МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 августа 2023 г. N 520

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ НЕДР
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, приказываю:

утвердить Положение о функциональной подсистеме мониторинга состояния недр единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению к настоящему приказу.

Министр
А.А.КОЗЛОВ

Утверждено
приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 15 августа 2023 г. N 520

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ НЕДР
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и функции, организацию, состав сил и средств, а также режимы функционирования функциональной подсистемы мониторинга состояния недр единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема) и мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы, информационное взаимодействие и финансовое обеспечение функциональной подсистемы.

2. В соответствии со статьями 4 и 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о единой системе), постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" функциональная подсистема является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует на федеральном и межрегиональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства наблюдения и контроля государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию, выполняющих работы для осуществления государственного мониторинга состояния недр.

3. Функциональная подсистема включает в себя следующие виды мониторинга состояния недр:

а) мониторинг подземных вод;

б) мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;

в) мониторинг опасных эндогенных геологических процессов.

II. Цели, задачи и функции функциональной подсистемы

4. Целями функциональной подсистемы являются организация и проведение регулярных наблюдений за состоянием недр, прогнозирование его изменений под влиянием природных и техногенных факторов для решения задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с подземными водами, опасными экзогенными и эндогенными геологическими процессами.

5. Основными задачами функциональной подсистемы являются:

а) координация и контроль деятельности сил и средств функциональной подсистемы;

б) оценка состояния недр и прогнозирование его изменений под влиянием природных и техногенных факторов на основе результатов наблюдений по государственной опорной наблюдательной сети государственного мониторинга состояния недр, предусмотренной пунктом 8 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 433 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2001 г., регистрационный N 2818; далее - государственная опорная наблюдательная сеть), плановых и оперативных обследований;

в) обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций аналитической и прогнозной информацией о возникновении (возможности возникновения) чрезвычайных ситуаций, связанных с подземными водами, опасными экзогенными геологическими процессами, опасными эндогенными геологическими процессами на основе регулярных наблюдений за состоянием недр;

г) организация работы по переводу органов управления, сил и средств функциональной подсистемы в режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации при возникновении (возможности возникновения) чрезвычайных ситуаций, связанных с подземными водами, опасными экзогенными геологическими процессами, опасными эндогенными геологическими процессами;

д) межведомственное взаимодействие в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с подземными водами, опасными экзогенными геологическими процессами, опасными эндогенными геологическими процессами.

6. Основными функциями функциональной подсистемы являются:

а) ведение наблюдений за состоянием недр по государственной опорной наблюдательной сети;

б) сбор, накопление, обработка и анализ информации о состоянии недр в естественных условиях и в районах техногенного воздействия различного характера, оценка факторов, влияющих на изменение состояния недр;

в) обмен информацией о состоянии недр, включая сведения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с подземными водами, опасными экзогенными геологическими процессами, опасными эндогенными геологическими процессами, с органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) прогнозирование уровней грунтовых вод и региональной активности опасных экзогенных геологических процессов под влиянием природных и техногенных факторов;

д) оценка геодинамического состояния недр и степени сейсмической опасности сейсмоопасных регионов Российской Федерации;

е) представление информации о состоянии недр в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для организации деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) представление аналитической и прогнозной информации о состоянии недр в МЧС России;

з) разработка методических, рекомендательных и иных документов в области оценки состояния недр и прогнозирования его изменений под влиянием природных и техногенных факторов;

и) обеспечение готовности к действиям органов управления, предусмотренных пунктами 8, 11 и 12 настоящего Положения, сил и средств функциональной подсистемы Федерального агентства по недропользованию, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с абзацем четвертым части третьей статьи 4 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

к) создание, использование и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для выполнения мероприятий по мониторингу состояния недр при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 20 Положения о единой системе.

III. Организация функциональной подсистемы

7. Система управления функциональной подсистемы на каждом ее уровне объединяет координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.

8. Координационными органами функциональной подсистемы являются:

а) на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федерального агентства по недропользованию (далее - КЧС и ПБ Роснедр);

б) на межрегиональном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности территориальных органов Федерального агентства по недропользованию (далее - КЧС и ПБ территориальных органов Роснедр).

9. Основными задачами КЧС и ПБ Роснедр являются:

а) координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы на федеральном уровне;

б) обеспечение согласованности действий Федерального агентства по недропользованию, его территориальных органов при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств функциональной подсистемы к организации и проведению мероприятий по мониторингу состояния недр в чрезвычайных ситуациях федерального и межрегионального характера.

10. Основными задачами КЧС и ПБ территориальных органов Роснедр являются:

а) координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы на межрегиональном уровне;

б) подготовка предложений о привлечении сил и средств функциональной подсистемы к организации и проведению мероприятий по мониторингу состояния недр в чрезвычайных ситуациях, за исключением чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера.

11. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

а) на федеральном уровне - уполномоченное структурное подразделение Федерального агентства по недропользованию;

б) на межрегиональном уровне - подразделения территориальных органов Федерального агентства по недропользованию, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

12. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:

а) на федеральном уровне - подразделение федерального государственного бюджетного учреждения "Гидроспецгеология" (далее - ФГБУ "Гидроспецгеология"), осуществляющее работы по государственному мониторингу состояния недр на федеральном уровне;

б) на межрегиональном уровне - подразделения ФГБУ "Гидроспецгеология", осуществляющие работы по государственному мониторингу состояния недр по территориям федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

13. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы, органов повседневного управления функциональной подсистемы устанавливаются в положениях о них или в решениях об их образовании.

