МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 августа 2014 г. N 971
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
31.02.04 МЕДИЦИНСКАЯ ОПТИКА
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.04 Медицинская оптика.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 573 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060606 Медицинская оптика" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2009 г., регистрационный N 15425).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 11 августа 2014 г. N 971
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
31.02.04 МЕДИЦИНСКАЯ ОПТИКА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 31.02.04 Медицинская оптика для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.04 Медицинская оптика имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 31.02.04 Медицинская оптика базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Медицинский оптик
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Оптик-оптометрист
|
3 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
4 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение нуждающихся средствами оптической коррекции зрения в специализированных организациях, учреждениях здравоохранения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
средства оптической коррекции зрения в соответствии с потребностями пациента;
комплектующие изделия, вспомогательные материалы;
оборудование и приборы, используемые при проведении соответствующих работ;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Медицинский оптик готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения.
4.3.2. Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.
4.3.3. Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.4. Оптик-оптометрист готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения.
4.4.2. Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.
4.4.3. Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.
4.4.4. Подбор средств коррекции зрения.
4.4.5. Диагностика аномалий рефракции и исследование базовых зрительных функций.
4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Медицинский оптик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Медицинский оптик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения.
ПК 1.1. Владеть правилами и методикой прописей рецептов на очки, принципами подбора очковых линз и оправ с параметрами, соответствующими рецепту.
ПК 1.2. Проводить основные и вспомогательные операции по обработке поверхностей всех типов очковых линз, нанесению покрытий и окраске линз.
ПК 1.3. Изготавливать все виды корригирующих средств на современном технологическом оборудовании, проводить ремонт очков и оправ.
ПК 1.4. Контролировать качество выпускаемой продукции в соответствии с требованиями действующих стандартов.
ПК 1.5. Эксплуатировать технологическое оборудование для изготовления и ремонта всех видов корригирующих средств.
ПК 1.6. Обеспечивать и контролировать технику безопасности, охрану труда и противопожарную безопасность на рабочем месте.
ПК 1.7. Оформлять необходимую документацию в электронном и письменном видах.
5.2.2. Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.
ПК 2.1. Проводить консультации по вопросам режима зрения для населения.
ПК 2.2. Оказывать консультативную помощь пациенту при подборе и реализации средств коррекции зрения с точки зрения технических, технологических и медицинских аспектов.
ПК 2.3. Оказывать помощь офтальмологу и оптику-оптометристу при исследовании зрительных функций и подборе средств коррекции зрения, в том числе с помощью современной офтальмодиагностической аппаратуры.
5.2.3. Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.
ПК 3.1. Проводить консультации по вопросам современной оптической моды, формирования и коррекции визуального имиджа с помощью корригирующих и солнцезащитных очков.
ПК 3.2. Участвовать в маркетинговой деятельности организации.
ПК 3.3. Урегулировать и разрешать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности.
ПК 3.4. Организовывать и оценивать эффективность работы организаций по изготовлению средств коррекции зрения, составлять бизнес-план, знать основы логистики.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Оптик-оптометрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Оптик-оптометрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.4.1. Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения.
ПК 1.1. Владеть правилами и методикой прописей рецептов на очки, принципами подбора очковых линз и оправ с параметрами, соответствующими рецепту.
ПК 1.2. Проводить основные и вспомогательные операции по обработке поверхностей всех типов очковых линз, нанесению покрытий и окраске линз.
ПК 1.3. Изготавливать все виды корригирующих средств на современном технологическом оборудовании, проводить ремонт очков и оправ.
ПК 1.4. Контролировать качество выпускаемой продукции в соответствии с требованиями действующих стандартов.
ПК 1.5. Эксплуатировать технологическое оборудование для изготовления и ремонта всех видов корригирующих средств.
ПК 1.6. Обеспечивать и контролировать технику безопасности, охрану труда и пожарную безопасность на рабочем месте.
ПК 1.7. Оформлять необходимую документацию в электронном и письменном видах.
5.4.2. Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.
ПК 2.1. Проводить консультации по вопросам режима зрения для населения.
ПК 2.2. Оказывать консультативную помощь пациенту при подборе и реализации средств коррекции зрения с точки зрения технических, технологических и медицинских аспектов.
