МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 октября 2023 г. N 998

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В соответствии с частью 8 статьи 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом 4.2.50 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации прилагаемые требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке.

2. Установить, что:

а) прием на обучение по программам в соответствии с требованиями к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 октября 2014 г. N 1304 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34732) (далее - Требования), прекращается 31 декабря 2023 года;

б) обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся, принятых на обучение в соответствии с Требованиями, осуществляется до истечения сроков обучения, определенных соответствующей дополнительной общеобразовательной программой.

Врио Министра
А.Р.ГАТИЯТОВ

Утверждены
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 18 октября 2023 г. N 998

ТРЕБОВАНИЯ
К ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. Настоящие требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке (далее соответственно - Требования, дополнительная общеобразовательная программа, слушатели), определяют минимальный уровень знаний и умений, которыми должен обладать слушатель в результате освоения дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой федеральной государственной образовательной организацией.

2. При освоении дополнительной общеобразовательной программы слушатели должны изучить основные (обязательные для освоения общеобразовательные предметы, определенные в пункте 4 Требований для каждого профиля дополнительной общеобразовательной программы) и дополнительные общеобразовательные предметы (обеспечивающие освоение дополнительной общеобразовательной программы, в том числе освоение индивидуальной образовательной траектории, которые федеральная государственная образовательная организация выбирает самостоятельно из перечня, предусмотренного пунктом 4 Требований для каждого профиля). Федеральная государственная образовательная организация вправе определить дополнительные элективные учебные предметы (необходимые для большей профессионализации дополнительной общеобразовательной программы), перечень которых, требования к их освоению, общий объем часов, в том числе аудиторных, федеральная государственная образовательная организация устанавливает самостоятельно.

3. При подготовке к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке слушателю необходимо освоить дополнительную общеобразовательную программу в общем объеме не менее 2 160 академических часов (далее - часы). Освоение дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в форме аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателя. Объем аудиторных занятий составляет не менее 50 процентов от общего количества часов, предусмотренных на изучение основных и дополнительных общеобразовательных предметов.

В дополнительной общеобразовательной программе на изучение русского языка должно быть предусмотрено не менее 612 аудиторных часов.

4. Слушатели, которые планируют дальнейшее обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), в соответствии с профилем дополнительной общеобразовательной программы должны освоить следующие общеобразовательные предметы:

а) по естественно-научному профилю:

основные общеобразовательные предметы: русский язык, математика, химия и физика;

дополнительные общеобразовательные предметы: биология, информатика, география, история;

б) по инженерно-техническому и технологическому профилю:

основные общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика и информатика;

дополнительные общеобразовательные предметы: химия, черчение, история и обществознание;

в) по гуманитарному профилю:

основные общеобразовательные предметы: русский язык, обществознание, история и литература;

дополнительные общеобразовательные предметы: математика, биология, информатика, география и естествознание;

г) по экономическому профилю:

основные общеобразовательные предметы: русский язык, история, обществознание и математика;

дополнительные общеобразовательные предметы: информатика, естествознание и география;

д) по медико-биологическому профилю:

основные общеобразовательные предметы: русский язык, биология, химия и физика;

дополнительные общеобразовательные предметы: математика, информатика, обществознание и история.

5. Слушатели, планирующие дальнейшее обучение по образовательным программам высшего образования (программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки), должны освоить основные, дополнительные общеобразовательные предметы, а также определенные федеральной государственной образовательной организацией элективные учебные предметы дополнительной общеобразовательной программы (за исключением общеобразовательного предмета "Русский язык", освоение которого является обязательным в рамках дополнительной общеобразовательной программы) в пределах количества часов, предусмотренного пунктом 3 Требований, и в соответствии с направлением подготовки образовательной программы высшего образования, по которой в дальнейшем слушатель планирует обучение.

Минимальный уровень знаний и умений, которыми должны обладать слушатели, планирующие дальнейшее обучение по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, в результате освоения общеобразовательных предметов дополнительной общеобразовательной программы, определяется федеральной государственной образовательной организацией самостоятельно (за исключением определяемого Требованиями минимума знаний и умений, которыми должны обладать слушатели в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Русский язык" дополнительной общеобразовательной программы).

