МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 октября 2020 г. N 845

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННОГО ПОЛНОМОЧИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД И ЛИКВИДАЦИИ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ
В ОТНОШЕНИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ И ПОЛНОСТЬЮ РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИЯХ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ОТНОШЕНИИ
ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2020, N 17, ст. 2725) и подпунктом 5.2.133 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.

2. Признать утратившими силу:

2.1) приказ Минприроды России от 31.08.2010 N 337 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 07.10.2010, регистрационный N 18648);

2.2) приказ Минприроды России от 29.01.2019 N 54 "О внесении изменений в Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 31.08.2010 N 337" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2019, регистрационный N 53864).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2021.

Министр
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
Д.Н.КОБЫЛКИН

Утверждены
приказом Минприроды России
от 22.10.2020 N 845

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННОГО ПОЛНОМОЧИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД И ЛИКВИДАЦИИ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ
В ОТНОШЕНИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ И ПОЛНОСТЬЮ РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИЯХ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ОТНОШЕНИИ
ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД

1. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации <1> (далее - Водный кодекс Российской Федерации) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р <2>, а также в отношении внутренних морских вод (далее - водные объекты).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2020, N 17, ст. 2725.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 2, ст. 335; 2015, N 36, ст. 5116.

2. Настоящие Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод (далее - Методические указания), предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией полномочия в области водных отношений (далее - уполномоченные органы) и направлены на выработку и реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод (далее - мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий).

3. Передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, представляемым бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2019 N 92 <3>.

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст. 626; N 49, ст. 7149.

Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) проводит сверку с уполномоченными органами исходных данных для проведения расчетов распределения субвенций в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.

4. Для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод, уполномоченным органам необходимо:

а) определить водные объекты и (или) их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод, которые находятся в федеральной собственности и полностью расположены на территории субъекта Российской Федерации, и сформировать перечень водных объектов, подлежащий утверждению должностным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Перечень водных объектов);

б) разработать перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждаемым в соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 <4> (далее - перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и Правила соответственно), определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4707; 2016, N 24, ст. 3525.

в) до начала разработки проектной документации в отношении мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий его последствий, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний, обеспечить вынос, реконструкцию или ремонт линейных объектов и объектов капитального строительства, попадающих в зону производства работ и оказывающих влияние на эффективность проведения запланированных мероприятий;

г) обеспечить выполнение мероприятий и достижение целевых прогнозных показателей по осуществлению полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Правил, пунктом 5.2.172 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 <5> (далее - Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации).

--------------------------------

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586.

5. Перечень водных объектов должен быть определен с учетом:

а) установленных зон затопления и подтопления;

б) результатов предпаводковых и послепаводковых обследований;

в) результатов наблюдений за состоянием дна и берегов водных объектов, изменениями их морфометрических особенностей;

г) фактов ущерба причиненного населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках.

6. Перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий рассматривается Росводресурсами на основании предложений уполномоченных органов, согласованных территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов.

При подготовке предложений в отношении мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий уполномоченные органы используют:

а) данные государственного водного реестра и схемы комплексного использования и охраны водных объектов;

б) данные о частоте и периодичности повторения негативного воздействия;

в) ретроспективные гидрометеорологические данные, включая: температурный и ветровой режим, количество и характер распределения осадков, интенсивность развития половодья, последовательность вскрытия участков реки, распределение толщины льда, интенсивность ослабления прочности льда;

г) имеющиеся на территории данные о возможных местах образования заторов (зажоров) и динамике их формирования на водных объектах и (или) их участках;

д) данные расчетов возможного ущерба населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках.

7. Мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий включают в себя:

а) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения);

б) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

в) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов;

г) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

8. Для мероприятия по предпаводковому и послепаводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения), необходимы следующие обосновывающие материалы:

а) пояснительная записка, содержащая обоснование видов и объемов проведения работ;

б) предварительная сводная смета на проведение предпаводкового и (или) послепаводкового обследования и сметы по каждому мероприятию, включая сводные показатели видов, объемов и стоимости проводимых обследований;

в) копия документа, подтверждающего введение режима чрезвычайной ситуации или угрозы введения режима чрезвычайной ситуации на территории проведения работ;

г) ситуационный план соответствующего водного объекта с привязкой к населенным пунктам и нанесением участков проведения работ, фотоматериалы.

