МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 сентября 2015 г. N 996
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 26.05.01
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА КОРАБЛЕЙ, СУДОВ
И ОБЪЕКТОВ ОКЕАНОТЕХНИКИ (УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776, 2015, N 26, ст. 3898), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 26.05.01 Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники (уровень специалитета).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 9 сентября 2015 г. N 996
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛИТЕТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
26.05.01 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА КОРАБЛЕЙ, СУДОВ
И ОБЪЕКТОВ ОКЕАНОТЕХНИКИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 26.05.01 Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники (далее соответственно - программа специалитета, специальность).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану, не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает исследование, проектирование и постройку кораблей, судов, объектов океанотехники.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются: корабли, суда, объекты океанотехники, а также технологические процессы их проектирования, постройки, испытаний и ремонта.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
проектная;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская.
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация N 1 "Надводное кораблестроение";
специализация N 2 "Подводное кораблестроение";
специализация N 3 "Проектирование и постройка судов, объектов океанотехники".
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
проектная деятельность:
разработка проектов кораблей, судов и объектов океанотехники, а также общекорабельных систем и устройств с выполнением всех необходимых расчетов;
расчет мореходных, тактико-технических и эксплуатационных характеристик и свойств кораблей, судов и объектов океанотехники;
обеспечение технологичности и ремонтопригодности кораблей, судов и объектов океанотехники, требуемого уровня унификации и стандартизации;
разработка методик и оценка военно-экономической эффективности принимаемых проектно-конструкторских решений;
использование информационных технологий при разработке проектов кораблей, судов и объектов океанотехники;
разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний;
производственно-технологическая деятельность:
технологическое обеспечение постройки кораблей, судов и объектов океанотехники, их корпусных конструкций, устройств, систем и оборудования;
разработка и планирование технологических процессов постройки и ремонта кораблей, судов и объектов океанотехники;
использование современных методов контроля качества материалов и выпускаемой продукции, их сертификация;
проектирование, конструирование и эксплуатация линий и участков судостроительного и судоремонтного производств;
использование автоматизированных систем технологической подготовки производства, управления технологическими процессами и предприятием, современной вычислительной техники;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы производственного коллектива, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
разработка научно обоснованных планов конструкторско-технологических работ и управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
нахождение оптимальных решений при создании кораблей, судов и объектов океанотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения и безопасности жизнедеятельности;
установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения деталей, узлов, агрегатов и блоков кораблей, судов и объектов океанотехники;
размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
научно-исследовательская деятельность:
анализ проблемы и постановка задачи военно-экономических и технико-эксплуатационных исследований в области проектирования и постройки кораблей, судов и объектов океанотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, использования прогнозов развития смежных отраслей науки и техники, с учетом позиций и мнений других специалистов;
разработка прикладных программ и их пакетов для решения различных судостроительных и эксплуатационных задач;
выполнение математического (компьютерного) моделирования и оптимизации тактико-технических и технико-эксплуатационных характеристик кораблей, судов и объектов океанотехники на базе имеющихся средств исследований и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ;
выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований, проведение лабораторных и натурных испытаний с выбором технических средств и обработкой результатов;
составление описаний проводимых исследований, подготовка отчетов, обзоров и другой технической документации;
в соответствии со специализацией:
специализация N 1 "Надводное кораблестроение":
разработка и обоснование заданий на проектирование надводных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота (далее - ВМФ);
определение основных мореходных, тактико-технических и эксплуатационных характеристик проектируемых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ;
обоснование состава комплексов вооружения проектируемых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ с использованием методов военно-экономического анализа;
оптимизация состава комплексов защиты проектируемых надводных кораблей по физическим полям;
обеспечение боевой живучести и надежности проектируемых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ;
выполнение технологической проработки проектируемых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ;
