КОНЦЕПЦИЯ
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
от 16 января 2012 года

ВВЕДЕНИЕ

Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года определено направление по созданию конкурентоспособной продукции, соответствующей передовым мировым стандартам в области автомобилестроения. Одной из ключевых задач в этом направлении является создание в долгосрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ на мировом уровне за счет обеспечения автомобилестроительной отрасли достаточным количеством высококвалифицированного персонала, способного решать поставленные цели. При этом большинство кадровых проблем отрасли имеет системные решения и требует скоординированных действий всех участников процесса, включая образовательные учреждения, промышленные предприятия в сфере автомобилестроения и органы исполнительной власти.

В то же время Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, применяемые в настоящий момент, не отражают требований к профессиям, сформированным в новых экономических условиях. В связи с новыми задачами развития и оптимизации производства, появлением новой техники и технологий, моделей управления персоналом квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися функциональными требованиями.

Для достижения данной цели в 2011 году Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при участии предприятий автомобильной промышленности разработало настоящую концепцию кадрового обеспечения Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).

Настоящая Концепция разработана на основании Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

Настоящая Концепция направлена на:

- определение приоритетных направлений развития кадрового потенциала автомобильной промышленности Российской Федерации на долгосрочную перспективу и путей их реализации;

- обеспечение согласованности действий Министерства с другими органами государственной власти и бизнесом по ключевым направлениям кадрового обеспечения развития отрасли на основе государственно-частного партнерства;

- разработку и внедрение системы прогнозирования кадровых потребностей автомобильной промышленности;

- развитие систем подготовки кадров в соответствии с современными требования к квалификации персонала.

Настоящая Концепция включает в себя следующие основные блоки:

- оценку текущего состояния и основных системных проблем в части кадрового обеспечения развития автомобилестроения в России;

- перечень основных направлений в рамках задач кадрового обеспечения стратегии развития автомобильной промышленности;

- организационное обеспечение и последовательность реализации направлений настоящей Концепции.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

Цель - обеспечение реализации Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 г. квалифицированным кадровым ресурсом, соответствующим современным и перспективным потребностям автомобильной промышленности.

Задачи:

- формирование системы прогнозирования кадровой потребности автомобильной промышленности;

- развитие системы отраслевых профессиональных стандартов;

- развитие системы подготовки кадров для автомобильной отрасли;

- создание системы аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов.

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тысяч рабочих мест непосредственно в компаниях - производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1000000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.

В ходе анализа были выделены текущие проблемы предприятий, при этом особое внимание уделено вопросам взаимодействия с системой образования, рынком труда, а также вызовам, появляющимся при реализации стратегии автомобильной промышленности, в частности, вхождение российских предприятий в глобальные автопромышленные альянсы и способность российских автопроизводителей осуществить повышение производительности труда и приведение численности персонала в соответствие с основными параметрами конкурентоспособности, так как на данный момент российская автомобильная промышленность отстает по производительности труда от мировых лидеров не менее чем в 2 - 3 раза.

Текущие проблемы автопроизводителей:

- дефицит высококвалифицированного производственного персонала и инженерных кадров, обеспечивающих конструкторско-технологические разработки и сопровождение производственных процессов на предприятиях;

- отсутствие механизмов прогнозирования и управления кадровым обеспечением автомобильной отрасли в условиях современного рынка труда;

- несоответствие региональной структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также уровня компетентности выпускников потребностям автопроизводителей;

- отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи в отрасли;

- сложная процедура привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, востребованных по причине низкого уровня либо полного отсутствия в России подготовки по необходимым направлениям;

- недостаточное кадровое обеспечение проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по созданию качественно новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов, включая развитие национальной базы НИОКР в области автомобилестроения;

- недостаточное развитие производства автокомпонентов и предприятий товаропроводящей и сервисной сети (не более 5% российских предприятий, производящих автокомпоненты, соответствуют требованиям стандарта ISO/ТС-16949, устанавливающего специфические требования к системам менеджмента качества поставщиков автомобильной промышленности, а также иным требованиям по качеству и организации производства);

- неравномерное распределение трудового ресурса в регионах присутствия автопроизводителей и отсутствие механизмов регулирования рынка труда (программы целевой подготовки, релокации персонала и т.д.) при значительном изменении объемов производства.