ПК 2.3. Оказывать помощь офтальмологу при исследовании зрительных функций и подборе средств коррекции зрения, в том числе с помощью современной офтальмодиагностической аппаратуры.
5.4.3. Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.
ПК 3.1. Проводить консультации по вопросам современной оптической моды, формирования и коррекции визуального имиджа с помощью корригирующих и солнцезащитных очков.
ПК 3.2. Участвовать в маркетинговой деятельности организации.
ПК 3.3. Урегулировать и разрешать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности.
ПК 3.4. Организовывать и оценивать эффективность работы организаций по изготовлению средств коррекции зрения, составлять бизнес-план, знать основы логистики.
5.4.4. Подбор средств коррекции зрения.
ПК 4.1. Подбирать средства коррекции зрения.
ПК 4.2. Индивидуально консультировать по правилам пользования и уходу за средствами коррекции зрения.
5.4.5. Диагностика аномалий рефракции и исследование базовых зрительных функций.
ПК 5.1. Исследовать зрительные функции пациента с использованием современной офтальмодиагностической аппаратуры.
ПК 5.2. Выявлять основные признаки заболеваний органа зрения.
ПК 5.3. Оказывать неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и повреждениях органа зрения.
5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3240
|
2160
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
660
|
440
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки,
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
|||
техники и технологий;
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
|||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
172
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1, 2.2, 3.1 - 3.3
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
344
|
172
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественно-научный учебный цикл
|
142
|
94
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления;
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 2 - 4, 6
ПК 1.1, 1.7
|
|||
уметь:
использовать изученные пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности;
осуществлять поиск специализированной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), работать с электронной почтой, информацией, представленной в специализированных базах данных;
знать:
электронный документооборот и основы электронного предоставления информации;
способы работы в сети Интернет.
|
ЕН.02. Информатика
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.7
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2438
|
1626
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
618
|
412
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
определять положение и размер изображения графическим и аналитическим методами, измерять оптические параметры линз;
рассчитывать параметры корригирующих линз;
знать:
основные понятия и законы геометрической оптики, кардинальные элементы идеальной оптической системы;
свойства различных оптических деталей, схемы сферических линз;
|
ОП.01. Геометрическая оптика
|
ОК 1, 5
ПК 1.1, 1.4
|
|||
уметь:
применять знания физиологической оптики в профессиональной деятельности;
знать:
устройство и работу глаза как оптического прибора и приемника световой энергии;
|
ОП.02. Основы физиологической оптики
|
ОК 1, 2, 8 - 10
ПК 1.1, 1.4
|
|||
уметь:
применять анатомическую и физиологическую терминологию;
знать:
анатомию и физиологию органа зрения;
строение и функции органов и систем организма;
|
ОП.03. Анатомия и физиология человека
|
ОК 1, 3, 4, 6
ПК 1.1
|
|||
уметь:
читать чертежи и схемы по специальности;
знать:
способы графического представления технических объектов;
единую систему конструкторской документации;
|
ОП.04. Основы технического черчения
|
ОК 1, 4, 5, 9
ПК 1.2, 1.4, 1.5
|
|||
уметь:
проводить расчет хода действительного, параксиального и нулевого лучей;
проводить габаритный расчет оптических систем;
знать:
основные типы оптических систем и принципы построения оптических схем;
|
ОП.05. Теория и расчет оптических систем
|
ОК 1, 5
ПК 2.1, 2.2, 2.4
|
|||
уметь:
определять величину поля зрения неподвижного глаза, размер слепого пятна;
исследовать влияние на величину поля зрения очковых линз;
определять остроту зрения при различных условиях;
определять величину фузионных резервов глаз;
исследовать темновую адаптацию, цветовое зрение;
определять вид и степень аметропии глаза;
знать:
сущность различных видов аметропии, астигматизма, пресбиопии, косоглазия, гетерофории, анизометропии, анизейконии, амблиопии, принципы их оптической коррекции;
принципиальные основы контактной коррекции;
условия рациональной работы глаза;
|
ОП.06. Принципы оптической коррекции зрения
|
ОК 1, 2, 8, 9
ПК 2.1, 3.1 - 3.4
|
|||
уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
знать:
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
основные принципы построения экономической системы организации;
общую организацию производственного и технологического процессов;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
|
ОП.07. Экономика организации
|
ОК 1 - 9
ПК 1.7, 3.2 - 3.4
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.08. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 3.4
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1820
|
1214
|
||
ПМ.01
|
Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
изготовления и ремонта средств коррекции зрения;
уметь:
проводить контроль средств коррекции зрения и средств сложной коррекции зрения;
определять тип и вид покрытия на очковых линзах;
измерять параметры роговицы на офтальмодиагностической аппаратуре;
контролировать параметры контактных линз;
знать:
современные виды очковых линз и оправ (материалы, покрытия, конструкции) и их изготовление;
состав и принципы работы на автоматических линиях для изготовления очковых линз в организациях "Оптика";
технологический процесс изготовления и контроля контактных линз;
принципы ортокератологической коррекции зрения;
область применения, способы изготовления и контроля средств сложной коррекции зрения.
