МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 июля 2014 г. N 850
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
07.02.01 АРХИТЕКТУРА
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 Архитектура.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 апреля 2010 г. N 360 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 270101 Архитектура" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2010 г., регистрационный N 17441).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 июля 2014 г. N 850
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
07.02.01 АРХИТЕКТУРА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 07.02.01 Архитектура для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 07.02.01 Архитектура имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 07.02.01 Архитектура базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Архитектор
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Архитектор
|
3 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
4 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: проектирование объектов архитектурной среды, осуществление мероприятий по реализации принятых решений, планирование и организация процесса архитектурного проектирования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания;
интерьер гражданских и промышленных зданий;
функциональные территории и зоны городских и сельских поселений;
реставрация и реконструкция зданий;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Архитектор (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Проектирование объектов архитектурной среды.
4.3.2. Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений.
4.3.3. Планирование и организация процесса архитектурного проектирования.
4.4. Архитектор (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Проектирование объектов архитектурной среды.
4.4.2. Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений.
4.4.3. Планирование и организация процесса архитектурного проектирования.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Архитектор (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Архитектор (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Проектирование объектов архитектурной среды.
ПК 1.1. Разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения.
ПК 1.2. Участвовать в согласовании принятых решений с проектными разработками смежных частей проекта.
ПК 1.3. Осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя архитектурные чертежи и макеты.
5.2.2. Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений.
ПК 2.1. Участвовать в авторском надзоре при выполнении строительных работ в соответствии с разработанным объемно-планировочным решением.
ПК 2.2. Осуществлять корректировку проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика.
ПК 2.3. Осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.
5.2.3. Планирование и организация процесса архитектурного проектирования.
ПК 3.1. Участвовать в планировании проектных работ.
ПК 3.2. Участвовать в организации проектных работ.
5.3. Архитектор (углубленной подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Архитектор (углубленной подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.4.1. Проектирование объектов архитектурной среды.
ПК 1.1. Разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения.
ПК 1.2. Участвовать в согласовании проектных решений с проектными разработками смежных частей проекта и вносить соответствующие изменения.
ПК 1.3. Осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя архитектурные чертежи и макеты.
5.4.2. Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений.
ПК 2.1. Участвовать в авторском надзоре при выполнении строительных работ в соответствии с разработанным объемно-планировочным решением.
ПК 2.2. Осуществлять корректировку проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика.
ПК 2.3. Осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.
5.4.3. Планирование и организация процесса архитектурного проектирования.
ПК 3.1. Участвовать в планировании проектных работ.
ПК 3.2. Организовывать выполнение проектных работ в рамках поставленных руководителем задач.
ПК 3.3. Участвовать в осуществлении контроля качества выполнения проектных работ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3348
|
2232
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
678
|
452
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение законов и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
178
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
356
|
178
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
144
|
96
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
выполнять измерения и связанные с ними расчеты;
вычислять площади и объемы деталей архитектурных и строительных конструкций, объекты земляных работ;
вычислять вероятности случайных величин, их числовые характеристики;
по заданной выборке строить эмпирический ряд, гистограмму;
вычислять статистические числовые параметры распределения;
знать:
основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в архитектуре;
основные понятия теории вероятности и математической статистики;
|
ЕН.01. Прикладная математика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.3, 2.2
|
|||
уметь:
работать в средах оконных операционных систем;
создавать несложные презентации с помощью различных прикладных программных средств;
знать:
основные понятия и технологии автоматизации обработки информации;
программное обеспечение вычислительной техники;
организацию размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации;
некоторые средства защиты информации;
сетевые технологии обработки информации;
информационно-поисковые системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
прикладные программные средства;
подготовку к печати изображений;
|
ЕН.02. Информатика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2
|
|||
уметь:
ориентироваться в вопросах взаимодействия строительного объекта с экологическими системами с минимальным ущербом для них;
оценивать экологическую обстановку;
предвидеть негативные вмешательства в естественный ход природных объектов;
находить пути возможного решения экологических проблем или минимизации вредного воздействия на окружающую среду;
знать:
принципы и объекты охраны окружающей среды;
понятие экологической информации, экологического контроля и мониторинга и экологического нормирования особо охраняемых природных территорий и объектов;
правовые основы технического регулирования;
экологические основы проектирования и строительства объектов архитектурной среды;
понятие юридической ответственности за экологические правонарушения;
|
ЕН.03. Экологические основы архитектурного проектирования
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
подбирать ограждающие конструкции, обеспечивающие нормируемый уровень теплозащиты зданий;
пользоваться инсоляционными графиками при расчете инсоляции и естественной освещенности помещений;
ориентироваться в приемах рациональных решений звукоизоляции и акустики помещений и методах шумозащиты зданий;
знать:
принцип проектирования теплозащиты наружных ограждающих конструкций;
принцип проектирования естественной освещенности, инсоляции и солнцезащиты;
принцип проектирования звукоизоляции и акустики помещений и элементов шумозащиты зданий.
