Утверждаю
Министр промышленности
Российской Федерации
Ю.А.БЕСПАЛОВ
12 марта 1997 года

КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, ПРОЦЕДУРЫ)

1. Обоснование необходимости реструктуризации

Структура активов предприятий в условиях плановой экономики была ориентирована на централизованное распределение заказов и ресурсов для их выполнения. По существу, спрос и предложение на производимые товары и услуги формировались в одном месте - органах государственного планирования и распределения. Кроме того, производственные мощности и элементы обеспечивающей (социальной, мобилизационных резервов, нужд гражданской обороны, природоохранной и т.п.) инфраструктуры были сосредоточены в целях экономии бюджетных средств на предприятиях.

В результате реформ в России весьма высокими темпами началось формирование товарного и финансового рынков, существенно изменившее параметры спроса и предложения на производимые товары и услуги, что в свою очередь сформировало новые требования к параметрам и структуре активов, задействованных в производственном процессе. Структура активов предприятий оказалась неэффективной в смысле обеспечения оптимизации цен на производимые товары и услуги, их сбыта, переориентации производства на создание новой конкурентоспособной товарной продукции, а также обеспечения полной занятости работающих сотрудников.

Необходимость реструктуризации отдельных предприятий и отраслей промышленности продиктована прежде всего:

невостребованностью на рынке производимой товарной массы;

отсутствием работоспособной в условиях рынка системы организации и управления производственной, торговой и сбытовой деятельностью;

возникшей конкуренцией с российскими и зарубежными товаропроизводителями;

наличием предприятий - монополистов;

низкими потребительскими качествами значительной доли российских товаров;

физическим и моральным старением части активов предприятий;

появившейся возможностью операций с активами предприятий как в ходе приватизации, так и после нее;

высоким уровнем затрат;

наличием в структуре активов предприятия затратных объектов.

Решение о реструктуризации принимается собственниками активов предприятия или его кредиторами, сообразуясь со смыслом и задачами реструктуризации. Собственниками активов и кредиторами (инициаторами реструктуризации) в условиях рынка являются государство в лице тех или иных органов исполнительной власти либо частные предприятия и организации, банковские структуры, в том числе и зарубежные.

Смыслом реструктуризации для частных собственников является поиск рынков сбыта, формирование рациональной структуры активов предприятия, обеспечивающее рентабельность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Для государства - формирование рациональной структуры предприятий в отраслях, обеспечивающей занятость, поступления в бюджет и соблюдение национальных интересов.

Основными задачами реструктуризации являются привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов, поиск партнеров в бизнесе, расширение и укрупнение производства, внедрение новых технологий, диверсификация и демонополизация производства, дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия.

2. Содержание реструктуризации

Введение института частной собственности в России посредством приватизации происходило в условиях общего падения производства без соответствующей структурной перестройки предприятий и отраслей промышленности. Структура их активов практически не претерпела изменений. Функционирование предприятий в таком состоянии привело к появлению невостребуемых производственных мощностей, моральному и физическому старению основных фондов, нецелесообразности использования и неэффективности содержания непроизводственных активов.

Характерная структура активов предприятий, как правило, включает в себя имущественный комплекс в составе нескольких групп объектов:

эффективно функционирующие в условиях рынка производственные мощности;

неэффективно функционирующие производственные мощности;

мобилизационные мощности и объекты гражданской обороны;

объекты незавершенного строительства;

объекты соцкультбыта;

объекты, обеспечивающие энерго- и теплоснабжение предприятия и муниципальной инфраструктуры.

У большинства приватизированных предприятий указанные активы включены в уставный капитал образованных акционерных обществ.

Многие предприятия, потеряв рынки и не найдя новых, получают сырье, материалы и энергоресурсы по схеме товарного кредитования и не могут оплатить их, поскольку не способны реализовать произведенные товары и услуги, либо получить за них экономически обоснованную цену.

