Распоряжение Минприроды России от 30.09.2021 N 38-р "Об утверждении Плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования"
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 сентября 2021 г. N 38-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА
АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Во исполнение пункта 22 приложения к национальному плану мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 115) и целях формирования отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата:
1. Утвердить прилагаемый План адаптации к изменениям климата в сфере природопользования.
2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, руководствоваться Планом адаптации к изменениям климата в сфере природопользования при формировании отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата.
Министр
А.А.КОЗЛОВ
Утвержден
распоряжением Минприроды России
от 30.09.2021 г. N 38-р
ПЛАН
АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Наименование субъекта адаптации
|
Природопользование по ОКВЭД:
02.40 реализация мер пожарной безопасности в лесах, тушение пожаров в лесах;
71.12.56 гидрометеорологическое обеспечение работ по защите лесов от пожаров;
71.12.57 деятельность по искусственному регулированию осадков, в том числе по вызыванию осадков с целью тушения лесных пожаров;
71.12.51 Деятельность наблюдательной гидрометеорологической сети;
71.12.55 Деятельность по обработке и предоставлению гидрометеорологической информации органам государственной власти и населению;
71.12.56 Обеспечение гидрометеорологическое деятельности физических и юридических лиц;
74.90 Деятельность профессиональная, научная и техническая
- подготовка метеорологических прогнозов;
84.25
- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
- организацию и осуществление профилактики пожаров;
- организацию тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
91.04 деятельность государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, включая деятельность по сохранению дикой природы
|
2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных)
|
Под природно-климатическим риском понимается риск, обусловленный воздействием на социально-экономические системы случайных природных (стихийные бедствия) и климатических факторов (аномальные метеорологические, гидрологические и иные подобные явления). Природно-климатические риски относятся к категории "чистых" рисков, когда существует вероятность получения отрицательного результата (убытков, ущерба) без возможности получения положительного результата. В материалах проведенной под эгидой ООН Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий (Кобе, Япония, 2005 г.) отмечено, что "Риск бедствия возникает в том случае, когда гидрометеорологические, геологические и другие опасности вступают во взаимодействие с факторами уязвимости физического, социального, экономического и экологического характера. Причиной подавляющего большинства бедствий являются гидрометеорологические явления".
Решение проблем управления природно-климатическими рисками имеет значительную практическую ценность, поскольку является базой для решения широкого спектра задач по предупреждению и минимизации соответствующих рисков, а также компенсации их последствий. Основными целями при разработке методологии управления природно-климатическими рисками являются:
- разработка методов оценки природно-климатических рисков;
- формирование исходных данных (показатели экономической деятельности, статистика ущербов от неблагоприятных природных и климатических явлений и т.д.);
- разработка методов страхования (хеджирования) природно-климатических рисков.
|
3. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня
|
Наиболее значимые погодно-климатические риски для лесного хозяйства обусловлены лесными пожарами, воздействием экстремальных погодных явлений, вредителей и болезней леса. Важными факторами, влияющими на состояние лесных экосистем, являются также возможные сдвиги природных зон и уменьшение биоразнообразия.
В соответствии с оценками МГЭИК, в отдельных регионах Евразии, главным образом на юге, риск пожароопасности к середине XXI в. может увеличиться троекратно по сравнению с концом XX в. Определяющим фактором риска пожароопасности наряду с ростом температуры является изменение режима увлажнения.
Изменение климата создает большие трудности в области водоснабжения и увеличивает риски экстремальных метеорологических явлений.
Прогнозируется, что к 2050 году воздействие на климат, связанное с водой, способно подавить темпы роста ВВП на 6% в большинстве стран Африки, Азии и Ближнего Востока.
Изменение климата одновременно влечет опасность значительной утраты биоразнообразия, циклов воспроизводства животных и растений и/или миграции животных, продолжительности вегетационного периода, распределения видов и размеров популяций и даже вымирания видов во многих лесных районах по причине приближения к тепловой границе пригодной области распространения.
|
4. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости
|
Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территории, формирующих определенные характеристики опасных явлений.
