3.3. Распоряжение Минприроды России от 17.12.2024 N 62-р "Об утверждении Стратегии сохранения охотоморской популяции серого кита в РФ"
3.3. Принятые правовые меры охраны популяции
Для обеспечения сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, включая охотоморскую популяцию серого кита, и среды их обитания приняты нормативные правовые акты, регулирующие охрану и использование таких объектов и использование мест их обитания. Правовой основой регулирования вопросов охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира и мест их обитания являются:
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 20.12.2004 N 166 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
Федеральный закон от 30.11.1995 N 187 "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Федеральный закон от 17.12.1998 N 191 "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
Федеральный закон от 31.07.1998 N 155 "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 N 967 "Об участии Российской Федерации в Международной конвенции по регулированию китобойного промысла";
постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов";
постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 N 337 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973, в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб";
постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2022 N 343 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 N 212-р об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года;
приказ Минприроды России от 23.05.2016 N 306 "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2016, регистрационный N 43075);
приказ Минприроды России от 24.03.2020 N 162 "Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2020, регистрационный N 57940);
приказ Минприроды России от 28.04.2008 N 107 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и их среды обитания" (зарегистрирован Минюстом России 29.05.2008, регистрационный N 11775);
приказ Минприроды России от 24.03.2020 N 162 "Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2020, регистрационный N 57940).
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
В целях обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, ведется Красная книга Российской Федерации, Порядок ведения которой установлен приказом Минприроды России от 23.05.2016 N 306 (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2016, регистрационный N 43075).
Приказом Минприроды России от 24.03.2020 N 162 утвержден Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2020, регистрационный N 57940), в который включены 443 объекта животного мира (на уровне вида, подвида, популяции), в том числе охотоморская популяция серого кита.
Согласно статье 24 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, регулируется Правилами добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 N 13.
За противоправные действия в отношении объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе в отношении охотоморской популяции серого кита, предусмотрена административная, гражданско-правовая (имущественная) и уголовная ответственность.
Статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, либо действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих видов животных, растений или других организмов, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка видов указанных животных, растений или других организмов, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" возникает за вред, причиненный окружающей среде, в результате нарушения договора в сфере природопользования, а также в результате внедоговорного причинения вреда. В соответствии с пунктом 1 статьи 77, пунктом 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" предусмотрена гражданско-правовая (имущественная) ответственность в отношении объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, согласно которой юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, должны возместить нанесенный ущерб в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда.
Статьей 259 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекших гибель популяции этих организмов.
Охотоморская популяция серого кита включена в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции, утвержденный распоряжением Минприроды России от 29.08.2019 N 26-р.
Важным элементом действующего российского законодательства являются нормы международного права. Данные нормы особенно важны применительно к сфере регулирования охраны, воспроизводства и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, поскольку многие из них обитают на территории разных стран и сохранение их возможно только путем скоординированных действий.
Основными международными актами, которые способствуют сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, в частности охотоморской популяции серого кита, являются следующие конвенции:
1) Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (1948).
В соответствии с положениями Международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 года и решениями Международной китобойной комиссии промысел серых китов допускается только в двух целях: в целях традиционного промысла коренных народов и в научных целях.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 N 967 "Об участии Российской Федерации в международной конвенции по регулированию китобойного промысла" промысел китов российскими физическими и юридическими лицами может производиться только в соответствии с правилами, предусмотренными Международной китобойной комиссией. Изъятие китов в научных целях и для потребления коренным населением Чукотского автономного округа (аборигенный промысел) в морской экономической зоне Российской Федерации, а также российскими физическими и юридическими лицами за ее пределами может осуществляться только в рамках научно-исследовательских программ и квот для аборигенного промысла, одобренных Международной китобойной комиссией.
На всей территории Российской Федерации осуществление промышленного и коммерческого промысла китов полностью запрещено с 2022 года в связи с внесением Федеральным законом от 30.12.2021 N 486-ФЗ изменений в часть 7 статьи 26 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и установлением полного запрета на промышленный и прибрежный промысел китообразных.
В России допускается аборигенный промысел серых китов чукотско-калифорнийской популяции по аборигенной квоте, выделяемой Международной китобойной комиссией коренным жителям Чукотки - эскимосам и чукчам.
Промысел серых китов охотоморской популяции не ведется. Однако, учитывая, что до половины серых китов охотоморской популяции совершают миграции вдоль североамериканского материка к местам зимовки в мексиканских лагунах, существует риск их добывания индейцами племени Маках (штат Вашингтон, США), чей китобойный промысел, закрепленный в качестве права в Договоре 1855 года (заключен между племенем Маках и федеральным правительством США), возобновился в 2024 году после 50-летнего запрета в соответствии с решением Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA);
2) Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, 1973).
В соответствии с положениями Конвенции международная торговля видами, включенными в приложения Конвенции, а также их частями и дериватами разрешается только по специальным разрешениям, выдаваемым административными органами Конвенции в соответствии с заключением научных органов о законности происхождения образцов и об отсутствии угрозы выживания данного вида от проводимой торговой операции. Россия является Стороной СИТЕС. Серый кит занесен в Приложение I Конвенции;
3) Конвенция о биологическом разнообразии (1992), ратифицированная Российской Федерацией в 1995 году Федеральным законом от 17.02.1995 N 16-ФЗ "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии". Основные цели Конвенции заключаются в сохранении, устойчивом использовании биологического разнообразия и совместном получении на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов.