Без решения проблемы задолженностей реструктуризация предприятий или отраслей невозможна, поскольку необходимо согласие кредиторов на ее проведение, существенно затруднено привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов, не снижается опасность появления новых неплатежей после реструктуризации.

Характерная структура задолженности большинства предприятий включает следующие виды задолженностей:

бюджетам всех уровней;

внебюджетным фондам;

госрезерву;

кредиты коммерческим банкам;

предприятиям ТЭК;

предприятиям, обеспечивающим перевозки и связь;

предприятиям - смежникам.

Совокупные размеры задолженности предприятий, сформированных в ходе приватизации, в десятки или сотни раз превышают их уставные капиталы.

Содержанием реструктуризации задолженностей являются погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, обмен, конвертация или иные процедуры, так или иначе связанные с освобождением предприятия от банкротства, хотя бы временно.

Реструктуризация задолженности так или иначе должна привести к реструктуризации активов, поскольку потребует обеспечения имущественных прав кредиторов за счет активов предприятий, за исключением случаев, когда находится стратегический инвестор, готовый погасить имеющиеся задолженности перед кредиторами. Кредиторов и руководство предприятия могут интересовать одни и те же виды активов, как с точки зрения их ликвидности, так и с точки зрения перспектив их использования в будущем производстве.

Содержанием реструктуризации активов предприятия является:

формирование системы управления предприятием, ориентированной на функционирование в условиях рынка;

дроблением имущественного комплекса на отдельные предприятия;

ликвидация отдельных нерентабельных производств;

продажа, сдача в аренду, передача в залог части активов;

ввод производственных мощностей;

приобретение, аренда оборудования, освоение новых технологий;

создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей ликвидность производимой продукции;

образование или вхождение в финансово - промышленные объединения;

сокращение избыточного персонала, переподготовка или прием нового персонала;

освобождение предприятий от содержания объектов социальной и непроизводственной сфер.

Возможности государства по реструктуризации предприятия или отраслей основываются на правах собственника (для государственных предприятий или акционерных обществ со значительной долей госсобственности) и правах кредитора (для предприятий, имеющих задолженности в федеральный бюджет и госрезерв). Для осуществления реструктуризации предприятий возможна национализация убыточных предприятий и последующая их приватизация.

3. Направление реструктуризации

Без привязки к конкретным предприятиям и производствам могут быть выделены общие направления, характерные для современного состояния мировой экономики: выполнение национальных программ по ресурсосбережению, обеспечение экологических требований и высоких потребительских качеств производимых товаров и услуг, сертификация, внедрение современных и перспективных технологий, диверсификация производств, конверсия предприятий, интеграция промышленного и банковского капитала. Структурные преобразования промышленности в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют об общности подходов в выборе направлений вне зависимости от масштабов и времени реструктуризации. Эти направления должны учитываться также и вне зависимости от того, кто выступает инициатором реструктуризации, - государство либо частные собственники или кредиторы.

Национальные приоритеты, используемые при планировании структурных преобразований должны учитывать международный опыт стран, осуществляющих рыночные преобразования несколько столетий. К числу направлений реструктуризации, обеспечивающих национальные приоритеты, могут быть отнесены: независимость от ввоза сырьевых ресурсов, технологий, рабочей силы, повышение экспортного потенциала промышленности, создание рабочих мест; снижение трудоемкости и энергоемкости производимой продукции, обеспечение высокого прожиточного минимума, решение экологических проблем.

При определении стратегии реструктуризации принято выделять три группы отраслей промышленности, сформированные по уровню потребности в инвестиционных ресурсах, - группу базовых отраслей (производящих инвестиционные ресурсы), группу перспективных отраслей (способных производить инвестиционные ресурсы после реструктуризации), группу структурно - депрессивных отраслей или предприятий (подлежащих полной или частичной ликвидации). Вряд ли в России существуют отрасли, способные обходиться без привлечения инвестиционных ресурсов, это возможно только для отдельных предприятий или групп предприятий.