6. Слушатели, планирующие дальнейшее обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), в результате освоения основных общеобразовательных предметов дополнительной общеобразовательной программы должны:

а) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Русский язык":

знать:

русский алфавит; гласные и согласные звуки; ударение и ритмику; правила произношения; состав слова; имя существительное; одушевленные и неодушевленные имена существительные; род и число; склонение имен существительных; значение и употребление падежей; местоимения; значение, склонение и употребление местоимений; числительное; имя прилагательное; род и число; полные и краткие прилагательные; склонение имен прилагательных; степени сравнения прилагательных; глагол; инфинитив; несовершенный и совершенный виды глагола; время глагола; спряжение глагола; глагольное управление; переходные и непереходные глаголы; глаголы с частицей -ся; глаголы движения без приставок и с приставками; понятие о причастии; функции причастий; понятие о деепричастии; функции деепричастий; наречие; степени сравнения наречий; предлоги и их значения; союзы и их значения; частицы и их значения; простое и сложное предложения; виды простого предложения; виды сложного предложения; выражение определительных отношений, времени, места, причины, условия, уступки, цели в простом и сложном предложениях; активные и пассивные конструкции; прямая и косвенная речь; правила перевода прямой речи в косвенную; нормы речевого этикета; универсальные конструкции научного стиля речи; лексику в объеме не менее 3 000 единиц (учебно-научная, социально-культурная и социально-бытовая сферы);

уметь:

определять род имен существительных; образовывать формы единственного и множественного числа имен существительных, имен прилагательных, притяжательных, указательных, определительных местоимений во всех падежах, согласовывать формы имен прилагательных, притяжательных, указательных, определительных местоимений с формами существительных; употреблять числительные в сочетании с существительными и прилагательными; употреблять глагол в настоящем, прошедшем и будущем временах; использовать наречия при глаголах; соединять простые предложения в сложные; трансформировать сложные предложения в простые; переводить прямую речь в косвенную и косвенную речь в прямую; пользоваться конструкциями научного стиля речи; оперировать лексикой русского языка во всех видах речевой деятельности; оперировать общенаучной терминологией по профилю будущей специальности; использовать изученный языковой и речевой материал при построении высказывания; оформлять речевое высказывание в соответствии с нормами современного русского языка; пользоваться двуязычными словарями; писать в соответствии с правилами русской графики; создавать монологическое высказывание в письменной форме на предложенную тему и (или) прочитанный (прослушанный) текст в соответствии с заданной установкой в рамках изученного материала; осуществлять основные виды информационной переработки текста (составление плана, компрессия текста); оформлять устное высказывание в соответствии с нормами произношения и интонации; читать тексты учебно-научной, социально-бытовой и социально-культурной тематики (сообщение, повествование, описание); использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее); определять тему, основную информацию текста; понимать информацию (тему, основную идею), предъявляемую на слух в нормальном темпе (200 - 250 слогов в мин); понимать основное содержание диалога и коммуникативные намерения собеседников; вести диалог (инициировать и завершать) на бытовые, социокультурные, учебно-профессиональные темы в ситуациях учебной, бытовой, социокультурной, учебно-профессиональной сфер общения; передавать содержание, основную идею прочитанного или прослушанного текста; выражать отношение к фактам, событиям (прочитанного или прослушанного текста); строить монологическое высказывание репродуктивно-продуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста различной структуры и коммуникативной направленности; создавать устные и письменные монологические высказывания (тексты) в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения, различные по стилю и жанру;

б) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Математика":

знать:

объект и предмет математики; определения (описания) базовых понятий элементарной математики; теоремы, правила и формулы, выражающие основные соотношения элементарной математики; методы вычислений и тождественных преобразований математических выражений; методы решения и исследования основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; определения, графики и свойства основных элементарных функций; метод координат, методы исследования основных свойств и построения графиков функций; основные понятия начал математического анализа: предел последовательности и функции, производная, первообразная, интеграл; действия над векторами в геометрической и координатной формах;

уметь:

пользоваться изученными теоремами и правилами курса, формулировать правила, выводить основные формулы элементарной математики; выполнять вычисления, тождественные преобразования выражений; решать линейные, квадратные и тригонометрические уравнения; исследовать решения линейного и квадратного уравнений; решать линейные и квадратные неравенства, решать неравенства методом интервалов; решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными; решать системы нелинейных уравнений аналитическими и (или) графическими методами; решать системы неравенств; исследовать основные свойства элементарных функций; строить графики элементарных функций и выполнять простейшие преобразования графиков; определять свойства функций по их графикам; находить производные и интегралы; исследовать функции с помощью производной; использовать математическую терминологию и символику; пояснять и записывать решения, используя предметные термины и символику; формулировать определения (или давать описания) базовых понятий изученных разделов элементарной математики, векторной алгебры и математического анализа;

в) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Физика":

знать:

объект и предмет физики; механику: основные понятия, законы и модели механики - механическое движение; виды движения; уравнения и графики равномерного и равнопеременного движения; свободное падение; силы в природе, законы Ньютона; законы сохранения в механике: закон сохранения импульса и закон сохранения полной механической энергии; молекулярную физику: основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ); основное уравнение МКТ; уравнение газового состояния Менделеева-Клапейрона; изопроцессы в газах; первый закон термодинамики; количество теплоты и теплоемкость; уравнение теплового баланса; электродинамику: электрическое поле в вакууме; закон Кулона; характеристики поля: напряженность и потенциал; понятия электроемкости; понятие электрического тока; закон Ома для участка цепи и для замкнутой цепи; закон Джоуля-Ленца; магнитное поле, индукцию магнитного поля, силу Ампера, силу Лоренца; колебания и волны; определения базисных понятий физики; общенаучные и физические термины, технику безопасности при работе в физической лаборатории;

уметь:

применять базисные понятия изученных разделов физики; формулировать условия задач, пояснять и записывать решения; решать расчетные задачи, требующие знаний и умений из различных разделов физики и математики;

г) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Химия":

знать:

объект и предмет химии; основные понятия и законы химии; атомно-молекулярное учение; электронное строение атомов; периодический закон и структуру периодической системы химических элементов; механизм образования, типы и основные характеристики химической связи; основные классы неорганических веществ и их химические свойства и методы получения; основные закономерности протекания химических реакций; основные понятия химии растворов, теорию электролитической диссоциации; основные понятия, связанные с окислительно-восстановительными реакциями (ОВР); номенклатуру и строение комплексных соединений; определения (описания) базисных понятий химии; общенаучные и химические термины, значимые для дальнейшего профессионального образования, основные приемы работы и технику безопасности при проведении химических реакций;

уметь:

характеризовать химию как науку; решать расчетные задачи с использованием понятий моль, молярная масса вещества, молярный объем газов; составлять электронные и электронно-графические формулы атомов; характеризовать элемент по его положению в периодической системе; определять тип химической связи в веществе по его формуле; изображать по методу валентных связей схему образования химической связи в бинарных соединениях, составлять формулы, названия, определять основные классы неорганических веществ; составлять уравнения реакций превращения веществ различных классов на основе их химических свойств; характеризовать влияние различных факторов на скорость реакции и состояние химического равновесия; решать расчетные задачи с использованием понятий массовая доля растворенного вещества и молярная концентрация раствора; составлять уравнения электролитической диссоциации оснований, кислот, солей, воды; составлять молекулярные и ионные уравнения реакций электролитов в растворах и гидролиза солей в водных растворах; расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР методом электронного баланса и определять окислительно-восстановительную природу реагентов; идентифицировать экзо- и эндотермические реакции по знаку изменения энтальпии реакции; пользоваться номенклатурой Международного союза теоретической и прикладной химии ИЮПАК (IUPAC) при составлении формул и названий веществ; составлять уравнения реакций превращения веществ различных классов на основе их химических свойств; использовать химическую терминологию и символику, формулировать определения базисных понятий изученных разделов химии;

д) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Информатика":

знать:

объект, предмет информатики; определения (описания) базисных понятий информатики, значимых для профессионального образования; название и функциональное назначение основных устройств и периферии компьютера; принципы хранения информации в компьютере, единицы измерения информации, понятия кодирования и декодирования информации; виды систем счисления; правила техники безопасности при работе на компьютере; операционные системы; структуру файловой системы хранения информации; типы файлов; приемы ввода информации с клавиатуры; основные виды программного обеспечения и их назначение; понятие алгоритма, его свойства, способы записи; основные объекты в электронных таблицах, приемы их обработки; основные типы алгоритмов, этапы решения вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера; элементы методов алгоритмизации, необходимые для решения простейших задач обработки информации;

уметь:

характеризовать информатику как науку; использовать терминологию и символику информатики; формулировать определения (описания) изученных базисных понятий информатики; пояснять функциональное назначение основных устройств и периферии компьютера; ориентироваться в основных операционных системах и файловой системе хранения информации; оперировать на элементарном уровне с файлами и каталогами операционной среды; пользоваться клавиатурой компьютера; ориентироваться в основных видах программного обеспечения (текстовый редактор, электронные таблицы, презентации); использовать текстовый редактор, простой графический редактор, электронные таблицы; решать задачи обработки информации интегративного характера; создавать и преобразовывать логические задачи; взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации;

е) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Обществознание":

знать:

объект и предмет обществознания; категориально-понятийный аппарат обществознания; социальную сущность человека, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; причинно-следственные связи изученных социальных объектов, включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды; способы регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

уметь:

рассказывать об основных социальных объектах, выделять их существенные признаки, закономерности развития; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск экономической и социальной информации, представленной в различных знаковых системах; работать с различного типа источниками социологической и исторической информации (картами, справочниками); рассказывать об общественных явлениях в развитии, понимать взаимосвязь и взаимозависимость явлений экономики, политики, культуры, искусства;