|
ЕН.04. Архитектурная физика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2526
|
1684
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
1214
|
810
|
||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
выполнять несложные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;
пользоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другой нормативной информацией;
знать:
виды деформаций и основные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость;
|
ОП.01. Техническая механика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;
знать:
законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях;
|
ОП.02. Начертательная геометрия
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 2.2
|
|||
уметь:
изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учетом перспективных сокращений;
определять в процессе анализа основные пропорции составляющих композицию предметов, и правильно располагать их на листе определенного формата;
определять и передавать основные тоновые отношения;
пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приемами;
рисовать по памяти и представлению;
знать:
принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;
приемы нахождения точных пропорций;
способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;
основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения;
|
ОП.03. Рисунок и живопись
|
ОК 1 - 4, 6 - 9
ПК 1.1, 1.3
|
|||
уметь:
различать разные архитектурные стили;
различать стилистические направления в современной архитектуре;
учитывать достижения строительной техники в создании архитектурных форм;
знать:
принципы отношения к историческому архитектурному наследию;
этапы развития архитектуры, материалов и конструкций;
основные памятники российской и мировой архитектуры и искусства;
основы творчества ведущих современных архитекторов, их основные архитектурные объекты;
этапы развития архитектурных форм с учетом достижений строительной техники;
|
ОП.04. История архитектуры
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
пользоваться основными нормативными материалами и документами по архитектурному проектированию;
знать:
общие сведения об архитектурном проектировании;
особенности планировочных и объемно-пространственных решений различных типов зданий;
основы функционального зонирования помещений;
нормы проектирования зданий;
особенности зданий различного назначения;
|
ОП.05. Типология зданий
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможность их использования для конкретных условий;
знать:
эксплуатационно-технические, эстетические свойства материалов, их классификацию;
основы технологии производства, номенклатуру и рациональные области применения строительных материалов и изделий;
|
ОП.06. Архитектурное материаловедение
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
пользоваться графической документацией (топографическими планами, картами) при архитектурном проектировании;
знать:
основные геодезические определения;
технологию решения основных архитектурно-планировочных задач на топографических планах и картах и на местности с использованием геодезических приборов;
|
ОП.07. Основы геодезии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.2
|
|||
уметь:
читать чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования зданий;
знать:
основные принципы организации и инженерной подготовки территории;
назначения и принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий поселений;
основы расчета водоснабжения и канализации;
энергоснабжение зданий и поселений;
основы проектирования отопления и вентиляции зданий;
|
ОП.08. Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.2
|
|||
уметь:
осуществлять поиск необходимых нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы профессиональной деятельности;
правильно толковать и применять нормы права в профессиональной деятельности;
знать:
основные положения гражданского и трудового законодательства;
законодательство об архитектурной деятельности и охране архитектурного наследия;
экологическое законодательство в сфере архитектурного проектирования и строительства;
правовое обеспечение безопасности строительных работ;
|
ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 3.1
|
|||
уметь:
использовать технико-экономические и объемно-планировочные показатели при выполнении проектных работ;
составлять сводный график проектирования-согласования-строительства;
использовать информацию о рынке архитектурных услуг;
использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;
пользоваться проектно-сметной документацией;
знать:
состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации;
|
ОП.10. Основы экономики архитектурного проектирования и строительства
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1
ПК 2.2, 3.1
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.11. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.2
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1312
|
874
|
||
ПМ.01
|
Проектирование объектов архитектурной среды
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен
иметь практический опыт:
разработки проектной документации объектов различного назначения на основе анализа принимаемых решений и выбранного оптимального варианта по функциональным, техническим, социально-экономическим, архитектурно-художественным и экологическим требованиям;
участия в согласовании (увязке) принятых решений с проектными разработками других частей проекта;
осуществления изображения архитектурного замысла;
уметь:
разрабатывать по эскизам руководителя отдельные фрагменты зданий, элементов застройки и благоустройства жилых районов;
использовать приемы и технику исполнения графики как формы фиксации принятого решения;
решать несложные композиционные задачи при построении объемно-пространственных объектов;
разрабатывать несложные узлы и детали основных частей зданий;
назначать ориентировочные размеры частей зданий на основе простейших расчетов или исходя из условий жесткости зданий;
выполнять обмеры зданий и сооружений, составлять обмерные кроки и чертежи;
обеспечивать соответствие выполненных проектных работ действующим нормативным документам по проектированию;
пользоваться нормативными документами, каталогами и другой документацией, необходимой при проектировании;
пользоваться графической документацией при архитектурном проектировании, в том числе картами, топографическими планами, аэрофотоснимками;
разбираться в проектных разработках смежных частей проекта;
выполнять все виды архитектурно-строительных чертежей на разных стадиях проектирования;
компоновать и выполнять на чертежах надписи, таблицы;
выполнять отмывку и другие виды покраски чертежей;
выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;
выполнять архитектурно-строительные чертежи с использованием техник ручной графики и систем автоматизированного проектирования;
выполнять в макете все виды композиции;
знать:
общие принципы проектирования, взаимосвязь функции и формообразования зданий;
современный опыт проектирования наиболее распространенных типов гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий;
типологию зданий;
основные нормативы на проектирование зданий и сооружений, и их конструктивных элементов;
основные конструктивные системы зданий и составляющие их элементы;
методы определения размеров элементов конструкций по найденным в ходе расчетов внутренним усилиям или из условий жесткости;
методы и приемы проведения обмеров архитектурных объектов;
назначение и взаимосвязь конструктивных элементов и их роль в архитектурных решениях зданий;
принципы решения основных архитектурно-планировочных задач при проектировании элементов застройки и благоустройства жилых районов; на топографических планах и картах;
принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий (поселений);
основы теории архитектурной графики;
правила компоновки и оформления чертежей;
основные требования стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства к оформлению и составлению архитектурно-строительных чертежей;
законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях;
принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;
приемы нахождения точных пропорций;
технологию выполнения архитектурно-строительных чертежей с использованием систем автоматизированного проектирования.
|
МДК.01.01. Изображение архитектурного замысла при проектировании
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3
|
||
МДК.01.02. Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования
|
|||||
МДК.01.03. Начальное архитектурное проектирование:
Проектирование небольшого открытого пространства и сооружения с минимальной функцией;
Проектирование малоэтажного жилого здания;
Проектирование интерьера жилого здания;
Проектирование здания зального типа
|
|||||
МДК.01.04. Основы градостроительного проектирования поселений с элементами благоустройства селитебных территорий
|
|||||
МДК.01.05. Конструкции зданий и сооружений с элементами статики.