|
МДК.01.01. Современные технологии изготовления очковых линз и оправ
|
ОК 1 - 6, 8, 9
ПК 1.2 - 1.5
|
||
МДК.01.02. Технология изготовления контактных линз
|
|||||
МДК.01.03. Современные технологии изготовления очков и средств сложной коррекции зрения
|
|||||
ПМ.02
|
Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
исследования базовых зрительных функций;
подбора средств коррекции зрения;
уметь:
применять и подготавливать офтальмодиагностические приборы для исследования зрительных функций;
выявлять основные симптомы заболеваний органа зрения;
проводить коррекцию всех видов аметропии;
диагностировать нарушения аккомодации и бинокулярного зрения;
знать:
назначение, устройство, принципы работы на основных отечественных и зарубежных офтальмодиагностических приборах.
|
МДК.02.01. Офтальмодиагностические приборы
|
ОК 1, 3, 5 - 7, 9
ПК 2.1 - 2.3
|
||
МДК.02.02. Клиническая офтальмология и офтальмологическая диагностика
|
|||||
ПМ.03
|
Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в маркетинговой деятельности организации;
проведение консультаций по вопросам современной оптической моды;
уметь:
планировать маркетинг фирмы;
использовать эффективные коммуникации в профессиональной деятельности;
знать:
состояние рынка очковых линз, оправ, контактных линз;
рынок потребителей, методики исследования поведения потребителей и спроса на товары и услуги;
правовые основные профессиональной деятельности;
позиционирование товара, услуг и организации;
сравнительные характеристики очковых и контактных линз различных производителей;
коллекции очковых оправ.
|
МДК.03.01. Маркетинг оптического салона
|
ОК 1 - 5, 8, 9
ПК 3.1 - 3.4
|
||
МДК.03.02. Коммуникации с потребителями средств коррекции зрения
|
|||||
МДК.03.03. Современный рынок средств коррекции зрения
|
|||||
ПМ.04
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1404
|
936
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4644
|
3096
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
23 нед.
|
828
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.7, 2.2, 2.3, 3.1 - 3.4
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
86 нед.
