МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 марта 1996 г. N 113

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К МАТЕРИАЛАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ЗОНАМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

В целях методического обеспечения реализации статей 58 "Зона чрезвычайной экологической ситуации" и 59 "Зона экологического бедствия" Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и ст. 11 Закона Российской Федерации "Об экологической экспертизе" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.

2. Департаменту государственной экологической экспертизы (Чегасов) довести информацию об указанном документе до сведения федеральных специально на то уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды и глав администраций субъектов Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф. Порядина.

Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН

Приложение
к Приказу Минприроды России
от 28 марта 1996 г. N 113

ТРЕБОВАНИЯ
К МАТЕРИАЛАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ЗОНАМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

Разработаны и подготовлены к утверждению Департаментом государственной экологической экспертизы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Настоящий документ разработан в целях реализации статей 58 "Зона чрезвычайной экологической ситуации" и 59 "Зона экологического бедствия" Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ и устанавливает требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для объявления участков территории Российской Федерации зонами чрезвычайной экологической ситуации или зонами экологического бедствия.

1.2. Настоящий документ, далее именуемый "Требования", предназначен для:

- органов государственной власти и общественных экологических объединений, инициирующих деятельность по приданию территории статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия;

- специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

- специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны здоровья населения;

- организаций и специалистов, представляющих информацию об экологическом состоянии окружающей среды и здоровья населения.

1.3. Настоящий документ устанавливает требования к:

- форме и составу материалов о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения территории с неблагополучной экологической обстановкой, представляемых на государственную экологическую экспертизу;

- структуре и содержанию проекта Федеральной программы неотложных мер по выводу территории из состояния зоны чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.

2. Форма представления материалов

2.1. На государственную экологическую экспертизу представляются:

- пояснительная записка по оценке состояния окружающей природной среды (по компонентам) и здоровья населения территории с необходимыми приложениями;

- графический материал в виде карт и картосхем, графиков, таблиц;

- проект Федеральной целевой программы неотложных мероприятий по выводу территории из состояния чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.

2.2. Оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения и динамика их изменений проводится в соответствии с "Критериями оценки экологической обстановки территорий для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия", утвержденными Минприроды России 30 ноября 1992 г.

2.3. Сведения, содержащиеся в представляемых на государственную экологическую экспертизу материалах, должны основываться на данных государственной статистической отчетности, научной информации, полученной в результате регулярных или специально проведенных завершенных исследований с использованием метрологически обеспеченных методик.

2.4. Исходя из экологических приоритетов и актуальности рассматриваемых для данной территории проблем, информация по отдельным вопросам может быть представлена более или менее детально, чем изложено в настоящих "Требованиях", но она должна быть достаточной для проведения государственной экологической экспертизы.

2.5. Государственная экологическая экспертиза имеет право, при необходимости, потребовать представления дополнительных материалов и проведения дополнительных обследований по оценке экологического состояния территории.

3. Пояснительная записка

Пояснительная записка должна содержать следующие виды информации.

3.1. Определение границ территории для отнесения к зоне чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия по результатам оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье населения.

3.2. Краткая физико-географическая характеристика территории и состояния окружающей природной среды:

- климатическая характеристика местности;

- геоморфологическое и геолого-литологическое строение территории, наличие опасных геологических процессов и явлений (карст, оползни, суффозионные и просадочные явления и т.д.), природных геохимических аномалий;

- гидрогеологические условия территории (основные водоносные горизонты, их распространение и мощность, область питания и разгрузки, запасы, качество вод, оценка естественной защищенности и т.д.);

- гидрографическая сеть территории, гидрологическая характеристика и качественная оценка вод поверхностных источников (реки, ручьи, озера, пруды и т.д.);

- экологически допустимые объемы безвозвратного изъятия поверхностного стока;

- сведения о наличии подтопления территории, прогноз развития и оценка ущерба от подтопления;

- характеристика современного состояния растительного покрова, наличие редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов растений и растительных сообществ;

- характеристика животного мира, современное состояние водной и наземной фауны (видовой состав, численность, пути миграции, наличие редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов животных и т.д.);

- геологические процессы и оценка опасности возникновения стихийных бедствий и катастроф (землетрясения, наводнения, обвалы, оползни и т.д.);

- наличие и состояние особо охраняемых природных территорий и объектов (природные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и др.).

