Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
Г.В.ТРУБНИКОВ
21 апреля 2018 г. N ГТ-861/14

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, ИНЖЕНЕРОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО ПОСТРОЕНИЮ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ В ОБЛАСТИ
НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ

1. Настоящие Рекомендации разработаны с целью информирования талантливой молодежи о существующих возможностях самореализации и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.

2. Настоящие Рекомендации содержат информацию о:

существующих инструментах государственной поддержки и возможных траекториях построения карьеры;

порядке адресной поддержки ученых, инженеров и технологических предпринимателей;

дополнительных возможностях для самореализации, включая участие в конференциях, публикацию научных работ, создание результатов интеллектуальной деятельности и другие;

возможностях использования инфраструктуры для проведения исследований и разработок.

Существующие инструменты государственной поддержки
и возможные траектории построения карьеры молодых ученых,
инженеров и технологических предпринимателей

3. Адресная поддержка ученых, инженеров и технологических предпринимателей может осуществляться из следующих источников:

федеральный бюджет Российской Федерации;

бюджет субъектов Российской Федерации;

фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

иные организации, осуществляющие научно-исследовательскую, инновационную и производственную деятельность,

4. Основными механизмами финансирования ученых, инженеров и технологических предпринимателей являются средства государственных заданий, гранты, стипендии и субсидии, предоставляемые в денежной форме на проведение научно-исследовательской и инновационной деятельности.

5. Началом построения успешной карьеры может стать участие в проведении исследований в составе уже сформированных коллективов и научных лабораторий, например, в рамках программ "мегагранты" и "кооперация", грантов РНФ, РФФИ, Президента Российской Федерации, проектов программ РАН и проектов, поддерживаемых за счет федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы".

6. Основные инструменты адресной поддержки и карьерные траектории представлены в приложении к Рекомендациям.

Порядок адресной поддержки молодых ученых, инженеров
и технологических предпринимателей <1>

--------------------------------

<1> Данный раздел содержит общие положения, которые носят рекомендательный характер. В каждом конкретном конкурсе необходимо руководствоваться условиями соответствующего конкурса, указанными в объявлении о конкурсе (извещении) и (или) конкурсной документации.

7. Информация о проводимых конкурсах публикуется на сайтах организаторов конкурсов, а также на интернет-порталах, агрегирующих такую информацию (например, www.rsci.ru или http://grantist.com/).

8. Основные требования, предъявляемые к участникам конкурсов:

гражданин Российской Федерации;

возраст исследователя - до 39 лет включительно (при условии проведения конкурса среди молодых ученых и в случае, если условиями конкурса не предусмотрено иное);

знание способов проведения научных исследований, экспериментов, наблюдений и измерений, а также владение методами проведения научных исследований, экспериментов, наблюдений и измерений;

знание форм и способов представления и правовой охраны результатов, полученных в ходе решения исследовательской задачи;

обладание научным заделом по теме исследования;

знание существующих и перспективных технологий в предметной области деятельности, направления их совершенствования.

9. Основные требования, предъявляемые к проекту:

соответствие проекта условиям конкурса;

соответствие проекта приоритетам научно-технологического развития, закрепленным пунктом 20 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, а также пункту 21 Стратегии, определяющем ключевую роль фундаментальной науки;

научная значимость предполагаемых результатов проекта (новизна, соответствие предполагаемых результатов мировому уровню исследований);

прикладная значимость предполагаемых результатов проекта (оценка перспектив коммерциализации проекта и потенциальных конкурентных преимуществ, востребованности на рынке).

10. Оформление и подача заявок осуществляется в соответствии с условиями соответствующего конкурса.

11. Поддержка ученых, инженеров и технологических предпринимателей осуществляется по результатам конкурсного отбора. Конкурсный отбор является открытым и включает в себя следующие основные процедуры:

сбор заявок;

сопоставление заявок условиям конкурса и принятие решения о допуске;

организация и проведение экспертизы, предусматривающей выставление оценок заявкам;

утверждение списка победителей конкурса;

заключение договора с победителями.

12. Объем финансирования и предполагаемый срок реализации проекта определяются организатором конкурса самостоятельно.

13. Победитель обязан качественно и в срок выполнить проект, обеспечить целевое расходование полученных средств, своевременно представить отчет о выполненной работе, обеспечить целевые показатели реализации гранта (количество публикаций, патентов, тезисов докладов и др.).

14. В случае нецелевого использования денежных средств грантодатель вправе потребовать возврата средств в объеме нецелевого использования.

