить рекомендательный характер.
При подготовке руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на натурном участке местности или на территории организации. С этой целью на натурном участке местности или учебных площадках оборудуются места, позволяющие отрабатывать практические действия по выполнению личным составам НАСФ, НФГО задач в соответствии с предназначением.
Подготовку руководителей НАСФ и НФГО проводить в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований в соответствии с Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.
Подготовка НАСФ включает:
обучение по программам профессиональной подготовки спасателей в образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии;
обучение руководителей формирований по дополнительным профессиональным программам (по программам курсового обучения) в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муниципальных образований и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО в соответствии с приказом МЧС России от 24 апреля 2020 г. N 262 "Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2020 г., регистрационный N 58566);
обучение личного состава НАСФ в организациях по месту работы по программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденной заместителем Министра П.Ф. Барышевым 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-28-11;
участие формирований в учениях и тренировках по ГО и защите от ЧС, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф;
участие в соревнованиях среди нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО;
проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Подготовка НФГО включает:
обучение руководителей формирований по дополнительным профессиональным программам (по программам курсового обучения) в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муниципальных образований и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО в соответствии с приказом МЧС России от 24 апреля 2020 г. N 262 "Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2020 г., регистрационный N 58566);
обучение личного состава НФГО в организациях по месту работы по программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденной заместителем Министра П.Ф. Барышевым 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-26-11;
участие формирований в учениях и тренировках по ГО.
Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.
Подготовку и проведение учений и тренировок с привлечением НАСФ и НФГО обеспечить в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580), Методическими рекомендациями по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденными заместителем Министра В.Н. Яцуценко 27 августа 2021 г.
Ежегодно проводить анализ методического руководства создания, подготовки и обеспечения готовности сил ГО в территориальных органах МЧС России, органах управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в организациях. По результатам анализа до 10 декабря подводить итоги, отражать их в годовых распорядительных документах, в которых определять состояние сил ГО и вопросы по их совершенствованию.
VI. Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны
В соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденным приказом МЧС России от 5 февраля 2025 г. N 77 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2025 г., регистрационный N 81466), профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.
Основными задачами профессиональной подготовки являются:
подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной;
получение личным составом органов управления, подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и проведению АСР;
совершенствование навыков личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;
формирование профессионального самосознания у личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;
обучение личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны безопасным приемам работы при проведении боевых действий по тушению пожаров и проведению АСР;
выработка и постоянное совершенствование у личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров при проведении боевых действий по тушению пожаров и проведению АСР;
формирование высокой психологической устойчивости личности у каждого члена личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств;
совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.
Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:
а) стажировок;
б) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) (далее - караул) к боевым действиям по тушению пожаров и проведению АСР;
г) служебной подготовки;
д) физической подготовки;
е) самостоятельной подготовки.
Боевая подготовка личного состава караулов должна проводиться в целях приобретения и поддержания личным составом караулов на необходимом уровне знаний, умений и навыков, реализуемых посредством теоретической и практической подготовки личного состава караулов к проведению боевых действий по тушению пожаров и проведению АСР.
Боевую подготовку личного состава караулов проводить в период несения боевого дежурства с 13 - 16 января по 13 - 16 декабря, при этом учебный год начинается с первого караула подразделения пожарной охраны.
Занятия по служебной подготовке проводить ежемесячно с февраля по ноябрь в объеме не менее 40 часов в год, из которых не менее 20 часов отводится на занятия в общей группе начальника органа управления (из них 8 часов на общественно-государственную подготовку, 6 часов на психологическую подготовку, не менее 4-х часов на изучение тем, определенных руководителем учебной группы, 2 часа на итоговые занятия), на специальную подготовку - 20 часов, проводимую в группах по направлениям служебной деятельности.
В рамках проведения служебной и боевой подготовки особое внимание уделять:
подготовке начальствующего состава, непосредственно выступающего в роли руководителей тушения пожара и ликвидации ЧС, а также членов оперативного штаба тушения пожаров и ликвидации ЧС в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
пожарно-строевой подготовке, проводимой в целях обучения приемам и способам работы с пожарной и аварийно-спасательной техникой, вооружением и оборудованием, выработке навыков слаженной работы и умелого применения пожарной, аварийно-спасательной техники, вооружения и оборудования при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
пожарно-тактической подготовке, проводимой с целью формирования и совершенствования у личного состава подразделений пожарной охраны навыков проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в составе отделения и караула, а также совершенствования пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений пожарной охраны по управлению боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
подготовке газодымозащитников, проводимой с целью формирования высокой психологической устойчивости, совершенствования знаний, практических умений и навыков эксплуатации СИЗ органов дыхания и зрения и других технических средств газодымозащитной службы и обучения слаженным и наиболее эффектным приемам и способам коллективных действий при ведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде;
соблюдению правил охраны труда и техники безопасности при несении службы.
Физическую подготовку личного состава подразделений пожарной охраны осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и направить на развитие физических качеств, двигательных навыков и умений служебно-прикладного характера, повышение функциональных возможностей организма, сопротивляемости к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности и окружающей среды, воспитание психологической устойчивости, морально-волевых качеств и укрепление здоровья.
Физическую подготовку начальствующего состава органов управлений и подразделений пожарной охраны проводить с периодичностью одно занятие в неделю, продолжительностью два часа.
Организовать оказание методической помощи организациям, ведущим работу по подготовке добровольных пожарных. В ходе участия в КШУ, пожарно-тактических учениях (занятиях) отрабатывать вопросы организации взаимодействия ФПС ГПС с подразделениями иных видов пожарной охраны и волонтерами-спасателями. При привлечении волонтеров-спасателей к участию в КШУ, пожарно-тактических учениях (занятиях) координировать их действия.
VII. Доведение Организационно-методических указаний
В целях осуществления полномочий Минпромторга России по координации и методическому руководству подготовкой органов управления, сил ГО и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях, находящихся в сфере деятельности Минпромторга России в области ГО, защиты персонала и объектов от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах настоящие Организационно-методические указания, а также План основных мероприятий Минпромторга России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на 2026 год (прилагается) довести до структурных подразделений Министерства и организаций в установленном порядке.
О ходе выполнения организационно-методических указаний организациям Минпромторга России ежегодно докладывать в Минпромторг России до 25 декабря в материалах ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в докладе о состоянии гражданской обороны (форма N 3/ДУ).
Руководителям организаций обратить внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований в области защиты государственной тайны при разработке нормативных и правовых документов и направлении материалов в адрес Министерства.