3.3. Характеристика хозяйственной и иной деятельности.

3.3.1. Хозяйственное освоение и характер использования территории.

3.3.2. Анализ характера и интенсивности воздействий на окружающую среду всех видов и объектов хозяйственной и иной деятельности: промышленность; коммунальное хозяйство; сельское хозяйство; лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс; автомобильный и железнодорожный транспорт, судоходство, рекреация, организованный и неорганизованный туризм и др.

Для каждого вида деятельности указываются:

- существующие хозяйственные объекты и комплексы (состояние основных фондов, потребление энергии, сырья и материалов на единицу продукции, воздуха, воды и т.д.);

- перечень и объем производимой продукции, характеристика используемых сырья и технологий;

- возможность и целесообразность применений альтернативных технологий, необходимость реконструкции;

- источники загрязнения окружающей природной среды;

- количественные и качественные показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за последние 5 лет;

- количество и качество сбрасываемых сточных вод за последние 5 лет с указанием перечня загрязняющих веществ и их концентраций, мест выпусков, их конструктивных особенностей;

- наличие на территории очистных сооружений, их ведомственная подчиненность, мощность, фактическая загрузка, необходимость реконструкции (расширения) с указанием очередности реализации; способы утилизации и переработки осадков с очистных сооружений, места их удаления;

- данные о техногенных авариях и катастрофах, вызвавших негативные экологические последствия, сведения о мероприятиях по их устранению; оценивается риск возникновения аварийных ситуаций с прогнозом их последствий;

- данные о промышленных и бытовых отходах с указанием класса опасности;

- способы их переработки и утилизации;

- сведения о наличии на территории полигонов (в том числе подземных) по захоронению бытовых, промышленных, токсичных, радиоактивных и иных видов отходов, шламо- и хвостохранилищ, золоотвалов, промышленных и бытовых свалок (организованных и неорганизованных), их возможное влияние на загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных водных источников, флору и фауну;

- данные о возможности захоронения или утилизации отходов, в том числе о возможности захоронения в подземные горизонты отходов, не подлежащих переработке;

- сведения о наличии мероприятий по ликвидации различного вида свалок, рекультивации загрязненных территорий, строительстве заводов по сжиганию и переработке отходов;

- эффективность существующих и намечаемых природоохранных мероприятий.

3.4. Использование природных ресурсов.

3.4.1. Поверхностные воды:

- хозяйственное использование водных объектов;

- местоположение водозаборов, их характеристики, наличие рыбозащитных устройств, их типы, эффективность работы;

- наличие зон санитарной охраны водозаборов и водоохранных зон водоисточников.

3.4.2. Подземные воды:

- обоснование потребности в подземных водных ресурсах, их качестве;

- современное состояние водоносных горизонтов (утвержденные эксплуатационные запасы, естественная защищенность водоносных горизонтов, вероятность их загрязнения и истощения);

- наличие мероприятий по защите подземных вод от загрязнения и истощения;

- оценка загрязнения первого от поверхности водоносного горизонта подземных вод, используемых для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и предприятий;

- местоположение водозаборов, их тип, характеристика, эффективность работы, наличие зон санитарной охраны.

3.4.3. Земельные ресурсы:

- данные о структуре землепользования и их изменении за последние 10 лет (городские, сельскохозяйственные, лесного фонда и т.д.).

3.4.4. Лесные ресурсы:

- площади и структура земель лесного фонда;

- распределение лесного фонда по группам лесов;

- породный и возрастной состав лесов;

- площади и запасы приспевающих, спелых и перестойных лесов и прирост древесины основных пород;

- объемы рубок главного пользования, санитарных рубок и др.