Дополнительные возможности для самореализации молодых
ученых, инженеров и технологических предпринимателей

15. Участие в стажировках на территории Российской Федерации и за рубежом, а также посещение курсов повышения научной квалификации с привлечением в качестве преподавателей ведущих ученых-исследователей позволит применить на практике полученные во время обучения знания, сформировать и закрепить профессиональные умения и навыки, будет способствовать не только профессиональному, но и личностному развитию.

16. Доклады на различного рода научных мероприятиях (семинар, конференция, симпозиум, конгресс) и публикации научных статей являются общепринятыми формами представления новых научных идей и открытий.

Участие в мероприятиях позволит получить представление о последних достижениях науки, актуальных исследованиях и проблемах, поделиться наработками и перенять опыт ведущих ученых, получить объективную оценку собственных выводов, а также совершенствовать навыки публичного выступления.

На территории Российской Федерации ежегодно проводятся специализированные общественные мероприятия для научной молодежи разной возрастной категории (например, "Наука будущего - наука молодых", Всероссийский фестиваль науки НАУКА 0+, Международная научная конференция "Ломоносов"), позволяющие обсудить результаты исследований и разработок с более опытными коллегами, включая представителей российской научной диаспоры.

Научные публикации, индексируемые в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования, способствуют повышению уровня профессиональности автора и научной значимости его работы, позволят получить преимущество авторам при подаче заявки на получение государственной поддержки, делают его труды доступными для ознакомления широкому кругу заинтересованных лиц, могут стать составляющей отчета о проделанной работе по грантам, стипендиям и субсидиям.

17. Важной частью научно-исследовательской деятельности является популяризация результатов исследований и разработок среди широкой общественности. На специализированных просветительских площадках, включая виртуальные, молодые ученые имеют возможность продемонстрировать собственные достижения, а также выступить в роли слушателей (например, "Элементы", "Открытая лабораторная", "ПостНаука", "Indicator.ru" и др.).

18. Умение создавать результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и эффективно управлять правами на них является важной составляющей построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.

Происходящая цифровизация экономических отношений открывает новые возможности в сфере создания, управления и использования РИД. Эти возможности сегодня доступны каждому и позволяют создать новые, стабильные источники дохода.

В поиске партнеров для применения созданных результатов могут быть использованы цифровые платформы: они не имеют территориальных или отраслевых границ, задают общие правила и стандарты описания РИД, раскрытия информации, о результатах и о фактах передачи или предоставления прав, а также информации о способах использования РИД, о возникающих спорах и о результатах их разрешения.

Максимально возможная интеграция в уже существующие элементы информационной инфраструктуры цифровой экономики, использование "сетей знаний" и внешних цифровых технологических платформ позволяет:

а) осуществлять обмен идеями и информацией о результатах исследований и разработок, творческой деятельности, включая обмен между членами научно-образовательного профессионального сообщества, в том числе на допатентной стадии, с гарантированной защитой такой информации;

б) "запускать" цифровые данные о разработках и творческих продуктах в информационное пространство, выводя таким образом разработки на рынок технологий и креативных индустрий;

в) находить потенциальных лицензиатов, приобретателей прав на РИД - технологических предпринимателей, заинтересованных во внедрении результатов, инвесторов в будущие исследовательские или творческие проекты;

г) использовать инструменты "умных контрактов", поддерживаемые распределенным реестром для быстрого и профессионального заключения сделок, построения сложных цепочек передачи прав на результаты, их агрегации и (или) доработки и переработки для создания нового продукта (товара или услуги).

19. Портал вакансий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://ученые-исследователи.рф/ позволяет получить информацию об актуальных вакансиях в научной сфере и принять участие в открытых конкурсах на замещение должностей научных работников в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2015 года N 937.

20. Национальная идентификационно-коммуникационная сервисная платформа для молодых ученых, инженеров и технологических предпринимателей Science ID (Science-Technology ID), запуск которой запланирован в 2018 году, позволит:

сформировать единый календарь научных мероприятий (конференции, симпозиумы, конгрессы) с возможностью быстрой регистрации на них;

создать резюме и упростить процедуру подачи конкурсных заявок на получение индивидуальных и коллективных грантов и субсидий, а также для участия в конкурсах на замещение должностей научных работников в научных и образовательных организациях высшего образования;

организовать площадку для проведения опросов и исследований, направленных на выявление потребностей молодых ученых.