Значение показателей приемлемого риска зависят от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта.
|
5. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков
|
Современная статистика свидетельствует о растущем во всем мире ущербе от опасных погодных и климатических явлений. Данные говорят о том, что 90% самых тяжелых экономических потерь приходится на опасные гидрометеорологические явления: паводки, наводнения, сильный ветер, ливневые дожди, град, засухи, оставляя таким стихийным бедствиям, как извержения вулканов, цунами и землетрясения, лишь 10%.
В России число гидрометеорологических опасных явлений, нанесших значительный ущерб, за последние двадцать лет выросло вдвое.
Наиболее разрушительными для России являются наводнения, лесные пожары и аномальная жара.
|
6. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата (при наличии)
|
Эффективное управление климатическими рисками, базирующееся на результатах их количественной оценки, является одним из основных компонентов при разработке адаптационных мер к нестабильности климата.
Можно выделить следующие основные стратегии адаптации к современному и будущему климату:
1) жесткие стратегии - развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям;
2) мягкие стратегии - совершенствование институтов и систем управления: подготовка учреждений по координации откликов на климатические вызовы и поддержке комплексных решений; учет достижений в соответствующих областях для разработки современных технических решений; соответствующие финансирование и страхование.
Адаптационный потенциал России, обусловленный размерами ее территории и особенностями современного климата и его ожидаемых изменений, позволяет с некоторым оптимизмом относиться к возможностям приспособления нашей страны (в том числе - упреждающего) к сравнительно "медленным" изменениям климата и связанными с ними глобальным водному и продовольственному кризисам.
|
7. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий
|
|||||
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Срок
|
Вид документа и ожидаемый результат
|
Потребность в ресурсах
|
Исполнитель
|
I.
|
Оптимизация работ по адаптации к изменениям климата в сфере природопользования
|
||||
1.
|
Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах - предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, в том числе:
мониторинг пожарной опасности, выполнение работ по противопожарному обустройству лесов.
|
март 2022 г.
далее ежегодно
|
Вид документа:
доклад в Минприроды России
Ожидаемый результат:
Мониторинг и профилактика лесных пожаров,
Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем
количестве лесных пожаров к 2024 году 80,34%
|
Рослесхоз,
Минприроды России,
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений
|
|
2.
|
Воспроизводство лесов и лесоразведение (согласно федерального проекта "Сохранение лесов")
|
март 2022 г.
далее ежегодно
|
Вид документа:
доклад в Минприроды России
Ожидаемый результат:
Положительный баланс воспроизводства лесов минимизация негативных последствий изменений климата. Повышение адаптивной способности лесного хозяйства.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений 100% к 2024 году
|
Рослесхоз,
Минприроды России,
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений
|
|
3.
|
Разработать модель снижения рисков в горных рекреационных зонах, связанных с опасными склоновыми процессами (селевые потоки, снежные лавины, оползни, ледники).
|
2022 г.
|
Вид документа: доклад в Минприроды России
|
Роснедра,
Росгидромет,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
|
Ожидаемый результат: разработана модель снижения рисков в горных рекреационных зонах, связанных с опасными склоновыми процессами (селевые потоки, снежные лавины, оползни, ледники)
|
|||||
II Информационное и научное обеспечение
|
|||||
4.
|
Опубликовать в электронном виде научно-прикладные справочники:
- "Многолетние колебания и изменчивость водных ресурсов и основных характеристик стока рек Российской Федерации"; - "Основные характеристики озер Российской Федерации и их многолетние изменения";
- "Многолетние изменения элементов водного баланса по данным наблюдений на специализированной сети Росгидромета";
- "Многолетние изменения испарения с открытой водной поверхности по данным испарительной сети".
|
декабрь 2021 г.
|
Вид документа: доклад в Минприроды России
|
Росгидромет
|
|
Ожидаемый результат: опубликованы в электронном виде подготовленных в ФГБУ "ГГИ" научно-прикладные справочники с оценками и анализом изменений гидрологических характеристик и элементов водного баланса водных объектов в условиях происходящего потепления климата
|
|||||
5.
|
Проводить оценку и прогнозирование состояния подземных вод и опасных экзогенных геологических процессов на территории Российской Федерации.
|
март 2022 г.