3.4.5. Минерально-сырьевые ресурсы:

- наличие месторождений полезных ископаемых, их запасы, утвержденные Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых в пределах обследуемой территории;

- наличие режимной сети для контроля за состоянием горных пород и геологическими процессами.

3.4.6. Растительный и животный мир:

- состояние и использование пищевых и лекарственных дикорастущих растений;

- состояние и использование охотничье-промысловых видов животных;

- состояние и использование рыбных запасов, речной и морской фауны и флоры и др.

3.5. Оценка изменения окружающей природной среды под воздействием хозяйственной и иной деятельности.

3.5.1. Атмосферный воздух:

- данные о загрязнении атмосферного воздуха (фактические данные наблюдений на сети Единой государственной системы наблюдения и контроля (ЕГСНК), повторяемости высоких уровней загрязнения, динамики значений концентраций по годам);

- расчетные данные о загрязнении атмосферного воздуха (по данным томов ПДВ) и загрязнении снежного покрова;

- оценка степени загрязнения атмосферного воздуха по максимально-разовым и среднесуточным концентрациям, характеристика воздействия на природную среду (критические нагрузки и критические уровни загрязняющих веществ).

3.5.2. Питьевая вода и водоисточники питьевого и рекреационного назначения, поверхностные воды, деградация водных экосистем, истощение водных ресурсов:

- гидрологическая и гидрохимическая характеристики водных объектов;

- фактические данные по качеству воды в водоемах и водотоках, включая специфические для данной территории показатели загрязнения в фоновых и контрольных створах водного объекта;

- санитарно-гигиеническая оценка эпидемической опасности питьевой воды и водоисточников питьевого и рекреационного назначения;

- санитарно-гигиеническая оценка опасности загрязнения питьевой воды и источников питьевого водоснабжения химическими и радиоактивными веществами;

- санитарно-гигиеническая оценка опасности загрязнения питьевой воды и водоисточников питьевого назначения возбудителями паразитарных болезней и микозов человека;

- оценка качества воды по токсикологическим показателям (биотестирование);

- оценка изменения качества вод по гидробиологическим показателям (бактерио-, фито-, зоопланктон; фито-, зообентос; ихтиофауна).

При этом учитывается тип водоема (водотока), морфометрические особенности (количество и площади плесовых и перекатных участков, приточность, извилистость русла и т.д.), трофический статус (олиго-, мезо-, евтрофный).

Рекомендуется использовать любые другие показатели: морфологические изменения гидробионтов, показатели мутагенного эффекта вод и донных отложений, определяемые на стандартных штаммах микрооорганизмов и т.д.

Основным показателем степени истощения водных ресурсов принимается норма безвозвратного изъятия поверхностного стока, т.е. предельно допустимый объем безвозвратного изъятия стока, который устанавливается индивидуально для каждой реки и в целом по бассейну с учетом требований к объему стока замыкающего водоема (створа).

Безвозвратное изъятие поверхностного стока включает безвозвратное водопотребление в коммунальном хозяйстве, промышленности, теплоэнергетике, сельскохозяйственном водоснабжении, орошении и промышленном рыбоводстве.

3.5.3. Почвы:

- оценка опасности проявления негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, подтопление, засоление и др.), снижающих продуктивность почв;

- оценка степени химического загрязнения почв с учетом класса опасности загрязняющих веществ;

- оценка степени биологического загрязнения почв;

- оценка изменения физических и водно-физических свойств почв;

- оценка изменения плодородия почв в результате антропогенного воздействия.

3.5.4. Наземные экосистемы, растительный и животный мир

Оценка степени деградации наземных экосистем проводится по критериям, которые определяют негативные изменения в структуре и функционировании экосистем и учитывают их пространственную дифференциацию по степени нарушенности, а также динамику процессов деградации.

Скорость деградации экосистем рассчитывается по 5-10-летним рядам наблюдений.

Оценка изменения состояния растительного мира (природные зональные и трансформированные типы растительности, флора и ее основные параметры: видовой состав, число аборигенных, заносных и интродуцированных видов, официально охраняемые виды и др.).

При оценке современного состояния растительности учитываются состояние растительности как возобновляемого природного ресурса, так и способность выполнять растительными сообществами средоподдерживающие функции.

Оценка изменения состояния животного мира (видовой состав и численность, пространственное размещение видов, виды - индикаторы, официально охраняемые виды и их численность).

3.6. Состояние здоровья населения.

3.6.1. Оценка состояния здоровья населения дается в совокупности с показателями загрязнения атмосферного воздуха, воды, почв, сельскохозяйственной продукции и другими факторами негативного воздействия и включает перечень показателей, из которых основными являются:

- заболеваемость;

- детская смертность;

- медико-генетические нарушения (врожденные пороки развития, спонтанные выкидыши);

- онкологические и специфические заболевания;

- содержание в биосубстратах человека (кровь, моча, волосы, зубы, слюна, плацента, женское молоко и др.) токсичных химических веществ;

- нарушение репродуктивной функции и др.

3.6.2. Определение медико-демографических показателей проводится раздельно для городского и сельского населения.

3.6.3. Предпочтительны показатели, рассчитанные за 10 лет и 6 (или) их динамика за этот период. Исключение составляют редко встречающиеся или специфические заболевания, этимологически связанные с факторами окружающей среды антропогенного происхождения.

3.6.4. Кроме указанных в "Критериях" показателей могут быть предоставлены любые другие материалы, характеризующие влияние загрязнение окружающей среды на состояние здоровья населения.

3.6.5. При подготовке материалов обязательно представление полного первичного материала.

Дополнительно представляются сведения о видах и характере заболеваний, отнесенных к микрорайонам (поликлиникам) для крупных городов, районов области, отдельным поселкам или промышленным предприятиям, позволяющие дифференцировано подходить к разработке профилактических, социальных и других программ реабилитации территории.

3.7. Радиоактивное загрязнение:

- источники сбросов и выбросов радиоактивных веществ;

- плотность радиоактивных выпадений на местности по отдельным радионуклидам и зоны их влияния;

- экспозиционная мощность дозы гамма-излучения;

- эффективная доза облучения человека.

Дополнительно представляются сведения о физических факторах воздействия на здоровье населения (шум, вибрация, электромагнитное и тепловое загрязнение и т.д.).

3.8. Загрязнение сельскохозяйственной продукции, производящейся и потребляемой на обследуемой территории:

- сведения о степени загрязнения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (химическое, радиоактивное, биологическое);

- оценка продукции, несоответствующей требованиям нормативно-технической документации на качество продукции (остаточное количество пестицидов, токсичных веществ, монотоксинов, нитратов, нитритов и др.).

3.9. Существующие системы наблюдений и контроля за состоянием окружающей природной среды и здоровья населения.

3.9.1. Анализ существующей системы наблюдений:

- мониторинг загрязнения окружающей природной среды:

атмосферного воздуха, почв, снежного покрова, поверхностных вод суши;

- мониторинг геологической среды, подземных вод, геологических процессов, геофизических полей;

- биологические методы контроля (биоиндикация и биотестирование);

- мониторинг источников антропогенного загрязнения;

- комплексный фоновый мониторинг (биосферные заповедники);

- мониторинг состояния здоровья населения (система сбора, обработки, контроля и анализа данных).

3.9.2. Предложения по совершенствованию системы наблюдения и контроля, включая систему специальных наблюдений за приоритетными загрязняющими веществами.

10. Социально-экономическая и демографическая ситуации:

- данные о количестве жителей, проживающих на территории, их национальный состав;

- занятость населения (всего трудоспособного населения, количество занятых на промышленных предприятиях, в социально-бытовой сфере, местных промыслах и др.);

- количество нетрудоспособного населения (пенсионеры, дети, инвалиды, домохозяйки);

- средний заработок трудящегося в различных сферах деятельности;

- обеспеченность населения жильем и перспективы развития жилищного фонда;

- уровень медицинского обслуживания, в том числе число врачей по узким специальностям, наличие диагностических центров и др.;

- количество школ; техникумов; высших учебных заведений и количество обучающихся (из них иногородних);

- финансово-экономическое положение территории (формирование бюджета города, района, области, отчисления в местный бюджет, в том числе на природоохранные мероприятия);

- размер ассигнований на социальные программы (за последние 5 лет).

3.11. Экологическая политика и стратегия природопользования территории.

3.11.1. Оценка экологической политики и стратегии природопользования территории проводится с позиций реальности обеспечения экологической безопасности территории и ее соответствия действующему природоохранному законодательству и долгосрочным целям развития региона.

3.11.2. Анализ существующих природоохранных программ как регионального, так и локального уровня, степень их выполнения и возможность включения в программу неотложных мер по выводу территории из состояния чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия. Приводятся данные об объемах, структуре и эффективности использования финансовых средств, направляемых на оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

4. Приложения

В приложениях в виде отчетов, первичных материалов, справок, таблиц, графиков, схем и т.д. приводятся данные, подтверждающие изложенные в пояснительной записке выводы и предложения. Все случаи противоречий данных пояснительной записки и материалов приложений должны быть специально оговорены. По тексту пояснительной записки обязательны ссылки на материалы приложений. В качестве приложений могут быть использованы результаты завершенных научных исследований, справки о состоянии окружающей природной среды, использовании природных ресурсов, выполнении планов природоохранных мероприятий и др.

5. Графический материал

5.1. Картографические материалы должны содержать:

- блок картосхем и базисных карт, характеризующих природные условия района, региона (геоморфологические, ландшафтно-геохимические, гидрогеологические, инженерно-геологические и др.);

- базисную карту антропогенных нагрузок с информацией о: характере застройки городов (жилая, промышленная, рекреационная и т.д.); плотности населения на единицу площади; основных источниках воздействия на воздушную, водную и геологическую среды, почвы, недра, ландшафты и т.д.; границах промышленных площадок, санитарно-защитных и водоохранных зонах; очистных сооружениях и местах отведения сточных вод (организованных и неорганизованных); питьевых водозаборах; местах захоронения и складирования промышленных и бытовых отходов, в том числе и неорганизованных; сельскохозяйственных угодьях, землях лесхозов, дачных поселках; сетях систем мониторинга; состоянии уровней загрязнения природных сред и источниках выбросов и сбросов загрязняющих веществ; транспортных системах и др.;

- комплект картосхем, характеризующих загрязнение природных сред (загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха, водоемов и водотоков, загрязнение снежного покрова и почв) и оценку состояния компонентов природных комплексов (современное состояние растительного покрова, почв, распространение опасных геологических процессов и явлений и т.д.). Указанные карты целесообразно выполнять на прозрачной основе с целью возможности наложения их на базисную карту. Карты составляются в том же масштабе, что и карта антропогенной нагрузки.

5.2. Карты дают возможность наглядного представления о пространственном распределении на территории, рассматриваемой как зона чрезвычайной экологической ситуации или зона экологического бедствия, как источников воздействия, так и степени деградации окружающей природной среды.

Поскольку зонами чрезвычайной экологической ситуации или зонами экологического бедствия могут быть объявлены различные по размерам территории (населенный пункт, район, область или регион) масштабы карт могут различаться в зависимости от площади рассматриваемой территории. Общим требованием ко всем видам карт является наличие на них топографической основы и единства их масштаба.

6. Проект федеральной целевой программы неотложных
мер по выводу территории из состояния чрезвычайной
экологической ситуации или экологического бедствия

6.1. Основные требования к программе.

6.1.1. Программа разрабатывается и реализуется с целью вывода территории из состояния чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, организации специального режима ведения хозяйственной деятельности. Реализация мероприятий должна быть поэтапной и предусматривать период до 10 лет.

