8.4. Повышение эффективности охраны белого медведя вне особо охраняемых природных территорий

8.4. Повышение эффективности охраны белого медведя вне особо охраняемых природных территорий

В пределах своего ареала белый медведь распределяется дисперсно, не образуя крупных долговременных скоплений. Исключение составляют районы с высокой концентрацией кормовых объектов. В этих районах, а также в местах устройства берлог, находящихся вне особо охраняемых природных территорий, целесообразно усилить охрану вида.

Эффективность охраны белого медведя вне особо охраняемых природных территорий, в том числе эффективность предупреждения и пресечения браконьерства, в значительной степени зависит от поддержки государства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и активных действий общественности.

Меры по усилению охраны белого медведя вне особо охраняемых природных территорий могут быть эффективными, если носят системный характер, обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации на местах и основываются на скоординированных совместных действиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, транспортной милиции, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других заинтересованных органов власти, а также местного населения.

В указанные меры целесообразно включить:

- разработку и реализацию комплексной системы охраны мест обитания белого медведя с учетом их экологической значимости для популяций белого медведя, уязвимости и традиционного использования коренными жителями;

- введение ограничений на хозяйственную деятельность в наиболее важных местообитаниях белого медведя;

- информирование местного населения о необходимости охраны белого медведя и мерах ответственности за нелегальное добывание белого медведя;

- меры, направленные на предотвращение появления конфликтных медведей (в том числе путем отпугивания) и связанных с этим вынужденных отстрелов, включая разработку методических рекомендаций по предотвращению конфликтных ситуаций;

- меры, направленные на разработку и внедрение маркировки легально добытых шкур;

- мероприятия по сбору оперативной информации о нелегальном обороте шкур и других частей и деривативов белого медведя, в том числе с привлечением к данной работе местного населения;

- создание государственной специализированной инспекции "Белый медведь" по аналогии со специализированной инспекцией "Тигр";

- создание и обеспечение функционирования "медвежьих патрулей" - общественных инспекций для охраны и использования белого медведя, сохранения и восстановления среды его обитания с привлечением местных жителей в районах размещения ключевых местообитаний белого медведя;

- выявление случаев провоза нелегально добытой продукции из белых медведей, проверка рынков сбыта, включая предложения шкур белого медведя на продажу через Интернет;

- пресечение каналов нелегального вывоза шкур белого медведя, других его частей и дериватов, нелегальной торговли шкурами белого медведя.

При подготовке программ социально-экономического развития регионов приоритеты должны отдаваться программам и проектам, которые минимально воздействуют на окружающую среду и белых медведей. К таким проектам и программам, в частности, относится программа развития экологического туризма, реализация которой напрямую зависит от степени сохранности арктических экосистем и доступности для наблюдений крупных животных, таких, например, как белый медведь. Необходимо разработать и другие механизмы повышения заинтересованности населения в сохранении белого медведя.