|
Учебная практика
|
23 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
23 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
Таблица 5
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
4482
|
2988
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
930
|
620
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
48
|
ОГСЭ.03. Психология общения
|
ОК 1 - 9
ПК 3.3
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
238
|
ОГСЭ.04. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1, 3.2, 4.2
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
476
|
238
|
ОГСЭ.05. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
198
|
132
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления;
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 2 - 4, 6
ПК 1.1, 1.4, 1.7
|
|||
уметь:
использовать изученные пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности;
осуществлять поиск специализированной информации в сети Интернет;
работать с электронной почтой, информацией, представленной в специализированных базах данных;
знать:
электронный документооборот и основы электронного предоставления информации, способы работы в глобальной сети;
|
ЕН.02. Информатика
|
ОК 4 - 6, 9
ПК 1.7
|
|||
уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
|
ЕН.03. Информационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 2, 4, 5, 9
ПК 3.1 - 3.3
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
3354
|
2236
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
816
|
544
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
определять положение и размер изображения графическим и аналитическим методами, измерять оптические параметры линз;
рассчитывать параметры корригирующих линз;
знать:
основные понятия и законы геометрической оптики, кардинальные элементы идеальной оптической системы;
свойства различных оптических деталей, схемы сферических линз;
|
ОП.01. Геометрическая оптика
|
ОК 1, 5
ПК 1.1 - 1.4
|
|||
уметь:
применять знания физиологической оптики в профессиональной деятельности;
знать:
устройство и работу глаза как оптического прибора и приемника световой энергии;
|
ОП.02. Основы физиологической оптики
|
ОК 1, 2, 8, 9
ПК 1.1, 1.4, 1.6
|
|||
уметь:
применять анатомическую и физиологическую терминологию;
знать:
анатомию и физиологию органа зрения;
строение и функции головного мозга, нервной, дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной систем и опорно-двигательного аппарата;
|
ОП.03. Анатомия и физиология человека
|
ОК 1, 3, 4, 6
ПК 1.1
|
|||
уметь:
читать чертежи и схемы по специальности;
знать:
способы графического представления технических объектов;
единую систему конструкторской документации;
|
ОП.04. Основы технического черчения
|
ОК 1, 4, 5, 9
ПК 1.2, 1.4, 1.5
|
|||
уметь:
производить расчет хода действительного, параксиального и нулевого лучей;
производить габаритный расчет оптических систем;
знать:
основные типы оптических систем и принципы построения оптических схем;
|
ОП.05. Теория и расчет оптических систем
|
ОК 1, 5
ПК 2.1, 2.2, 2.4
|
|||
уметь:
определять величину поля зрения неподвижного глаза, размер слепого пятна;
исследовать влияние на величину поля зрения очковых линз;
определять остроту зрения при различных условиях;
определять величину фузионных резервов глаз;
исследовать темновую адаптацию, цветовое зрение;
определять вид и степень аметропии глаза;
знать:
сущность различных видов аметропии, астигматизма, пресбиопии, косоглазия, гетерофории, анизометропии, анизейконии, амблиопии, принципы их оптической коррекции;
принципиальные основы контактной коррекции;
условия рациональной работы глаза;
|
ОП.06. Принципы оптической коррекции зрения
|
ОК 1, 2, 8, 9
ПК 2.1, 3.1 - 3.4
|
|||
уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
знать:
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
основные принципы построения экономической системы организации;
общую организацию производственного и технологического процессов;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
|
ОП.07. Экономика организации
|
ОК 1 - 9
ПК 1.7, 3.2 - 3.4
|
|||
уметь:
правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;
пользоваться современной офтальмологической терминологией;
знать:
основы грамматики, необходимые для построения офтальмологической и фармацевтической терминологии;
|
ОП.08. Основы латинского языка с медицинской терминологией
|
ОК 1, 2, 5, 8
ПК 1.1, 1.7, 2.3, 5.1 - 5.3
|
|||
знать:
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия, правила хранения;
побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие лекарств по группам;
|
ОП.09. Фармакотерапия в офтальмологии
|
ОК 1 - 4, 8
ПК 5.1 - 5.3
|
|||
уметь:
оценивать и составлять документы при приеме и увольнении с работы;
знать:
общие принципы и систему управления персоналом;
кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;
анализ кадрового потенциала организации;
|
ОП.10. Управление персоналом
|
ОК 1 - 3, 6 - 8
ПК 3.3 - 3.4
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.11. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1, 4.2, 5.1 - 5.3
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
2538
|
1692
|
||
ПМ.01
|
Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
изготовления и ремонта средств коррекции зрения;
уметь:
проводить контроль средств коррекции зрения и средств сложной коррекции зрения;
определять тип и вид покрытия на очковых линзах;
измерять параметры роговицы на офтальмодиагностической аппаратуре;
контролировать параметры контактных линз;
знать:
современные виды очковых линз и оправ (материалы, покрытия, конструкции) и способы их изготовления;
состав и принципы работы на автоматических линиях для изготовления очковых линз в организациях "Оптика";
технологический процесс изготовления и контроля контактных линз;
принципы ортокератологической коррекции зрения;
область применения, способы изготовления и контроля средств сложной коррекции зрения.
