МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 ноября 2019 г. N 28-50/14983-ОГ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минприроды России в рамках своей компетенции сообщает.

По вопросам возможности включения в тариф расходов на строительство мусороперегрузочных станций субъектами хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами, а также включения субъектами хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами в тариф расходов на оснащение мусоровозов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - постановление N 484) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 (далее - Методические указания N 1638/16).

При этом размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424, в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

В соответствии с пунктом 93 Методических указаний N 1638/16 экономия собственных расходов, достигнутая региональным оператором, в том числе в результате строительства и эксплуатации сортировочных и перегрузочных станций, сохраняется в распоряжении регионального оператора на срок действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, при наличии подтверждающих документов и материалов.

В настоящее время перегрузка отходов является частью процесса транспортирования отходов. Целью перегрузки является сокращение расходов на транспортировку отходов, которое, в свою очередь, сможет в дальнейшем положительно повлиять на расчет регулируемых тарифов в области обращения с ТКО.

Кроме того, письмом ФАС России от 11.06.2019 N ВК/49088/19 представлена позиция о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" в части возможности включения в единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО расходов, связанных с транспортированием ТКО: от мест (площадок) накопления ТКО (контейнерных площадок) до площадок временного накопления ТКО (перегрузочных станций), а также от указанных объектов до объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" оснащением аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат, в том числе автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.

Кроме того, письмом ФАС России от 29.03.2019 N СП/25508-ПР/19 представлена позиция о возмещении расходов регулируемой организации на оснащение транспортных средств системами спутниковой навигации и определено, что данные расходы являются технологически обоснованными и подлежат учету в предельных тарифах операторов в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов.

Дополнительно сообщаем, что вопросы тарифного регулирования относятся к компетенции ФАС России на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.

По вопросу нормативов накопления ТКО сообщаю.

В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО; утверждение порядка сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора); разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, установление нормативов накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" и Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Минстроя России от 28.06.2016 N 524/пр.

В адрес уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Минприроды России от 13.03.2019 N 08-25-53/5644 направлены разъяснения о возможности, порядке и целесообразности установления дифференцированных нормативов накопления ТКО на территории субъектов Российской Федерации, в том числе исходя из категории объектов (многоквартирные или частные дома) и территорий (городские или сельские), на которых такие отходы образуются. Вышеуказанная дифференциация нормативов должна учитывать социально-экономические развитие территорий, факты ведения индивидуального хозяйства, наличия печного отопления и многие другие условия.

Таким образом, субъекты Российской Федерации обладают компетенцией и полномочиями для определения корректных нормативов накопления, с учетом особенностей развития городских и сельских территорий.

Кроме того, на сегодняшний день субъекты имеют возможность при раздельном накоплении ТКО в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила 354) устанавливать для жителей возможность оплаты за фактический объем образованных ТКО, а не по нормативам.

Минприроды России подготовлены изменения в Правила 354, которые позволят использовать оплату по факту во всех случаях, что позволит избежать на практике конфликтных и неразрешимых ситуаций между потребителями и региональными операторами по определению способа оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также ситуаций, при которых собственники нежилых помещений в многоквартирных домах занижают фактические объемы образования ТКО.

Заместитель директора
Департамента государственной политики
и регулирования в сфере обращения
с отходами производства и потребления -
начальник отдела государственных
инфраструктурных проектов в сфере
отходов производства и потребления
Б.В.ТРИГУБ