В структуре отраслей, подведомственных Минпрому России, к первой группе могут быть отнесены отдельные предприятия металлургии и нефтехимии. Ко второй группе могут быть отнесены все остальные предприятия после реструктуризации задолженностей, способные обеспечить рыночные цены на производимую продукцию и сформировать рынок ее сбыта. В этом смысле определяющим будет не отраслевое деление, а возможности ценообразования с учетом специфики транспортных издержек, стоимости потребляемых энергоресурсов, природных условий, необходимости содержать объекты социально - бытовой сферы. Наиболее вероятными "точками роста" скорее всего станут предприятия, опирающиеся на уникальные природные ресурсы России, - золотодобывающие, производящие химические удобрения, предприятия промышленной химии, производства, задействованные в авиапромышленности и высоких оборонных технологиях.

Свертыванию или ликвидации (частичной или полной) должны подвергаться предприятия, не имеющие потенциала для производства конкурентоспособной продукции даже после реструктуризации. В первую очередь, это относится к предприятиям, ликвидация которых:

не создает существенных социальных проблем;

не оказывает влияния на национальные интересы и безопасность.

Такими предприятиями могут оказаться ряд предприятий машиностроительного комплекса, текстильной и легкой промышленности и часть предприятий золотодобывающей и химической промышленности.

Реструктуризация даже одного предприятия представляет собой сложный, длительный по времени и требующий значительных финансовых и материальных ресурсов процесс, планирование которого должно осуществляться в рамках бизнес - плана.

Для отраслей должны быть разработаны программы реструктуризации, учитывающие прежде всего отраслевые особенности и приоритеты, особенности разделения труда, структуры товарных рынков и рынков рабочей силы.

4. Элементы отраслевых программ реструктуризации

Разработке программы реструктуризации отрасли должен предшествовать анализ финансового состояния и важнейших технико - экономических показателей предприятий отрасли, анализ товарных рынков, разработка направлений реструктуризации, определение приоритетов и перспектив развития отрасли. Содержание программы должно быть ориентировано на возможность, после ее утверждения, реализации конкретных процедур реструктуризации без задержек, ограничений, дополнительных согласований, иначе значимость и результативность реализации программы теряет всякий смысл.

Отраслевая программа реструктуризации разрабатывается с целью определения источников, механизмов финансирования, сроков, задач и перечней предприятий, реструктуризация которых осуществляется силами и средствами:

федеральных органов исполнительной власти посредством процедур приватизации, банкротства, ликвидации;

органами власти субъектов Федерации;

местных органов исполнительной власти;

исключительно предприятий;

кредиторов или инвесторов предприятий;

предприятий с привлечением средств бюджета и других источников финансирования.

Отраслевая программа реструктуризации должна содержать следующие основные разделы:

цели реструктуризации отрасли;

направления реструктуризации;

перечни предприятий, реструктуризация которых осуществляется в соответствии с решениями федеральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов предприятий, кредиторов и инвесторов;

порядок и критерии принятия решений о реструктуризации;

способы реструктуризации;

средства, необходимые для проведения реструктуризации, и механизм финансирования;

сроки реструктуризации;

мероприятия по стимулированию реструктуризации предприятий;

меры, обеспечивающие социальную защиту работников предприятий;

порядок взаимодействия с местными органами власти в ходе реструктуризации;

порядок взаимодействия с предприятиями, подлежащими реструктуризации;

перечень нормативно - правовых документов, обеспечивающих тот или иной способ реструктуризации.

Программа реструктуризации отрасли может быть утверждена указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации.

Проект программы, с целью ее утверждения, в установленном порядке представляется на согласование в заинтересованные министерства и ведомства.

Начальник Департамента
реструктуризации промышленности
и инвестиций
С.А.МИХАЙЛОВ