обоснование рациональных методов технологии, организации и управления постройкой и модернизацией надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ;
специализация N 2 "Подводное кораблестроение":
разработка и обоснование заданий на проектирование подводных лодок и подводных аппаратов;
определение тактико-технических и эксплуатационных характеристик и свойств проектируемых подводных лодок;
обоснование состава комплексов вооружения проектируемых подводных лодок с использованием методов военно-экономического анализа;
оптимизация состава комплексов защиты проектируемых подводных лодок по физическим полям;
обеспечение боевой живучести и надежности проектируемых подводных лодок;
выполнение технологической проработки проектируемых подводных лодок;
обоснование рациональных методов технологии, организации и управления постройкой и модернизацией подводных лодок;
специализация N 3 "Проектирование и постройка судов и объектов океанотехники":
применение методов проектирования и модернизации судов и объектов океанотехники, общесудовых систем, устройств и оборудования с выполнением всех необходимых расчетов;
разработка методик расчета и проектирования судов и объектов океанотехники, выполнение расчетов по теории корабля, прочности и надежности;
выполнение расчетов и исследований мореходных и эксплуатационных характеристик и свойств судов и объектов океанотехники;
выполнение оптимизационных расчетов судовых конструкций, систем, устройств и оборудования, оценка их прочности и надежности на стадиях проектирования и эксплуатации;
выполнение технологической проработки проектируемых судов и объектов океанотехники, корпусных конструкций, общесудовых систем, устройств и оборудования;
разработка и планирование технологических процессов судостроительного и судоремонтного производства, использование современных методов контроля технологических процессов, качества материалов и выпускаемой продукции;
использование крупноблочного метода формирования корпусов судов и объектов океанотехники в корпусостроительном производстве с максимальным насыщением блоков в цехе.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
способностью использовать методы поиска, накопления, обобщения, передачи, обработки и отображения информации в области кораблестроения и смежных отраслей науки и техники с применением современных информационных технологий (ОПК-4);
способностью читать чертежи и разрабатывать корабельную проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию (ОПК-5).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
проектная деятельность:
способностью разрабатывать проекты кораблей, судов и объектов океанотехники, корабельных систем и устройств с учетом тактико-технико-эксплуатационных, эргономических, технологических, экономических, экологических требований (ПК-1);
способностью выполнять расчеты тактических, мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств кораблей, судов и объектов океанотехники (ПК-2);
способностью разрабатывать методики и оценивать тактико-технико-экономическую эффективность принимаемых проектно-конструкторских решений (ПК-3);
способностью применять методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности судостроительной техники, требуемого уровня унификации и стандартизации (ПК-4);
способностью разрабатывать проекты технических условий, стандартов и технических описаний (ПК-5);
производственно-технологическая деятельность:
способностью выполнять технологические проработки проектируемых кораблей, судов и объектов океанотехники, корпусных конструкций, корабельных систем и устройств (ПК-6);
способностью проектировать, конструировать и эксплуатировать технологические линии и участки судостроительного и судоремонтного производства (ПК-7);
способностью использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, свойств материалов и полуфабрикатов, комплектующего оборудования (ПК-8);
способностью эффективно использовать материалы, оборудование, соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров технологического процесса (ПК-9);
способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации кораблей, судов и объектов океанотехники, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-10);
организационно-управленческая деятельность:
способностью разрабатывать научно обоснованные планы конструкторско-технологических работ и управлять ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием (ПК-11);
способностью находить оптимальные решения при создании кораблей, судов и объектов океанотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения и безопасности жизнедеятельности (ПК-12);
способностью выполнять размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организацию рабочих мест, а также расчет производственных мощностей и загрузки оборудования (ПК-13);
научно-исследовательская деятельность:
способностью анализировать проблемы и ставить задачи научных исследований в области проектирования и постройки кораблей, судов и объектов океанотехники (ПК-14);
способностью разрабатывать и использовать математические модели объектов исследования и методы моделирования, выбирать готовый или разрабатывать новый алгоритм решения задачи (ПК-15);
способностью применять методы организации и проведения диагностирования, исследования и испытаний кораблей, судов и объектов океанотехники современными техническими средствами (ПК-16);
способностью выполнять научные исследования основных объектов, явлений и процессов, связанных с конкретной областью специальной подготовки (ПК-17).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:
специализация N 1 "Надводное кораблестроение":
способностью разрабатывать и обосновывать задания на проектирование надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ с использованием информационных технологий и современных средств автоматизированного проектирования (ПСК-1.1);
способностью определять основные мореходные, тактико-технические и эксплуатационные характеристики проектируемых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ ПСК-1.2);
способностью обосновывать состав комплексов вооружения проектируемых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ с использованием методов военно-экономического анализа (ПСК-1.3);
способностью оптимизировать состав комплексов защиты проектируемых надводных кораблей по физическим полям (ПСК-1.4);
способностью обеспечивать боевую живучесть и надежность проектируемых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ (ПСК-1.5);
способностью выполнять технологическую проработку проектируемых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ (ПСК-1.6);
способностью обосновывать рациональные методы технологии, организации и управления постройкой и модернизацией надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ с учетом их архитектурно-конструктивных особенностей и возможностей завода-строителя (ПСК-1.7);
специализация N 2 "Подводное кораблестроение":
способностью разрабатывать и обосновывать задания на проектирование подводных лодок и подводных аппаратов с использованием информационных технологий и современных средств автоматизированного проектирования (ПСК-2.1);
способностью определять тактико-технические и эксплуатационные характеристики и свойства проектируемых подводных лодок (ПСК-2.2);
способностью обосновывать состав комплексов вооружения проектируемых подводных лодок с использованием методов военно-экономического анализа (ПСК-2.3);
способностью оптимизировать состав комплексов защиты проектируемых подводных лодок по физическим полям (ПСК-2.4);
способностью обеспечивать боевую живучесть и надежность проектируемых подводных лодок (ПСК-2.5);
способностью выполнять технологическую проработку проектируемых подводных лодок (ПСК-2.6);
способностью обосновывать рациональные методы технологии, организации и управления постройкой и модернизацией подводных лодок с учетом их архитектурно-конструктивных особенностей и возможностей завода-строителя (ПСК-2.7);
специализация N 3 "Проектирование и постройка судов и объектов океанотехники":
способностью применять методы проектирования и модернизации судов и объектов океанотехники, общесудовых систем, устройств и оборудования с выполнением всех необходимых расчетов (ПСК-3.1);
способностью разрабатывать методики расчета и проектирования судов и объектов океанотехники, выполнять расчеты по теории корабля, прочности и надежности (ПСК-3.2);
способностью выполнять расчеты и исследования мореходных и эксплуатационных характеристик и свойств судов и объектов океанотехники (ПСК-3.3);
способностью выполнять оптимизационные расчеты судовых конструкций, систем, устройств и оборудования, оценивать их прочность и надежность на стадиях проектирования и эксплуатации (ПСК-3.4);
способностью выполнять технологическую проработку проектируемых судов и объектов океанотехники, корпусных конструкций, общесудовых систем, устройств и оборудования (ПСК-3.5);
способностью разрабатывать и планировать технологические процессы судостроительного и судоремонтного производства, использовать современные методы контроля технологических процессов, качества материалов и выпускаемой продукции (ПСК-3.6);
способностью использовать крупноблочный метод формирования корпусов судов и объектов океанотехники в корпусостроительном производстве с максимальным насыщением блоков в цехе (ПСК-3.7).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пунктах 5.2 - 5.5 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одной специализации программы специалитета.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Перечень специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691) и от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).
Структура программы специалитета
Таблица
Структура программы специалитета
|
Объем программы специалитета в з.е.
|
|
Блок 1
|
Дисциплины (модули)
|
267 - 273
|
Базовая часть
|
198 - 228
|
|
В том числе дисциплины (модули) специализации
|
21 - 24
|
|
Вариативная часть
|
45 - 69
|
|
Блок 2
|
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
|
18 - 27
|
Базовая часть
|
18 - 27
|
|
Блок 3
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 - 9
|
Объем программы специалитета
|
300
|
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы специалитета, включая дисциплины (модули) специализации, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют направленность (профиль) программы специалитета.
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы специалитета набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
технологическая.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
научно-исследовательская работа.
Способы проведения учебной и производственной практики:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.10. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)", должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927, N 30, ст. 4217, 4243).
7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 65 процентов.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с видом (видами) профессиональной деятельности, к которой готовится обучающийся, и (или) специализацией и (или) направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 15 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).