3.1. Правовые основы охраны

3.1. Правовые основы охраны

3.1.1. Основные международные природоохранные конвенции и соглашения

Дальневосточный леопард - подвид, находящийся под угрозой исчезновения, занесенный в Красный список МСОП в категорию Critically Endangered ((CR) C2a(ii); D): таксон, находящийся на грани полного исчезновения, численность которого низкая и продолжает снижаться, при этом не менее 90% половозрелых особей находятся в одной популяции; на основании экспертных оценок установлено, что численность таксона составляет менее 50 особей; существует высокий риск исчезновения таксона в дикой природе.

Сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, к которым относится и дальневосточный леопард, способствуют:

- Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.), ратифицированная Российской Федерацией согласно Федеральному закону от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ, которая в том числе предусматривает общие принципы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;

- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС (CITES)) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), принятая постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1976 г. N 612. С 1 июля 1975 года леопард занесен в Приложение I (А) СИТЕС, согласно которому экспорт, реэкспорт и импорт в коммерческих целях запрещен, за исключением особей, являющихся вторым поколением при размножении животных в питомниках (включая зоопарки), зарегистрированных в установленном порядке Секретариатом СИТЕС. Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 мая 2008 г. N 337 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб".

3.1.2. Национальное законодательство

3.1.2.1. Занесение в Красные книги

Дальневосточный леопард занесен в Красную книгу Российской Федерации (1-я категория - подвид, исчезающий с территории России) в соответствии с приказом Госкомэкологии России от 19 декабря 1997 г. N 569 "Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации".

Порядок изъятия объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (в том числе дальневосточного леопарда), регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов". Согласно указанным Правилам изъятие дальневосточных леопардов из естественной среды обитания допускается в исключительных случаях в целях их сохранения, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден приказом Минприроды России от 18.02.2013 N 60 (зарегистрирован Минюстом России 25 июня 2013 г., регистрационный N 28880).

Оборот дальневосточного леопарда и его частей регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации". Разрешение на подобную деятельность выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 15 января 2008 г. N 4 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2008 г. N 11154).

Приказом МПР России от 28 апреля 2008 г. N 107 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания. Приказом Минприроды России от 12 декабря 2012 г. N 429 "О внесении изменений в приложение 2 к Методике исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденной приказом МПР России от 28 апреля 2008 г. N 107" внесены в нее изменения, согласно которым размер вреда за уничтожение одной особи дальневосточного леопарда определен в 1100000 тысяч рублей.

Согласно постановлению губернатора Приморского края от 14 мая 2002 г. N 272 "Об утверждении перечня объектов растительного мира и перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Приморского края" дальневосточный леопард занесен в Красную книгу Приморского края.

Помимо Красной книги Приморского края дальневосточный леопард занесен в Перечень (Список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Забайкальского края.

3.1.2.2. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

Ключевыми законодательными актами, регулирующими вопросы охраны и использования объектов животного мира и их среды обитания, являются:

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире";

- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

- Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Кроме указанных законодательных актов нормы по охране и использованию объектов животного мира, включая дальневосточного леопарда, и среды их обитания содержатся в нормативных правовых актах, в том числе ведомственных, нормативных правовых актах иных отраслей права (гражданское, уголовное, административное законодательство).

Базовым является закон "О животном мире", который регулирует отношения в области охраны и использования животного мира в целом, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания, определяет право государственной собственности на животный мир в пределах территории Российской Федерации. Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, собственные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления в данной сфере. Закон устанавливает право граждан и юридических лиц на осуществление общественного контроля, проведение мероприятий по охране животного мира и среды его обитания, а также на содействие реализации соответствующих государственных программ. Закон определяет субъекты, осуществляющие государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания, основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира.

Закон устанавливает необходимость осуществления государственного учета объектов животного мира и их использования и государственного кадастра объектов животного мира, проведения государственного мониторинга объектов животного мира, реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания.

Многочисленные подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты составляют в значительной степени проработанную правовую основу деятельности органов управления и правоохранительных органов в области охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, сохранения среды их обитания, а также обеспечивают регулятивный механизм с достаточно хорошо определенными компетенцией и разграничениями между федеральными и региональными органами государственной власти.

Однако эффективность этой в целом проработанной системы нормативного правового регулирования существенно снижается отсутствием либо недостаточной эффективностью правоприменительной практики, а также наличием в этой системе отдельных нормативно-правовых и методических пробелов по ряду направлений.

Статьей 20 Федерального закона "О животном мире" предусмотрена обязательность государственной экологической экспертизы, предшествующей принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания, а статьей 24 установлено, что не допускаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги.