МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 866

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
180103.02 СУДОСТРОИТЕЛЬ-СУДОРЕМОНТНИК
НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 180103.02 Судостроитель-судоремонтник неметаллических судов.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2010 г. N 671 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 180103.02 Судостроитель-судоремонтник неметаллических судов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный N 18122).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 866

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
180103.02 СУДОСТРОИТЕЛЬ-СУДОРЕМОНТНИК
НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 180103.02 Судостроитель-судоремонтник неметаллических судов для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 180103.02 Судостроитель-судоремонтник неметаллических судов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 180103.02 Судостроитель-судоремонтник неметаллических судов в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) <1>
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
среднее общее образование
Сборщик деревянных судов
Сборщик-достройщик судовой
Сборщик железобетонных судов
Сборщик пластмассовых судов
Столяр судовой
Плотник судовой
Судокорпусник-ремонтник
10 мес.
основное общее образование
2 года 10 мес. <3>

--------------------------------

<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:

сборщик-достройщик судовой - сборщик деревянных судов - плотник судовой;

сборщик-достройщик судовой - сборщик железобетонных судов;

сборщик-достройщик судовой - сборщик пластмассовых судов;

сборщик-достройщик судовой - столяр судовой;

сборщик железобетонных судов - судокорпусник-ремонтник;

сборщик пластмассовых судов - судокорпусник-ремонтник.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: деятельность по сборке неметаллических (деревянных, железобетонных, пластмассовых) судов, работы по достройке судов, судовые плотнично-столярные и судокорпусные ремонтные работы, подготовка к работе инструмента, приспособлений, оборудования, устранение неполадок в работе применяемого оборудования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

неметаллические суда;

листовые и профильные судостроительные материалы;

элементы судовых конструкций неметаллических судов;

узлы, системы и оборудование неметаллических судов и другой морской и речной техники.

4.3. Обучающийся по профессии 180103.02 Судостроитель-судоремонтник неметаллических судов готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем неметаллических (деревянных, железобетонных, пластмассовых) судов.

4.3.2. Выполнение сборочно-достроечных работ.

4.3.3. Выполнение судокорпусных ремонтных работ.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

--------------------------------

<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем неметаллических (деревянных, железобетонных, пластмассовых) судов.

ПК 1.1. Владеть приемами работы по сборке, монтажу (демонтажу) корпусов и элементов конструкций, устройств и систем деревянных, железобетонных и пластмассовых судов.

ПК 1.2. Соблюдать технологию сборки деревянных, железобетонных и пластмассовых судов.

ПК 1.3. Использовать универсальные и специальные приспособления.

ПК 1.4. Применять механизацию, машины и станки, используемые для сборки деревянных, железобетонных и пластмассовых судов.

ПК 1.5. Изготавливать простые шаблоны по чертежам и эскизам.

5.2.2. Выполнение сборочно-достроечных работ.

ПК 2.1. Монтировать (демонтировать) судовые конструкции, механизмы, системы и оборудование.

ПК 2.2. Предупреждать и устранять дефекты продукции.

ПК 2.3. Управлять подъемно-транспортным оборудованием.

ПК 2.4. Подготавливать к работе и применять инструменты и приспособления, необходимые при достройке судов.

5.2.3. Выполнение судокорпусных ремонтных работ.

ПК 3.1. Размечать и проверять положение судна и узлов на стапеле.

ПК 3.2. Осуществлять демонтаж, ремонт, сборку и монтаж узлов набора, судовых механизмов, оборудования и дельных вещей.

ПК 3.3. Изготовлять детали средней сложности по чертежам и эскизам со снятием размеров с места.

ПК 3.4. Производить испытание сварных швов конструкций, не связанных с корпусом судна, на непроницаемость с устранением выявленных недостатков.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00
Общепрофессиональный учебный цикл
288
192
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;
знать:
виды нормативно-технической и производственной документации;
правила чтения технической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов
ОП.01. Основы инженерной графики
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
уметь:
анализировать условия работы деталей машин и механизмов;
оценивать их работоспособность;
соединять разъемные соединения;
читать кинематические схемы;
знать:
классификацию механизмов и машин;
звенья механизмов;
кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);
классификацию, назначение деталей и сборочных единиц и требования к ним;
виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);
назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;
виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;
основные сведения по сопротивлению материалов;
основные виды деформации и распределение напряжения при них;
внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;
основные понятия гидростатики и гидродинамики
ОП.02. Основы механики
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила выполнения электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
принципы работы типовых электронных устройств
ОП.03. Основы электротехники и электроники
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
уметь:
выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;
проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;
пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;
анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов;
использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;
обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;
знать:
основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;
основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;
основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;
основы метрологии:
понятие, термины, показатели измерительных приборов;
назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;
оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ
ОП.04. Основы материаловедения и общеслесарных работ
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
уметь:
определять типы судов;
ориентироваться в расположении судовых помещений;
знать:
классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах;
мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплуатационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость;
архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;
конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;
конструкцию грузовых люков;
конструкции отдельных узлов судна;
оборудование и снабжение судна;
спасательные средства;
конструктивную противопожарную защиту;
судовые устройства;
назначение и классификацию судовых систем;
назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды
ОП.05. Теория и устройство судна
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
П.00
Профессиональный учебный цикл
576
384
ПМ.00
Профессиональные модули
576
384
ПМ.01
Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем неметаллических (деревянных, железобетонных, пластмассовых) судов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
сборки, установки, подгонки простых деталей и узлов секций, корпусов судов и оборудования шлюпок;
работ на строгальных, сверлильных станках и их настройки;
подбора и раскроя шпона для склеивания прямых и сферических изделий в пресс-форме;
сборки, установки простых узлов корпусных конструкций;
разборки и сборки технологической оснастки, простых форм, изделий, судовых конструкций;
монтажа железобетонных плит и сборных секций;
осуществления электроприхватки закладных деталей и монтируемой арматуры;
чтения рабочих чертежей;
уметь:
выполнять сборку, разметку, склеивание изделий и узлов средней сложности секций, корпусов судов, шлюпок, баркасов, ялов;
выполнять все виды работ на ленточных, круглопильных, строгальных и сверлильных станках и их настройку;
осуществлять подбор и раскрой шпона для склеивания прямых и сферических изделий в пресс-форме;
изготавливать простые шаблоны по чертежам и эскизам;
оклеивать стеклотканью сферические части корпуса;
гнуть детали с кривизной для шлюпок в приспособлениях;
выполнять средней сложности сопряжения (соединения);
выполнять гидравлическую и пневматическую запрессовку изделий из шпона;
проводить строжку под оклеивание шпоном реечной обшивки скуловых брусьев и киля;
выполнять разметку под клепку и установку шурупов;
пользоваться кондукторами, макетами, постелями и рейками, шаблонами с плаза;
собирать кондукторы и приспособления средней сложности;
осуществлять клепку непроницаемых швов с помощью пневматического инструмента и вручную;
изготавливать временную оснастку, необходимую в работе;
собирать, склеивать и проверять сложные и особо сложные узлы, изделия и секции, монтировать настилы палуб, переборок, рубок;
собирать на стапеле корпуса судов, лодок и рабочих шлюпок с внутренней отделкой под руководством сборщика деревянных судов более высокой квалификации;
выполнять монтаж железобетонных плит и плоских сборных арматурных секций с применением кранового оборудования;
устанавливать секции и конструкции на стапеле с выверкой по осям;
использовать электроприхватку закладных деталей и монтируемой арматуры;
подготавливать железобетонные секции к установке на стапеле;
собирать плоские секции больших габаритов и плоскостные секции;
устанавливать набор в "гребенку";
выполнять установку и раскрепление под приформовку набора, плоских секций и плоскостных секций;
осуществлять контуровку секций;
выполнять изготовление несложных деревянных приспособлений для сборки;
пользоваться макетами и шаблонами с плаза;
выполнять съем изделий с оснастки при помощи гидросъема или тельфера;
выполнять работы по вспениванию блоков полистирола при формировании фундаментов и конструкций;
соблюдать правила безопасности труда и внутреннего распорядка;
подготавливать к работе оборудование, инструменты и содержать их в надлежащем состоянии;
знать:
технические условия и технические процессы сборки, склеивания и проверки узлов и изделий средней сложности, секций, корпусов судов, шлюпок, баркасов, ялов;
номенклатуру изделий, последовательность работ по насыщению секций, корпусов судов, шлюпок;
способы разметки узлов и деталей средней сложности;
методы фугования и склеивания деталей средней сложности;
склеивание из шпона обшивки любой конфигурации в пресс-форме;
виды средней сложности сопряжений (соединений);
назначение пластмасс, применяемых в судостроении;
способы предотвращения растрескивания и коробления древесины;
способы приготовления различных клеев;
режимы пропарки обшивки и шпангоутов шлюпок, ялов в автоклавах;
режимы и температурные условия при склеивании деталей из шпона;
способы изготовления простых шаблонов по чертежам и эскизам;
устройство средней сложности кондукторов для сборки узлов и секций;
настройку деревообрабатывающих станков;
способы заточки инструмента;
устройство пневматических и гидравлических прессов;
приспособления, применяемые при клепке;
правила чтения средней сложности чертежей и схем;
конструкцию всех узлов и секций железобетонного судна;
технические условия и последовательность сборки арматурных узлов и плит корпуса железобетонных судов;
типовые соединения сборных элементов корпусов железобетонных судов;
способы и приемы электроприхватки закладных деталей и монтируемой арматуры;
основные понятия о плазовой разбивке;
технологический процесс сборки, установки плоских секций больших габаритов и плоскостных секций;
устройство пневматического инструмента для резки, сверления, зачистки, формования конструкций корпуса, применяемой оснастки (матриц, стендов, постелей, пуансонов, шаблонов);
номенклатуру насыщения секций;
приемы съема изделий, технические условия на съем;
принцип действия систем гидросъема;
технологические свойства стеклопластиков и пенопластов
МДК.01.01. Технологический процесс сборки, монтажа (демонтажа) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем деревянных судов
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
МДК.01.02. Технологический процесс сборки, монтажа (демонтажа) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем железобетонных судов
МДК.01.03. Технологический процесс сборки, монтажа (демонтажа) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем пластмассовых судов
ПМ.02
Выполнение сборочно-достроечных работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
изготовления, сборки, правки, установки и производства демонтажа простых деталей и узлов крепления судового оборудования и металлической мебели;
участия в выполнении работ при изготовлении, сборке, разметке, установке, монтаже и ремонте средней сложности узлов судовой мебели, изделий достроечного оборудования, дельных вещей и общесудовой вентиляции;
уметь:
проводить изготовление, правку, сборку, разметку, проверку, установку и ремонт сложных узлов, изделий судового оборудования, устройств, судовой мебели, дельных вещей, баков, цистерн, емкостей, поддонов со сложной конфигурацией из сталей и сплавов;
производить изготовление сложных кондукторов приспособлений, макетов забойных труб;
осуществлять формирование и оборудование судовых помещений в модульной системе;
выполнять подгонку, монтаж и испытание систем:
кондиционирования, охлаждения приборов и комплексной обработки воздуха;
производить настройку, регулировку и сдачу в действие на швартовных и ходовых испытаниях систем общесудовой вентиляции;
знать:
номенклатуру и назначение основных изделий, оборудования и дельных вещей;
наименование и принцип действия основных судовых устройств;
способы развертки особо сложных геометрических фигур;
последовательность изготовления, сборки, установки и монтажа несложных изделий оборудования помещений, устройств, судовой металлической мебели, дельных вещей, воздуховодов вентиляции всех назначений, кондиционирования, комплексной обработки воздуха;
систему допусков и посадок;
способы уменьшения и устранения сварочных деформаций;
технологию склейки деталей и узлов из пластмасс;
монтаж оборудования помещений в модульной системе;
правила проведения испытаний систем вентиляции на прочность и герметичность;
программу швартовных и ходовых испытаний;
применяемый слесарно-сборочный и контрольно-измерительный инструмент и приспособления
МДК.02.01. Технологический процесс сборочно-достроечных работ
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03
Выполнение судокорпусных ремонтных работ
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения судокорпусных ремонтных работ;
уметь:
определять повреждения и дефекты, возникающие при сборке и вскрываемые в процессе эксплуатации судна, причины их образования;
применять материалы при аварийном ремонте деревянных судов (яхт, баркасов, катеров, шлюпок);
осуществлять ремонт подводной части и пробоин корпуса и других частей судна, устранять водотечность;
ремонтировать крепления к корпусу дельных вещей и судовых устройств;
снимать детали и узлы оборудования судов;
определять повреждения и дефекты железобетонных судов и доков, возникающие при бетонировании и вскрываемые в процессе эксплуатации железобетонных судов и плавучих доков;
применять материалы для ремонта, готовить бетон для аварийного ремонта;
восстанавливать защитный слой бетона;
определять виды повреждений судовых конструкций и корпусов судов из стеклопластика;
устранять повреждения и износ стеклопластика;
осуществлять ремонт корпусов из стеклопластика при отрицательных температурах;
применять методы контроля и испытаний отремонтированных конструкций;
знать:
характеристики повреждений и дефектов, возникающих при сборке и вскрываемых в процессе эксплуатации судна, причины их образования;
материалы, применяемые при аварийном ремонте деревянных судов (яхт, баркасов, катеров, шлюпок);
технологию ремонта подводной части и пробоин корпуса и других частей судна, устранение водотечности;
процесс ремонта креплений к корпусу дельных вещей и судовых устройств;
технологию снятия деталей и узлов оборудования судов, технологическую последовательность и приемы работ;
характеристику повреждений и дефектов железобетонных судов и доков, возникающие при бетонировании и вскрываемых в процессе эксплуатации железобетонных судов и плавучих доков, причины их образования;
материалы для ремонта, технологию приготовления бетона при аварийном ремонте, процесс ремонта пробоин корпуса и устранение водотечности;
технологию устранения подводной части корпуса судна, восстановления защитного слоя бетона;
виды повреждений судовых конструкций и корпусов судов из стеклопластика;
технологию ремонта эксплуатационных повреждений, износа стеклопластика и аварийных повреждений;
особенности ремонта корпусов из стеклопластика при отрицательных температурах;
методы контроля и испытаний отремонтированных конструкций
МДК 03.01. Судокорпусные ремонтные работы
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.4
ФК.00
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
19 нед./39 нед.
684/1404
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
ПП.00
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
ПА.00
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
19 нед./39 нед.
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед./65 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
    36 часов в неделю)                                              57 нед.
    промежуточная аттестация                                         3 нед.
    каникулы                                                        22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений

Кабинеты:

инженерной графики;

механики;

электротехники и электроники;

теории и устройства судов;

материаловедения;

судостроения и ремонта неметаллических судов;

безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

технологии сборки неметаллических судов.

Мастерские:

сварочного производства;

слесарно-сборочные;

столярная;

плотницкая.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.

--------------------------------

<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.