Ситуация в системе образования:

- несоответствие содержания образовательных программ современным требованиям автомобилестроения и недостаточная результативность методов обучения с точки зрения качества подготовки выпускников;

- отсутствие механизма перевода современных требований к профессиональной квалификации специалиста в образовательные стандарты и программы;

- несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов современной профессионально-квалификационной структуре отрасли;

- дефицит профессорско-преподавательского состава необходимой квалификации, использующего практикоориентированные методы обучения;

- недостаточное развитие межвузовской, в том числе международной, кооперации и консолидации, усилий в направлении модернизации программ подготовки и прикладных исследований.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Задача 1. Формирование системы прогнозирования кадровой потребности автомобильной промышленности

Система прогнозирования должна ориентироваться на Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 г., перспективные технологические инновации отрасли и тенденции развития автомобильного рынка. Система должна формировать качественный прогноз, то есть предусматривать появление новых квалификаций в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Система прогнозирования должна быть динамичной и гибко реагировать на изменения внешней среды, так как результаты данного прогноза должны своевременно использоваться при обновлении профессиональных стандартов (далее - ПС) и профессионально-квалификационной структуры отрасли (далее - ПКС).

Для выполнения данной задачи необходимо реализовать мероприятия по следующим направлениям:

Направление 1.1. Организация работы по технологическому и квалификационному прогнозированию с использованием межотраслевых технологических прогнозов, стратегических планов производителей, а также международной экспертизы. В данной работе помимо автопроизводителей должны принимать участие производители материалов и автокомпонентов, инжиниринговые, научные и образовательные учреждения. Таким образом, создаются условия для интеграции актуальных требований всех участников отрасли в образовательные программы.

Направление 1.2. Формирование механизма обновления профессионально-квалификационной структуры и формирования прогнозной ПКС в перспективе на 5 - 10 лет, которая будет использоваться как основа для формирования стратегических и перспективных программ участников процесса кадрового обеспечения автомобильной промышленности. Прогнозная квалификационная структура является дополнением к актуальной профессионально-квалификационной структуре отрасли и обозначает наиболее вероятные с точки зрения экспертов направления изменения квалификаций.

Направление 1.3. Организация работ по формированию механизма своевременного обеспечения качественной рабочей силой ведущих игроков автомобильной промышленности и смежных отраслей, а также разработка механизма занятости высвобождающейся инженерной и рабочей силы при значительных изменениях объема выпуска продукции.

Задача 2. Развитие системы отраслевых профессиональных стандартов

В 2011 году Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными ведомствами был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)", предлагаемое изменение предполагает, что требования к профессиональной квалификации работника, к его знаниям, умениям, а также к содержанию трудовой функции и условиям ее осуществления будут определяться профессиональным стандартом.

Осознавая актуальность и значение указанного проекта Федерального закона для развития кадрового потенциала автомобильной промышленности, Минпромторг России разработал 12 профессиональных стандартов по следующим профессиям: "Дизайнер автомобилестроения", "Конструктор автомобиля", "Логист автомобилестроения", "Специалист металлообрабатывающего производства", "Специалист окрасочного производства", "Специалист по инструментальной оснастке", "Специалист по металлоконструкциям", "Специалист по мехатронике", "Специалист по мехатронным системам автомобиля", "Специалист по сборке агрегатов и автомобиля", "Специалист промышленного инжиниринга", "Технолог машиностроительного производства по металлообработке" и профессионально-квалификационную структуру отрасли автомобилестроения, отражающую текущую ситуацию в отрасли, для последующего их внесения в установленном порядке в Минздравсоцразвития России для утверждения. Для формирования законченной отраслевой системы профессиональных стандартов необходимо реализовать мероприятия по следующим направлениям:

Направление 2.1. Разработка профессиональных стандартов в соответствии со сформированной на данный момент профессионально-квалификационной структурой отрасли и приоритетами, определяемыми автопроизводителями.

Направление 2.2. Разработка механизма обновления профессиональных стандартов на основе результатов работы структуры при отраслевом объединении автопроизводителей по технологическому и квалификационному прогнозированию и практики применения профессиональных стандартов на предприятиях отрасли.

Направление 2.3. Формирование системы признания качества разрабатываемых профессиональных стандартов через процедуру регистрации в отраслевом объединении автопроизводителей и подготовку предложений по внесению изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих на основании сформулированных в ПС и ПКС требований к квалификации.