21. Молодым ученым организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, выдаются государственные жилищные сертификаты, предоставляемые на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых ученых подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. Информация о порядке оформления и выдачи жилищных сертификатов молодым ученым представлена на официальных сайтах ФАНО России по адресу http://fano.gov.ru и ФЦП "Жилище" на 2015 - 2020 годы по адресу http://www.fcpdom.ru".

Поощрение выдающихся заслуг и достижений в области науки,
технологий и инноваций

22. Основными государственными мерами поощрения за выдающиеся заслуги и достижения в области науки, технологий и инноваций являются премии Президента и Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также Российской академии наук.

Инфраструктура для проведения исследований и разработок

23. В целях обеспечения доступа ученых и исследователей к дорогостоящим исследовательским комплексам и научному оборудованию для проведения исследований созданы центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальными научными установками (далее - ЦКП, УНУ). Заинтересованные пользователи могут подать заявку и провести необходимые исследования и (или) измерения с использованием УНУ или оборудования ЦКП. Информация о возможностях ЦКП и УНУ, а также контактные данные размещены на портале www.ckp-rf.ru.

24. Информационная инфраструктура в Российской Федерации для проведения исследований и разработок представлена электронными библиотеками научных публикаций eLIBRARY.RU, "КиберЛенинка", Единой государственной информационной системой учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, Электронной библиотекой диссертаций Российской государственной библиотеки и другими электронными ресурсами.

Реестр охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности представлен в Информационно-поисковой системе Федерального института промышленной собственности и на портале "patscape.ru".

25. В целях развития исследований и подготовки специалистов в области математики созданы и функционируют региональные научно-образовательные математические центры. В указанных центрах проводятся математические мероприятия для школьников и студентов, созданы благоприятные условия для проведения научных исследований, к чтению курсов лекций приглашаются ведущие математики с мировым именем.

26. Для формирования предпринимательских навыков и стимулирования молодежной технологической активности доступны такие объекты инфраструктуры, как Центры молодежного инновационного творчества, детские технопарки "Кванториум", инжиниринговые центры.

Приложение

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
АДРЕСНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, ИНЖЕНЕРОВ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

