МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 ноября 1995 г. N 469

ОБ УЧЕТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

В целях обеспечения выполнения требований пункта 6.33 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий и совместного распоряжения Госкомимущества России и Минприроды России "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций" (N 791-р/1 от 8 июня 1995 г., регистрационный номер Минюста России - N 884 от 26 июня 1995 г.) приказываю:

1. Утвердить Порядок реализации мероприятий по учету экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций (Приложение), разработанный на основе совместного распоряжения Госкомимущества России и Минприроды России "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций" (в дальнейшем - распоряжение).

2. Территориальным органам Минприроды России:

- до 01.03.96 подготовить дополнения к списку экологически опасных предприятий, утвержденному распоряжением, и представить соответствующим территориальным комитетам по управлению имуществом, а также в Минприроды России, с 01.03.96 представлять дополнения к списку по мере выявления экологически опасных предприятий, подлежащих приватизации;

- по предприятиям, включенным в список экологически опасных предприятий (с учетом дополнений к нему), организовать разработку инвестиционных программ мероприятий по их экологическому оздоровлению регионов;

- обеспечить контроль за реализацией мероприятий по экологическому оздоровлению предприятий и территорий в зоне их непосредственного воздействия.

3. Департаменту экономики и финансов (Шкурин) до 01.02.96 согласовать с Госкомимуществом России процедуру утверждения дополнений в списки экологически опасных предприятий и внести соответствующие изменения в указанные списки.

4. Департаменту экономики и финансов (Шкурин), Департаменту государственного экологического контроля (Мамин), Департаменту научно-технического обеспечения, экологических программ и промышленной экологии (Жибоедов) предусмотреть в рамках тематики НИР на 1996 г. подготовку рекомендаций по совершенствованию учета экологического фактора при приватизации.

5. Департаменту экономики и финансов (Шкурин) доложить руководству о ходе работ по учету экологического фактора при приватизации в I квартале 1996 г.

6. Контроль за выполнением данного приказа оставляю за собой.

Министр охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН

Приложение

Утвержден
Приказом Министра охраны
окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации
от 21 ноября 1995 г. N 469

ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЧЕТУ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок (далее Порядок) разработан в соответствии с совместным распоряжением (далее распоряжение) Госкомимущества России и Минприроды России "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций" N 791-р/1 от 8 июня 1995 г., зарегистрированный Минюстом России 26 июня 1995 г. (N 884).

1.2. Порядок предназначен для сотрудников Министерств, комитетов по охране окружающей среды субъектов Российской Федерации.

1.3. Порядок определяет условия внесения дополнений в список экологически опасных предприятий, утвержденный Распоряжением, а также рекомендации по разработке и включению природоохранных мероприятий в состав инвестиционных программ приватизируемых предприятий.

2. Основания для внесения дополнений в список
экологически опасных предприятий

2.1. Предприятие признается экологически опасным, если оно соответствует одному из следующих признаков:

- превышение нормативов предельно-допустимых выбросов (сбросов) или лимитов размещения загрязняющих веществ;

- наличие загрязнения почв свыше ПДК и проявлений других видов деградации земель в сильной и очень сильной степени, определенных в соответствии с методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель, на территории предприятия и / или в зоне его непосредственного воздействия;

- случаи нарушения экологических ограничений, норм и правил, требований, регламентов и условий на протяжении последних трех лет;

- наличие риска нанесения значительного ущерба окружающей среде в случае возможной аварии на производстве или таких прецедентов в течение последних пяти лет.

2.2. В дополнительный список включаются экологически опасные предприятия, которые могут быть сохранены на данной промышленной площадке при выполнении определенных мероприятий по их экологической санации, включаемых в условия конкурса. Территориальные органы Минприроды России представляют в территориальные комитеты по управлению государственным имуществом и в Минприроды России для согласования дополнения в утвержденный вышеуказанным распоряжением список экологически опасных предприятий.

3. Выбор природоохранных мероприятий для включения в
инвестиционные программы приватизируемых предприятий

3.1. Для предприятия, признанного в соответствии с п. 2 экологически опасным, составляется программа мероприятий по экологическому оздоровлению предприятия с указанием соответствующих объемов капиталовложений. Программа составляется подлежащим приватизации предприятием, исходя из требований достижения нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов, требований по рекультивации земель или их консервации, возмещения ущерба от деградации почв и земель всех категорий основного целевого назначения, снижения риска нанесения ущерба окружающей среде в результате возможных аварий, и согласовывается с территориальными органами Минприроды России.

3.2. С целью обеспечения включения в Программу экологического оздоровления предприятия наиболее эффективных мероприятий по экологической санации предприятие ранжирует природоохранные мероприятия по их значимости для предприятий.

3.3. К числу первоочередных мероприятий по экологической санации, включаемых в инвестиционные программы, могут быть отнесены:

- строительство и реконструкция газопылеулавливающих и очистных сооружений, хранилищ отходов производства;

- ликвидация неорганизованных источников выбросов и сбросов;

- совершенствование или изменение технологии производства с целью снижения экологической опасности;

- обустройство отвалов и хвостохранилищ;

- создание рациональной и экологически безопасной системы водопользования;

- участие в сооружении и развитии природоохранных объектов общетерриториального значения (муниципальных очистных сооружений, полигонов, мусороперерабатывающих заводов и т.д.);

- мероприятия, направленные на снижение масштабов воздействия на окружающую среду производственных аварий, а также риска аварий;

- мероприятия по переходу на выпуск продукции, соответствующей экологическим нормативам;

- мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению, консервации или переводу в другую категорию основного целевого назначения деградированных и загрязненных земель, возмещению ущерба и убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

- другие мероприятия, имеющие значительный природоохранный эффект.

3.4. На основе ранжированных природоохранных мероприятий (п. 3.2) составляется программа экологического оздоровления предприятия, включаемая составной частью в инвестиционную программу приватизируемого предприятия.

Программа природоохранных мероприятий формируется, исходя из того, что ее доля в общем объеме инвестиций, предусматриваемых инвестиционной программой должна составлять не более 20%.

Заместитель начальника
Департамента экономики и финансов
А.В.ШЕВЧУК