IV. Силы и средства функциональной подсистемы

14. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся силы и средства ФГБУ "Гидроспецгеология", его структурных подразделений и филиалов:

а) на федеральном уровне - подразделение ФГБУ "Гидроспецгеология", осуществляющее работы по государственному мониторингу состояния недр на федеральном уровне, в том числе обобщение данных мониторинга регионального уровня, ведение структурированных массивов данных, подготовку данных мониторинга состояния недр для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на международном и межведомственном уровнях в порядке, предусмотренном пунктами 23 и 24 настоящего Положения;

б) на межрегиональном уровне - подразделения ФГБУ "Гидроспецгеология", осуществляющие работы по государственному мониторингу состояния недр по территориям федеральных округов и субъектов Российской Федерации, в том числе осуществление наблюдений, сбор, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных структурированных массивов данных по соответствующему федеральному округу и передача данных на федеральный уровень.

15. В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" федеральные органы исполнительной власти обеспечивают привлечение сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при возникновении чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального характера в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

V. Режимы функционирования функциональной
подсистемы и мероприятия, проводимые органами управления
и силами функциональной подсистемы

16. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

17. Решением руководителя Федерального агентства по недропользованию на территориях, на которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18. Режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для органов управления и сил функциональной подсистемы могут быть установлены на федеральном и межрегиональном уровнях.

19. Принятое решение об установлении режимов функционирования функциональной подсистемы, указанных в пункте 17 настоящего Положения, оформляется приказом руководителя Федерального агентства по недропользованию, в котором содержатся следующие сведения:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

б) границы территории, на которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация;

в) органы управления и силы функциональной подсистемы, для которых устанавливается соответствующий режим функционирования;

г) мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы, с указанием ответственных должностных лиц за их реализацию.

20. Мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы в режиме повседневной деятельности, включают:

а) изучение состояния недр и прогнозирование его изменений под влиянием природных и техногенных факторов на основе результатов наблюдений по государственной опорной наблюдательной сети, плановых и оперативных обследований;

б) представление в МЧС России аналитической и прогнозной информации о состоянии недр в порядке, предусмотренном пунктом 23 настоящего Положения;

в) сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, предусмотренном пунктом 23 настоящего Положения;

г) планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечение их деятельности;

д) руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для выполнения мероприятий по мониторингу состояния недр при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) участие в разработке и реализации государственных программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

21. Мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы в режиме повышенной готовности, включают:

а) введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;

б) увеличение частоты наблюдений за состоянием недр, обследование участков негативного состояния подземных вод, создающих угрозу водообеспечения населения;

в) выполнение наблюдений за изменением уровня грунтовых вод, составление прогнозов подтопления территорий и рекомендаций по снижению негативного воздействия процессов подтопления;

г) обследование районов развития опасных экзогенных геологических процессов, прогнозирование возможной активизации таких процессов с подготовкой оперативных заключений о складывающейся ситуации;

д) выполнение оценки геодинамического состояния недр и степени сейсмической опасности в зонах угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в сейсмоопасных регионах Российской Федерации;

е) представление в МЧС России текущей информации о состоянии недр в порядке, предусмотренном пунктом 23 настоящего Положения;

ж) непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций данных о состоянии недр;

з) приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий.

22. Мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы в режиме чрезвычайной ситуации, включают:

а) непрерывное ведение наблюдений за состоянием недр на участках негативного состояния подземных вод, приведшего к выходу из строя систем водоснабжения населения;

б) непрерывное ведение наблюдений за изменением уровня грунтовых вод подтопленных территорий, анализ причин подтопления и составление рекомендаций по ослаблению и ликвидации подтопления;

в) оценка состояния недр в районах активизации опасных экзогенных геологических процессов путем проведения оперативных обследований с подготовкой заключений о складывающейся ситуации и о возможности дальнейшей активизации опасных экзогенных геологических процессов, в том числе с увеличением площади негативного воздействия;

г) оценка геодинамического состояния недр и степени сейсмической опасности в зонах возникновения чрезвычайных ситуаций в сейсмоопасных регионах Российской Федерации;

д) оповещение организаций, подведомственных Федеральному агентству по недропользованию, о возникших чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций);

е) представление в МЧС России текущей информации о состоянии недр с целью прогнозирования дальнейшего развития возможных чрезвычайных ситуаций в порядке, предусмотренном пунктом 23 настоящего Положения;

ж) непрерывный сбор, обработка, анализ и обмен информацией о состоянии недр в зоне чрезвычайной ситуации в ходе работ по ее ликвидации;

з) участие в непрерывном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

и) проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников органов управления функциональной подсистемы, указанных в пунктах 8, 11 и 12 настоящего Положения, в чрезвычайных ситуациях.

VI. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы

23. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренное абзацами третьим и четвертым пункта 22 Положения о единой системе, осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334, Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907), Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744), а также двухсторонними соглашениями и регламентами об информационном обмене и взаимодействии.

24. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы с иностранными государствами при функционировании функциональной подсистемы, предусмотренное абзацем пятым пункта 22 Положения о единой системе, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

VII. Финансовое обеспечение деятельности
функциональной подсистемы

25. В соответствии с пунктом 34 Положения о единой системе финансовое обеспечение функциональной подсистемы осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций, подведомственных Федеральному агентству по недропользованию, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.