6.1.2. Программа представляет собой комплекс природоохранных, экономических и социальных мероприятий, принимаемых на основе сбалансированного подхода к управлению всеми видами хозяйственной или иной деятельности и содержит:

- характеристику и анализ основных экологических проблем, сложившихся на территории, и их влияние на социально-экономическое развитие региона;

- экологическое обоснование приоритетных направлений деятельности для достижения целей программы;

- организационный механизм реализации мероприятий;

- контроль за выполнением программы.

6.1.3. Проект программы предусматривает решение приоритетных экологических и связанных с ними социально-экономических проблем, выполнение комплекса неотложных мероприятий по выводу территории из состояния чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.

Комплекс неотложных мероприятий включает реализацию мер по улучшению состояния окружающей природной среды, санитарно-эпидемической, медико-демографической и социальной обстановки на территории, а также организацию соответствующего режима природопользования и хозяйственной деятельности.

6.1.4. Разработка проекта программы осуществляется Администрацией субъекта Федерации совместно со специально уполномоченными территориальными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья населения с привлечением научно-исследовательских, проектных институтов и других организаций.

6.1.5. Администрация территории выполняет функции государственного заказчика программы.

6.1.6. Проект программы должен быть согласован со специально уполномоченным территориальным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, территориальным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и с администрацией субъекта Федерации, на территории которой экологическая обстановка оценивается как чрезвычайная ситуация или как экологическое бедствие.

6.2. Содержание программы.

6.2.1. Основные экологические проблемы и их влияние на социально-экономическое развитие территории:

- результаты оценки изменения состояния окружающей среды и ее компонентов;

- результаты оценки изменения состояния здоровья населения;

- характеристика источников и видов воздействия;

- результаты оценки состояния природных ресурсов, обоснование по их перспективному использованию;

- возможность осуществления и дальнейшего развития существующей производственной деятельности;

- состояние основных фондов, предложения по модернизации производств.

6.3. Комплекс мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, их эффективность и сроки выполнения.

6.3.1. Обоснование приоритетных направлений деятельности для достижения экологически устойчивого социально-экономического развития территории:

- перераспределение производительных сил;

- развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства и сельского хозяйства;

- использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание, переработка и захоронение отходов;

- улучшение здоровья населения;

- совершенствование системы наблюдений за состоянием окружающей среды и здоровьем населения;

- предупреждение и ликвидация последствий техногенных аварий.

6.3.2. Мероприятия по основным предприятиям, загрязняющим окружающую среду:

- остановка предприятий, цехов, агрегатов с последующим изменением технологии действующего производства;

- остановка предприятий, цехов, агрегатов с последующим перепрофилированием производства;

- модернизация и техническое перевооружение предприятий, цехов, агрегатов, повышение эффективности действующих и оснащение новыми очистными установками, повышение качества применяемого сырья и материалов, обеспечение соблюдения технологической дисциплины, автоматизация управления технологическими процессами;

- закрытие отдельных экологически опасных производств, где невозможна их реконструкция или модернизация;

- замена энергоносителей и повышение эффективности их применения и др.

Выбор отдельного варианта мероприятий либо их комплекса осуществляется на основе оценки их эколого-экономической эффективности.

6.4. Финансирование программы.

6.4.1. Финансирование программы может осуществляться за счет:

- средств промышленных предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, их объединений, компаний, ведомств и министерств, непосредственных виновников деградации природной среды и ухудшения состояния здоровья населения;

- средств бюджетов различных уровней (в пределах поступлений для данной территории);

- целевых средств федерального бюджета;

- средств экологических фондов;

- кредитных ассигнований;

- средств различных благотворительных фондов;

- иностранных инвестиций.

6.4.2. Проект Федеральной Программы должен содержать проработки нескольких вариантов источников финансирования. Затраты и объемы финансирования определяются в прогнозных ценах первого года реализации программы.