ж) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "История":

знать:

объект и предмет истории; научную терминологию по дисциплине; периодизацию истории России: образование и становление древнерусского государства (IX - XII вв.), феодальная раздробленность на Руси (XIII - XV вв.), объединение русских княжеств в единое государство, расширение русских земель (вторая половина XV - XVII вв.), Российская империя (XVIII - начало XX вв.), советское государство (1917 - 1991 гг.), современная Россия (начало 90-х гг. XX в. - н.в.); основные процессы, явления и события в различные периоды российской истории; выдающихся российских и советских деятелей и их роль в развитии государства; названия и географическое положение территорий, присоединенных к государству в различные исторические периоды; местоположение населенных пунктов и территорий, где происходили важные исторические события; географическое положение стран, с которыми Россия поддерживала отношения;

уметь:

использовать терминологию учебной дисциплины; объяснить, что изучает история и значение исторической науки; соотнести исторические события с соответствующими периодами российской истории; дать характеристику основных событий истории России; выявлять причинно-следственные связи фактов, событий, процессов; анализировать исторические явления; показывать на исторической карте: границы государства и города, игравшие ведущую роль в различные исторические периоды, территории, где происходили важнейшие для России исторические события, страны, с которыми Россия поддерживала отношения;

з) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Литература":

знать:

литературоведческие термины и понятия: художественная литература, художественный образ, литературный род, жанр, литературное направление, герой произведения, тема, идея произведения; о художественной литературе как виде искусства и ее значении; о литературоведении как науке о литературе; о фольклоре как устном поэтическом творчестве; о древнерусской литературе; о русской литературе XVIII века; о русской литературе XIX века; жизненный и творческий пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова; о русской литературе XX века (общее представление);

уметь:

использовать литературоведческую терминологию; назвать и кратко охарактеризовать основные разделы науки о литературе; назвать особенности фольклора, его основные жанры; кратко охарактеризовать русскую литературу по периодам; назвать фамилии выдающихся русских писателей XIX века и их произведения, передать основное содержание прозаического и поэтического произведения, рассказать о его идейно-художественном своеобразии, указать темы, проблемы, назвать главных героев; дать краткую характеристику литературным направлениям XX века;

и) в результате освоения основного общеобразовательного предмета "Биология":

знать:

объект и предмет биологии; основные положения клеточной теории; химическую организацию клетки, структурно-функциональную организацию доядерной и ядерной клетки, хромосомный набор неполовых и половых клеток, кариотип, воспроизведение клетки, многообразие форм жизни (неклеточную и жизнедеятельности ядерного организма (структурно-функциональные компоненты тела, их функции) - модель организма: растительный, грибной, животный организм, организм человека, знания о котором отвечают ближайшим образовательным потребностям слушателей конкретных направлений и (или) специальностей; основные свойства (признаки) жизни - метаболизм, самовоспроизведение, индивидуальное развитие (онтогенез), наследственность, изменчивость; определения (описания) базисных понятий биологии; терминологию, значимую для дальнейшего профессионального образования;

уметь:

использовать биологическую и общенаучную лексику, языковые конструкции, типичные в учебно-научной сфере общения; характеризовать биологию как науку; формулировать основные положения клеточной теории; характеризовать химическую и структурно-функциональную организацию доядерной и ядерной клетки; характеризовать гомологичные, неполовые и половые хромосомы, хромосомный набор неполовых и половых клеток, кариотип; характеризовать формы жизни и многообразие видов живых организмов (виды организмов царств системы органического мира, виды организмов по особенностям строения клетки, по способу получения энергии и источнику углерода; по отношению к молекулярному кислороду; характеризовать особенности существования, строения и жизнедеятельности вирусов, их роль как возбудителей инфекционных заболеваний; характеризовать положение в системе органического мира, среду обитания, характерные особенности строения и жизнедеятельности эубактерий, растений, грибов, животных, их роль в природе и в жизни человека; характеризовать структурно-функциональную организацию и процессы жизнедеятельности ядерного организма (цветкового растения, беспозвоночных или позвоночных животных, человека), знания о котором отвечают ближайшим образовательным потребностям слушателей конкретных направлений и (или) специальностей подготовки; характеризовать метаболизм, самовоспроизведение (репликацию ДНК в ходе интерфазы, митоз, мейоз, размножение организмов, оплодотворение), онтогенез многоклеточных животных (эмбриональный и постэмбриональный периоды), наследственность и изменчивость (биологическую роль, уровни организации наследственного материала, реализацию наследственной информации, механизмы и формы изменчивости).

7. Уровень знаний и умений, которыми должен обладать слушатель в результате освоения дополнительных общеобразовательных предметов, определяются федеральными государственными образовательными организациями самостоятельно.