далее ежегодно
|
Вид документа: доклад в Минприроды России
|
Роснедра,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
|
Ожидаемый результат: проводится оценка и прогнозирование состояния подземных вод и опасных экзогенных геологических процессов на территории Российской Федерации
|
|||||
6.
|
Подготовка и представление в секретариат Рамочной конвенции ООН сообщений по вопросам адаптации, включающих в себя приоритеты, потребности в осуществлении поддержки, планы и действия
|
в соответствии с графиком представления национальной отчетности
|
Вид документа: доклад в Минприроды России
|
Росгидромет,
Рослесхоз,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
|
Ожидаемый результат: обеспечение выполнения Российской Федерации обязательств, предусмотренных статьей 7 Парижского соглашения
|
|||||
7.
|
Доклад о ходе реализации Плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования
|
март 2022 г.
далее ежегодно
|
Вид документа: доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минприроды России,
Рослесхоз,
Росгидромет,
Роснедра,
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
|
|
Ожидаемый результат: мониторинг хода реализации плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования
|
8. Приложения к Плану адаптации
Приложение 1. Результаты оценки климатических рисков по отрасли экономики в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 7 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.
Приложение 2. Результаты ранжирования адаптационных мероприятий в соответствии с рекомендуемой формой, предусмотренной приложением N 2 к Методическим рекомендациям по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.
Приложение 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
Таблица 1.
Отрасль природопользования
|
Технологическая операция
|
Наблюдаемые воздействия изменения климата и соответствующие им изменения в сфере природопользования
|
Уровень опасности
|
Уровень вероятности
|
Временной период оценки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
02.40 реализация мер пожарной безопасности в лесах, тушение пожаров в лесах
71.12.56 гидрометеорологическое обеспечение работ по защите лесов от пожаров
71.12.57 деятельность по искусственному регулированию осадков, в том числе по вызыванию осадков с целью тушения лесных пожаров;
|
Лесные пожары
|
Образование более гомогенных лесных ландшафтов, где доминируют лиственные породы.
|
опасный
|
средний
|
2000 - 2017
|
снижает биологическую устойчивость лесных экосистем к вредителям и болезням
|
опасный
|
средний
|
2000 - 2017
|
||
Угрозу для жизни и благосостояния населения России
|
весьма опасный
|
средний
|
2000 - 2017
|
||
71.12.51 Деятельность наблюдательной гидрометеорологической сети
71.12.55 Деятельность по обработке и предоставлению гидрометеорологической информации органам государственной власти и населению
71.12.56 Обеспечение гидрометеорологическое деятельности физических и юридических лиц
74.90 Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая
- подготовка метеорологических прогнозов
|
Увеличение повторяемости опасных гидрометеорологических явлений
|
опасный
|
средний
|
2000 - 2016
|
|
Недостаточно качественное гидрометеорологическое обеспечение
|
опасный
|
средний
|
2000 - 2016
|
Таблица 2. Общая оценка возможного ущерба в результате превышения пороговых значений
1.
|
Минимальное и максимальное значение периода повторяемости пороговых значений в местах размещения отраслевых объектов, уязвимых к климатическим факторам
|
Информация отсутствует
|
2.
|
Описание прогнозируемого изменения повторяемости порогового значения (при наличии)
|
Информация отсутствует
|
3.