                                                                   ┌────────────────────┐\
                       Посевное                 Становление        │  Самостоятельная   │ \
                    финансирование                                 │       карьера      │ /
                                                                   └────────────────────┘/
                        www.минобрнауки.рф
               ┌─────────────────────────┐
               │  Стипендии Президента   │                 www.p220.ru
               │  Российской Федерации   │  ┌─────────────────────────┐
               │       (студенты и       │  │        Программа        │
               │       аспиранты)        ├┐ │   "мегагрантов" (мол.   │
               │  Указ Президента РФ от  ││ │      уч. в составе      │
               │  14 сентября 2011 г.    │├>│       коллективов       ├─┐
               │          N 1198         ││ │      лабораторий)       │ │
               └─────────────────────────┘│ │      постановление      │ │
                                          │ │  Правительства РФ от    │ │
                                          │ │ 9 апреля 2010 г. N 220  │ │       www.rscf.ru
                                          │ └─────────────────────────┘ │  ┌───────────────┐
                     www.grants.extech.ru │                             │  │  Гранты РНФ   │
               ┌─────────────────────────┐│                             ├─>│(мол. ученые - │
               │  Стипендии Президента   ││                www.rfbr.ru  │  │ руководители  │
               │  Российской Федерации   ││ ┌─────────────────────────┐ │  │   проектов)   │
               │     (мол. ученые и      ││ │                         │ │  └───────────────┘
               │       аспиранты)        ││ │                         │ │                     Уникаль-
               │  Указ Президента РФ от  ││ │                         │ │                     ные
               │   13 февраля 2012 г.    ││ │    Гранты РФФИ (мол.    ├─┤                     науч-
               │         N 181           │├>│    ученые, постдоки)    │ │                     ные
               └─────────────────────────┘│ │                         │ │                     уста-
                       www.минобрнауки.рф │ │                         │ │                     новки
               ┌─────────────────────────┐│ │                         │ │
               │  Стипендии Президента   ││ │                         │ │
               │  Российской Федерации   ││ └─────────────────────────┘ │
  и            │     для обучения за     ││                             │
  с    Центры  │   рубежом (студенты и   ││                             │
  с    коллек- │       аспиранты)        ││                             │
К л    тивного │      Распоряжение       ││                             │
а е    поль-   │   Президента РФ от 6    ├┤                             │
р д    зо-     │     сентября 1993 г.    ││                             │
ь о    вания   │        N 613-рп         ││                www.rscf.ru  │        www.rfbr.ru
е в    научным └─────────────────────────┘│ ┌─────────────────────────┐ │  ┌───────────────┐
р а    обору-                             │ │  Гранты РНФ (постдоки   │ │  │  Гранты РФФИ  │
а т    довани-                            │ │  в составе коллективов  │ │  │   (ведущие    │
  е    ем                     www.rfbr.ru │ │     лабораторий под     │ │  │  молодежные   │
  л            ┌─────────────────────────┐│ │  руководством ведущих   ├─┤  │  коллективы)  │
  я            │   "Мой первый грант"    │├>│         ученых)         │ │  │               │
               │          РФФИ           ├┤ │                         │ ├─>│               │
               └─────────────────────────┘│ │                         │ │  │               │
                     www.grants.extech.ru │ │                         │ │  │               │
               ┌─────────────────────────┐│ └─────────────────────────┘ │  └───────────────┘
               │    Гранты Президента    ││                www.rscf.ru  │
               │  Российской Федерации   ││ ┌─────────────────────────┐ │
               │    (мол. кандидаты и    ││ │                         │ │
               │        доктора)         ├┤ │                         │ │
               │  Указ Президента РФ от  ││ │                         │ │
               │    9 февраля 2009 г.    │├>│    Гранты РНФ (мол.     ├─┤
               │          N 146          ││ │    ученые до 39 лет)    │ │
               └─────────────────────────┘│ │                         │ │
                       www.минобрнауки.рф │ │                         │ │
               ┌─────────────────────────┐│ │                         │ │
               │        Стипендии        ││ └─────────────────────────┘ │
               │      Правительства      ││                             │
               │  Российской Федерации   ││                             │
               │       (студенты и       ├┼─────────┬───────────────────┴─┐
               │       аспиранты)        ││         │                     │
               │      постановление      ││         │                     │
               │  Правительства РФ от    ││         │                     │
               │ 3 ноября 2015 г. N 1192 ││         │                     │
               └─────────────────────────┘│         │                     │
                                          │         │                     \/   www.p218.ru
                         ┌────────────────┘         │   ┌──────────────────────────────────┐
                         │                          │   │ Программа "кооперация" (мол. уч. │
                         │                          │   │      в составе коллективов)      │  Инжи-
  и                      │                          │   │  постановление Правительства РФ  │  нирин-
К н                      │                          │   │    от 9 апреля 2010 г. N 218     │  говые
а ж                      │                          │   └────────────────────────────┬─────┘  центры
р е                      │                          \/             www.fcpir.ru      │
ь н                      │    ┌────────────────────────────────────────────────┐     │
е е                      │    │       ФЦП "Исследования и разработки по        │     │
р р                      │    │          приоритетным направлениям.."          │     │
а а                      │    │       постановление Правительства РФ от        ├─────┤
                         │    │              21 мая 2013 г. N 426              │     │
       Центры            │    │                                                │     │
       молодеж-          │    └──────────────────────┬─────────────────────────┘     │
       ного              │                           \/ www.fasie.ru                 │
       инженер-          │                ┌──────────────────────────┐               │
       ного              │                │    Программа "Старт"     │               │
       твор-             │                │    Фонда содействия      │               │
       чества            │www.fasie.ru  ┌>│    инновациям (физ. и    ├─┐             │
  п                      \/             │ │       юр. лица без       │ │             │
  р              ┌─────────────────────┐│ │      ограничений по      │ │             │www.nti2035.ru
  е              │  Программа "Умник"  ││ │        возрасту)         │ │             \/
К д              │  Фонда содействия   ││ └────────────┬─────────────┤ │    ┌───────────────┐
а п              │     инновациям      ├┤              │             │ │    │ Национальная  │  Техно-
р р              │  (инноваторы от 18  ││              │             │ ├───>│технологическая│  парки
ь и              │     до 30 лет)      ││              \/   www.sk.ru│ │    │  инициатива   │
е н              └─────────────────────┘│ ┌──────────────────────────┤ │    └───────────────┘
р и                                     │ │     Фонд "Сколково"      │ │
а м                                     │ │образовательные программы │ │
  а                                     │ │       для будущих        │ │
  т                                     └>│    предпринимателей и    ├─┘
  е                                       │наставников для молодежных│
  л                                       │        проектов)         │
  я                                       └──────────────────────────┘