Проектирование и строительство в условиях реставрации и реконструкции
|
|||||
ПМ.02
|
Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в авторском надзоре при выполнении строительных работ;
корректировки проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика;
сбора, хранения, обработки и анализа информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;
уметь:
пользоваться Указателем государственных стандартов, каталогами и другими нормативными материалами, необходимыми для выполнения проектных работ;
определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможности их использования для конкретных условий;
по предъявленным замечаниям корректировать проектную документацию;
пользоваться проектно-технологической документацией;
отбирать необходимые для хранения проектные материалы;
систематизировать собранную проектную документацию;
обрабатывать собранный проектный материал с использованием информационно-компьютерных технологий;
знать:
влияние строительных технологий на объемно-планировочное решение;
типологию зданий;
основные положения об авторском надзоре проектных организаций за строительством объектов архитектурной среды.
|
МДК.02.01. Основы строительного производства
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.3
|
||
ПМ.03
|
Планирование и организация процесса архитектурного проектирования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в планировании проектных работ;
участия в организации проектных работ;
контроля качества выполнения проектных работ;
уметь:
использовать технико-экономические и объемно-планировочные показатели при планировании проектных работ;
составлять сводный график проектирования-согласования-строительства;
использовать информацию о рынке архитектурных услуг;
использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;
пользоваться проектно-сметной документацией;
оформлять документацию по управлению качеством продукции;
составлять претензии (рекламации) по качеству материалов, изделий и готовой продукции;
проводить библиографические и историко-архивные изыскания, натурные обследования и обмеры;
знать:
положения градостроительного кодекса;
состав проекта на разных стадиях его разработки;
содержание исходно-разрешительной документации на проектирование;
роль архитектора в планировании и формировании задания на проектирование;
задачи архитектора при подготовке к проектированию;
управление процессом проектирования;
основы маркетинга архитектурных услуг;
организацию управления архитектурным проектированием;
основы организации архитектурного проектирования (основные этапы и стадии проектирования, порядок получения исходных данных для проектирования);
организацию проектного дела;
состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации;
методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;
основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;
основные методы оценки качества и надежности изделий;
правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции.
|
МДК.03.01. Планирование и организация архитектурного проектирования и строительства
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1, 3.2
|
||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1458
|
972
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4806
|
3204
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
20 нед.
|
720
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.2
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
8 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
6 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
89 нед.
|
Учебная практика
|
20 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
8 нед.
|
Каникулы
|
21 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
Таблица 5
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
4590
|
3060
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
942
|
628
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законов, иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
48
|
ОГСЭ.03. Психология общения
|
ОК 1 - 9
ПК 1.2, 2.1, 3.1, 3.2
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
242
|
ОГСЭ.04. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.
|
484
|
242
|
ОГСЭ.05. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
264
|
176
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
выполнять измерения и связанные с ними расчеты;
вычислять площади и объемы деталей, архитектурных и строительных конструкций, объекты земляных работ;
вычислять вероятности случайных величин, их числовые характеристики;
по заданной выборке строить эмпирический ряд, гистограмму;
вычислять статистические числовые параметры распределения;
знать:
основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в архитектуре;
основные понятия теории вероятности и математической статистики;
|
ЕН.01. Прикладная математика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.3, 2.2
|
|||
уметь:
работать в средах оконных операционных систем;
создавать несложные презентации с помощью различных прикладных программных средств;
знать:
основные понятия и технологии автоматизации обработки информации;
программное обеспечение вычислительной техники;
организацию размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации;
некоторые средства защиты информации;
сетевые технологии обработки информации;
информационно-поисковые системы в сети Интернет;
прикладные программные средства;
подготовку к печати изображений;
|
ЕН.02. Информатика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.1 - 3.3
|
|||
уметь:
ориентироваться в вопросах взаимодействия строительного объекта с экологическими системами с минимальным ущербом для них;
оценивать экологическую обстановку;
предвидеть негативные вмешательства в естественный ход природных объектов;
находить пути возможного решения экологических проблем или минимизации вредного воздействия на окружающую среду;
знать:
принципы и объекты охраны окружающей среды;
понятие экологической информации, экологического контроля и мониторинга и экологического нормирования особо охраняемых природных территорий и объектов;
правовые основы технического регулирования;
экологические основы проектирования и строительства объектов архитектурной среды;
понятие юридической ответственности за экологические правонарушения;
|
ЕН.03. Экологические основы архитектурного проектирования
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
подбирать ограждающие конструкции, обеспечивающие нормируемый уровень теплозащиты зданий;
пользоваться инсоляционными графиками при расчете инсоляции и естественной освещенности в зданиях;
ориентироваться в приемах рациональных решений звукоизоляции об акустики помещений и методах шумозащиты зданий;
знать:
принцип проектирования теплозащиты наружных ограждающих конструкций;
принцип проектирования естественной освещенности, инсоляции и солнцезащиты;
принципы проектирования звукоизоляции и акустики помещений и элементов шумозащиты зданий.