Задача 3. Развитие системы подготовки кадров для автомобильной отрасли

С целью развития системы подготовки кадров для автомобильной отрасли важно усиление интеграции и скоординированности действий системы образования и систем внутрифирменной подготовки персонала промышленных предприятий. Для этого необходимо реализовать мероприятия по следующим направлениям:

Направление 3.1. Переложение требований, заложенных в профессиональных стандартах, в требования к содержанию образовательных программ по соответствующим направлениям. Для уточнения перечня направлений образования и корректировки федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по высшему профессиональному образованию (далее - ВПО) необходимо осуществлять взаимодействие с профильными учебно-методическими объединениями и учебными заведениями. Для уточнения содержания программ среднего профессионального образования (далее - СПО) - с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Направление 3.2. Разработка механизма мониторинга образовательных учреждений в целях выявления и поддержки центров компетенций по отдельным направлениям подготовки специалистов и приведения региональной структуры профессиональной подготовки в соответствие с актуальной и перспективной профессионально-квалификационной структурой.

Направление 3.3. Разработка новых образовательных программ, в том числе международных, соответствующих лучшим мировым практикам и региональной структуре потребности в профессиональной подготовке, с использованием инновационных методических и методологических подходов к обучению. Данную работу ведут образовательные учреждения, которые могут выполнять ее совместно с подразделениями предприятий в сфере автомобилестроения, отвечающих за развитие персонала. Также необходимо синхронизировать обновление учебной материально-технической базы, квалификации ППС и методического обеспечения образовательного процесса с изменениями в требованиях к квалификации выпускников в разработанных ПС.

Направление 3.4. Расширение практики стажировок специалистов, профессорско-преподавательского состава и студентов учебных заведений в ведущих учебных центрах и на предприятиях мировых лидеров автомобильной отрасли, в том числе за рубежом, а также стажировок иностранных студентов и специалистов на российских предприятиях.

Направление 3.5. Развитие системы грантовой и стипендиальной поддержки студентов и аспирантов на обучение в лучших научных и образовательных центрах, в том числе за рубежом. В рамках реализации данного направления целесообразно использовать и развивать существующие стипендиальные программы: федеральные, региональные, корпоративные.

Направление 3.6. Повышение уровня подготовки инженерно-конструкторских кадров, реализующих инновационные проекты, с учетом необходимости развития инжиниринговых центров.

Направление 3.7. Разработка общеотраслевой системы обучения персонала предприятий-поставщиков и предприятий товаропроводящей и сервисной сети для выполнения задачи Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года по развитию производства автокомпонентов на территории России.

Направление 3.8. Развитие механизмов влияния работодателей на деятельность образовательных учреждений, включая работу в попечительских и наблюдательных советах, общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, целевые программы обучения, вхождение в ученый совет и т.д., в том числе в целях управления региональной структурой профессиональной подготовки.

При реализации вышеописанных мероприятий необходимо учитывать разрабатываемую Президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров и ряд других государственных инициатив в области развития системы образования.

Также необходимо дополнительно изучить возможность и необходимость:

- создания системы взаимодействия образовательных учреждений (альянсов, ассоциаций), осуществляющих подготовку кадров для автомобильной отрасли;

- создания единого информационного пространства для обеспечения подготовки кадров отрасли;

- разработки методики перевода профессиональных стандартов в федеральные государственные образовательные стандарты;

- разработки механизмов стимулирования деятельности предприятий по переподготовке кадров и разработке образовательных программ.

Задача 4. Создание системы аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов отдельных категорий специалистов

В целях распространения разработанных требований к квалификации специалистов отрасли на систему образования и повышения качества инженерно-технических кадров на рынке труда необходимо реализовать мероприятия по следующим направлениям:

Направление 4.1. Разработка и апробация механизма аккредитации образовательных программ работодателями. Данный механизм будет призван обеспечить совершенствование систем управления качеством обучения в образовательных учреждениях. Реализация направления должна подразумевать создание независимого от системы образования механизма влияния на содержание образовательных программ со стороны работодателей в соответствии с существующей и перспективной профессионально-квалификационной структурой и профессиональными стандартами.

Направление 4.2. Участие в разработке и апробации системы сертификации специалистов и выпускников учебных заведений на соответствие требованиям ПКС и ПС. Одним из ключевых требований к системам аккредитации и сертификации должно стать их признание на международном уровне для реализации планов по международному партнерству в автомобильной промышленности.

Важным условием успешной реализации мероприятий данного направления является разработка механизма признания аккредитации и сертификатов со стороны работодателей автомобильной отрасли.