МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 мая 2021 г. N 12-53/13798

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
ЕДИНСТВЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТ

В связи с участившимися случаями обращения субъектов Российской Федерации по вопросу определения единственного исполнителя осуществляемых субъектами Российской Федерации закупок работ, связанных с проектированием и проведением работ по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС), а также в соответствии с разъяснениями Минфина России по указанному вопросу, сообщаем следующее.

Положениями пункта 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрена возможность закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.

В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.

Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для государственных нужд утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2020 N 558 (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка основанием для рассмотрения вопросов о подготовке таких проектов правовых актов и поручений является обращение, содержащее предложение об определении единственного исполнителя закупок (далее - обращение, предложение), соответствующее требованиям пунктов 4 и 5 Порядка.

В соответствии с подпунктами "б" и "к" пункта 4 Порядка предложение должно содержать, в том числе, экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также информацию об источниках финансирования закупки.

В соответствии с пунктами 7 - 9 Порядка на предложение подготавливается экспертное заключение Правительства Российской Федерации, которое должно содержать оценку соответствия предложения об определении единственного исполнителя положениям Закона N 44-ФЗ и вывод о целесообразности (нецелесообразности) осуществления закупок без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Указанное экспертное заключение составляется, в том числе, на основании заключений Минфина России, Минэкономразвития России и ФАС России в соответствии с установленной сферой деятельности.

При этом в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление закупки возможно только после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств.

Учитывая вышеизложенное определение единственным исполнителем осуществляемых субъектом Российской Федерации закупок работ, связанных с проектированием ликвидации ОНВОС и работ по ликвидации ОНВОС, может быть осуществлено только в соответствии с правовым актом Правительства Российской Федерации на основании соответствующего поручения Президента Российской Федерации по итогам рассмотрения обращения на имя Президента Российский Федерации, подготовленного субъектом Российской Федерации в соответствии с Порядком.

Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
Р.А.МАЛЬЦЕВ