|
МДК.01.01. Современные технологии изготовления очковых линз и оправ
|
ОК 1 - 6, 8, 9
ПК 1.2 - 1.5
|
||
МДК.01.02. Технология изготовления контактных линз
|
|||||
МДК.01.03. Современные технологии изготовления очков и средств сложной коррекции зрения
|
|||||
ПМ.02
|
Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
исследования базовых зрительных функций;
подбора средств коррекции зрения;
уметь:
применять и подготавливать офтальмодиагностические приборы для исследования зрительных функций;
выявлять основные симптомы заболеваний органа зрения;
проводить коррекцию всех видов аметропии;
диагностировать нарушения аккомодации и бинокулярного зрения;
знать:
назначение, устройство и принципы работы на основных отечественных и зарубежных офтальмодиагностических приборах.
|
МДК.02.01. Офтальмодиагностические приборы
|
ОК 1, 3, 5 - 7, 9
ПК 2.1 - 2.3
|
||
МДК.02.02. Клиническая офтальмология и офтальмологическая диагностика
|
|||||
ПМ.03
|
Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в маркетинговой деятельности организации;
проведения консультаций по вопросам современной оптической моды;
уметь:
планировать маркетинг фирмы;
использовать эффективные коммуникации в профессиональной деятельности;
знать:
состояние рынка очковых линз, оправ, контактных линз;
рынок потребителей, методики исследования поведения потребителей и спроса на товары и услуги;
позиционирование товара, услуг и фирмы;
правовые основы профессиональной деятельности;
сравнительные характеристики очковых и контактных линз различных производителей;
коллекции очковых оправ.
|
МДК.03.01. Маркетинг оптического салона
|
ОК 1 - 5, 8, 9
ПК 3.1 - 3.4
|
||
МДК.03.02. Коммуникации с потребителями средств коррекции зрения
|
|||||
МДК.03.03. Современный рынок средств коррекции зрения
|
|||||
ПМ.04
|
Подбор средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выбора вида коррекции;
подбора средств коррекции зрения различной сложности;
уметь:
подбирать средства коррекции зрения различной сложности;
обращаться с различными видами контактных линз;
знать:
возрастные изменения рефракции и аккомодации, принципы коррекции;
основы детской оптометрии;
показания и противопоказания к назначению контактных линз и основные осложнения при ношении контактных линз.
|
МДК.04.01. Подбор средств коррекции зрения
|
ОК 1 - 4, 6, 7, 9
ПК 4.1, 4.2
|
||
ПМ.05
|
Диагностика аномалий рефракций и исследование базовых зрительных функций
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выявления основных признаков проявления наиболее распространенных заболеваний и повреждений органа зрения;
уметь:
проводить диагностическое обследование пациентов при подборе средств коррекции зрения с использованием современной офтальмодиагностической аппаратуры
знать:
оснащение кабинета оптометрии;
современные методы исследования зрительных функций, рефракции и аккомодации глаза;
современные офтальмодиагностические приборы, методику работы на них и анализ результатов исследований.
|
МДК.05.01. Глазные болезни и их диагностика
|
ОК 1 - 4, 8, 9
ПК 5.1 - 5.3
|
||
МДК.05.02. Современные офтальмодиагностические приборы
|
|||||
ПМ.06
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1944
|
1296
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
6426
|
4284
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
29 нед.
|
1044
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1, 4.2, 5.1 - 5.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 6
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
119 нед.
|
Учебная практика
|
29 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
34 нед.
|
Итого
|
199 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего (одну или несколько), должностей служащих, согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение
(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
истории и основ философии;
иностранного языка;
математики;
информатики;
геометрической оптики;
основ физиологической оптики;
анатомии и физиологии человека;
основ технического черчения;
теории и расчета оптических систем;
экономики организации;
принципов оптической коррекции зрения;
маркетинга оптического салона;
основ латинского языка с медицинской терминологией;
фармакотерапии в офтальмологии;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
технологий изготовления очковых линз и оправ;
технологий изготовления контактных линз;
технологий изготовления очков и средств сложной коррекции зрения;
офтальмодиагностических приборов;
клинической офтальмологии и диагностики;
основ технического черчения;
расчета оптических систем.
Мастерские:
технологии изготовления и ремонта очков.
Спортивный комплекс:
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности
31.02.04 Медицинская оптика
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
|
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
|
1
|
2
|
18216
|
Сборщик очков
|