4.3.1. Распоряжение Минприроды России от 17.12.2024 N 62-р "Об утверждении Стратегии сохранения охотоморской популяции серого кита в РФ"
4.3.1. Запутывание и столкновение с судами
Представители семейства гладких китов (в том числе серые киты охотоморской популяции) страдают от запутывания в сетевых орудиях лова, утерянных судовых снастях и от столкновения с судами.
Угрозу для охотоморской популяции серого кита представляют сетевые орудия лова при прибрежном промысле рыбы. Зафиксированы случаи травмирования и гибели китов. В 2005 году зафиксирована гибель трех особей охотоморской популяции серого кита: самки с детенышем и годовалой особи на тихоокеанском побережье Японии в период миграции на север. При анализе травм различного антропогенного происхождения у серых китов охотоморской популяции в Пильтунском районе зафиксировано, что из 150 особей серых китов, идентифицированных с 1994 по 2005 гг. 30 китов (20 процентов), включая 15 самцов, 14 самок и одну особь неопределенного пола, имели один и более признак травмирования (шрамы), 28 китов (18,7 процента), включая 15 самцов, 12 самок, 1 особь неизвестного пола, имели признаки запутывания в орудиях лова, при этом 11 из 28 особей получили признаки травмирования в возрасте до трех лет.
Наиболее высокая плотность судоходства круглогодично наблюдается в районах межконтинентальных торговых маршрутов и в узлах коммерческого судоходства, у входов в морские порты. Случаи столкновений серых китов с судами отмечаются по всему ареалу как во время нагульного периода, так и в период миграций на юг, к местам зимовки, и на север, к местам нагула.
Для малочисленной охотоморской популяции серого кита зонами высокого риска являются на Дальнем Востоке России прибрежные воды полуострова Камчатка и Охотского моря, прибрежные воды южных Курильских островов и Японии, все западное побережье Северной Америки. Наибольший риск столкновений с судами - в период миграций на юг и север, когда большая часть популяции серых китов перемещается в прибрежных водах. Танкеры, контейнеровозы и другие грузовые суда представляют значительный риск для серых китов, но коммерческий рыболовный флот также представляет источник риска. Ежегодно в результате столкновений с кораблями погибают десятки серых китов. Анализ шрамов на теле китов и травм, полученных китами преимущественно при миграциях или на местах зимовки, показал, что риск получения серыми китами серьезных травм или гибели китов в случае столкновений связан с размером и скоростью судна.
У северо-восточного побережья острова Сахалин, основного места нагула охотоморской популяции серого кита, риск столкновения китов с судами также велик. В первую очередь это касается судов снабжения и смены экипажей, обслуживающих нефтегазовые объекты на шельфе острова Сахалин в летний и осенний период, когда киты перемещаются вдоль побережья к югу от Пильтунского района или в Морской нагульный район.
Существует также опасность столкновения с другими исследовательскими судами, работающими в данной акватории.