|
Оценка возможного ущерба в результате превышения пороговых значений (в млн. рублей)
|
Информация отсутствует
|
- суммарная стоимость инфраструктуры, уязвимой к воздействию климатических факторов
|
Информация отсутствует
|
|
- суммарные затраты, связанные с заменой всей уязвимой инфраструктуры (кроме ее стоимости) при одновременном выходе из строя и ликвидацией последствий
|
Информация отсутствует
|
|
- суммарный неполученный доход и дополнительные траты во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени восстановления инфраструктуры)
|
Информация отсутствует
|
Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ
РАНЖИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
1. Наименование субъекта адаптации: природопользование
2. Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании
Фактор
|
Компоненты фактора
|
Обозначение
|
Вес фактора
|
1. Эффект для снижения уровня риска
|
1.1. Сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска
|
Фактор 1.1
|
10
|
1.2. Снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска
|
Фактор 1.2
|
10
|
|
2. Эффект для снижения уязвимости объектов воздействия
|
2.1. Снижение показателя уязвимости
|
Фактор 2.1
|
20
|
2.2. Увеличение пороговых значений
|
Фактор 2.2
|
20
|
|
2.3. Использование страховых инструментов
|
Фактор 2.3
|
10
|
|
2.4. Обеспечение резервов (финансовые, материальные или другие)
|
Фактор 2.4
|
20
|
|
3. Эффект от использования предложений по использованию благоприятных возможностей изменений климата
|
Фактор 3
|
10
|
|
=
|
100%
|
3. Ранжирование адаптационных мероприятий
Метод соотнесения адаптационных мероприятий с факторами
|
Доклад о климатических рисках на территории Российской Федерации. - Санкт-Петербург. 2017. - 106 с.
|
Комплексный показатель пожарной опасности Нестерова (КПОН) отражает баланс иссушающих и увлажняющих факторов соотношением: , где Т - температура воздуха в 12 часов, Тd - точки росы в 12 часов, n - число дней после последнего дождя. За факт выпадения осадков принимаются любые значения, начиная с 3 мм за 24 ч. Данный показатель пожарной опасности может изменяться от одного до нескольких тысяч градусов, а в периоды устойчивой сухой и жаркой погоды превышать 10000. Для характеристики степени пожарной опасности весь диапазон значений делится на пять интервалов - классов.
|
Наименование адаптационного мероприятия
|
Фактор 1.1
|
Фактор 1.2
|
Фактор 2.1
|
Фактор 2.2
|
Фактор 2.3
|
Фактор 2.4
|
Фактор 3
|
||
Максимальное значение веса для фактора (справочно, раздел 2)
|
|||||||||
10
|
10
|
20
|
20
|
10
|
20
|
10
|
|||
Значение учета фактора адаптационным мероприятием
|
Сумма
|
Ранг (присваивается по значению суммы каждого мероприятия в общей выборке)
|
|||||||
Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах - предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, в том числе:
мониторинг пожарной опасности, выполнение работ по противопожарному обустройству лесов.
|
1
|
1
|
0,5
|
1
|
1
|
0
|
2
|
6,5
|
5
|
Воспроизводство лесов и лесоразведение (согласно федерального проекта "Сохранение лесов")
|
2
|
3
|
1
|
1
|
0
|
0
|
3,5
|
10,5
|
3
|
Разработать модель снижения рисков в горных рекреационных зонах, связанных с опасными склоновыми процессами (селевые потоки, снежные лавины, оползни, ледники).
|
4
|
3
|
1
|
1
|
0
|
1
|
3
|
13
|
1
|
Опубликовать в электронном виде научно-прикладные справочники:
- "Многолетние колебания и изменчивость водных ресурсов и основных характеристик стока рек Российской Федерации"; - "Основные характеристики озер Российской Федерации и их многолетние изменения";
- "Многолетние изменения элементов водного баланса по данным наблюдений на специализированной сети Росгидромета";
- "Многолетние изменения испарения с открытой водной поверхности по данным испарительной сети".
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
5
|
6
|
Проводить оценку и прогнозирование состояния подземных вод и опасных экзогенных геологических процессов на территории Российской Федерации.
|
2
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2
|
3
|
8
|
4
|
Подготовка и представление в секретариат Рамочной конвенции ООН сообщений по вопросам адаптации, включающих в себя приоритеты, потребности в осуществлении поддержки, планы и действия
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
3,5
|
3,5
|
7
|
Доклад о ходе реализации Плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
10
|
11
|
2
|