9. Для мероприятия по расчистке водных объектов от завалов, ликвидации ледовых заторов необходимы следующие обосновывающие материалы:

а) пояснительная записка, содержащая обоснование видов и объемов проведения работ;

б) утвержденный сметно-финансовый расчет проведения работ;

в) акт обследования состояния водного объекта с фотоматериалами;

г) ситуационный план соответствующего водного объекта с привязкой к населенным пунктам и нанесением участков проведения работ;

д) ведомости объемов предполагаемых работ.

10. Для мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов, ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда, в отношении которых проектно-сметная документация не разработана, необходимы следующие обосновывающие материалы:

а) утвержденное уполномоченным органом техническое задание и согласованное с территориальным органом Росводресурсов, содержащее следующие условия:

место проведения планируемых мероприятий;

сроки выполнения изыскательских и проектных работ;

перечень видов работ;

перечень необходимых изыскательских работ и требования к объему и составу данных для проектирования;

расчеты экономической эффективности мероприятия, включая расчет предотвращенного вероятного ущерба;

сравнительный анализ вариантов проектных решений с обоснованием выбора наиболее эффективного решения;

подтверждение ущерба от негативного воздействия вод за прошлые годы;

расчет ущерба населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках;

расчет исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам при проведении работ на водном объекте;

требования к предоставлению результатов изыскательских и проектных работ;

особые условия проектирования;

предельная стоимость выполнения мероприятий;

требования к местам размещения донного грунта, образующегося при производстве работ, с учетом пункта 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, приказа Минприроды России от 15.04.2020 N 220 "Об утверждении Порядка использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов" <6>;

--------------------------------

<6> Зарегистрирован Минюстом России 28.05.2020, регистрационный N 58495.

требования к местам размещения отходов производства и потребления с учетом законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

б) пояснительная записка, содержащая обоснование предлагаемого мероприятия, составленная по результатам обследования, включающая сведения о проблемах и состоянии водного объекта, ожидаемых результатах проводимых мероприятий, их экономической эффективности и социальной значимости (площадь защищаемых территорий и численность населения на этих территориях, размеры предотвращенного ущерба), наличии или отсутствии линейных объектов и объектов капитального строительства, попадающих в зону производства работ и оказывающих влияние на эффективность проведения запланированных мероприятий;

в) акт обследования состояния водного объекта с фотоматериалами;

г) ситуационный план соответствующего водного объекта с привязкой к населенным пунктам и нанесением участков проведения работ, фотоматериалы;

д) протокол заседания бассейнового совета;

е) предварительные сводные и локальные сметы на проектные, изыскательские работы.

11. Для мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний, в отношении которых проектно-сметная документация разработана, необходимы следующие обосновывающие материалы;

а) заверенная уполномоченным органом копия проектной документации, разработанной в порядке, установленном Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 <7>;

--------------------------------

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2020, N 18, ст. 2916.

б) заверенная уполномоченным органом копия документа (акта) об утверждении проектной документации;

в) пояснительная записка, составленная на основании материалов проектной и сметной документации;

г) акт обследования состояния водного объекта с фотоматериалами;

д) ситуационный план соответствующего водного объекта с привязкой к населенным пунктам и нанесением участков проведения работ, фотоматериалы;

е) заверенная уполномоченным органом копия приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <8>.

--------------------------------

<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 31, ст. 5013.

12. В случае продолжения реализации мероприятий, финансирование которых осуществлялось за счет субвенций в предшествующем финансовом году, обосновывающие материалы включают в себя следующие документы:

а) пояснительная записка, составленная на основании материалов проектной документации, с информацией о заключенных контрактах и выполненных работах;

б) расчет остаточной стоимости реализации мероприятия с учетом заключенных контрактов;

в) копии государственных контрактов на выполнение работ.

13. Уполномоченные органы направляют свои предложения по мероприятиям (бюджетные заявки), планируемым к реализации за счет средств субвенций, в территориальные органы Росводресурсов. Территориальные органы Росводресурсов готовят заключения по каждому мероприятию с учетом заключения соответствующих бассейновых советов.

14. Рассмотрение бюджетных заявок осуществляется Росводресурсами при формировании бюджетных проектировок на соответствующий финансовый год и плановый период.

15. По итогам рассмотрения Росводресурсами согласовывается Перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, утвержденный руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

16. Уполномоченные органы осуществляют контроль за реализацией запланированных мероприятий.

17. Уполномоченные органы ежеквартально отчитываются о выполнении согласованных мероприятий с указанием причин их возможного невыполнения по форме отчета об осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 5.2.172 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.