|
ЕН.04. Архитектурная физика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2
ПК 2.1, 2.2
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
3384
|
2256
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
1686
|
1124
|
||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
выполнять несложные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;
пользоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другой нормативной информацией;
знать:
виды деформаций и основные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость;
|
ОП.01. Техническая механика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;
знать:
законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях;
|
ОП.02. Начертательная геометрия
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.3, 2.2
|
|||
уметь:
изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учетом перспективных сокращений;
определять в процессе анализа основные пропорции составляющих композицию предметов или их элементов и правильно компоновать их на листе определенного формата;
определять и передавать основные тоновые отношения;
пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приемами;
рисовать по памяти и представлению;
знать:
принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;
приемы нахождения точных пропорций;
способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;
основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения;
|
ОП.03. Рисунок и живопись
|
ОК 1 - 4, 6, 7, 8, 9
ПК 1.1, 1.3
|
|||
уметь:
различать разные архитектурные стили;
различать стилистические направления в современной архитектуре;
учитывать достижения строительной техники в создании архитектурных форм;
знать:
принципы отношения к историческому архитектурному наследию;
этапы развития архитектуры, материалов и конструкций;
основные памятники российской и мировой архитектуры и искусства;
основы творчества ведущих современных архитекторов, их основные архитектурные объекты;
этапы развития архитектурных форм с учетом достижений строительной техники;
|
ОП.04. История архитектуры
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2,
2.1, 2.2
|
|||
уметь:
пользоваться основными нормативными материалами и документами для проектирования;
знать:
общие сведения об архитектурном проектировании;
особенности планировочных и объемно-пространственных решений;
основы функционального зонирования помещений;
нормы проектирования зданий;
особенности зданий различного типа, в том числе сложных многофункциональных и культовых;
|
ОП.05. Типология зданий
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможность их использования для конкретных условий;
знать:
эксплуатационно-технические, эстетические свойства материалов, их классификацию;
основы технологии производства, номенклатуру и рациональные области применения строительных материалов и изделий;
|
ОП.06. Архитектурное материаловедение
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2
ПК 2.1, 2.2
|
|||
уметь:
пользоваться графической документацией (топографическими планами, картами) при архитектурном проектировании;
знать:
основные геодезические определения;
технологию основных архитектурно-планировочных задач на топографических планах и картах и на местности с использованием геодезических приборов;
|
ОП.07. Основы геодезии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.2
|
|||
уметь:
читать чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования зданий;
знать:
основные принципы организации и инженерной подготовки территории;
назначение и принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий поселений;
основы расчета водоснабжения и канализации;
энергоснабжение зданий и поселений;
системы вентиляции зданий;
|
ОП.08. Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.2
|
|||
уметь:
осуществлять поиск необходимых нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы профессиональной деятельности;
правильно толковать и применять нормы права в профессиональной деятельности;
знать:
основные положения гражданского и трудового законодательства;
законодательство об архитектурной деятельности и охране архитектурного наследия;
экологическое законодательство в сфере архитектурного проектирования и строительстве;
правовое обеспечение безопасности строительных работ;
|
ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 3.1
|
|||
уметь:
использовать технико-экономические и объемно-планировочные показатели при планировании проектных работ;
составлять сводный график проектирования-согласования-строительства;
использовать информацию о рынке архитектурных услуг;
использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;
пользоваться проектно-сметной документацией;
знать:
состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации;
|
ОП.10. Основы экономики архитектурного проектирования и строительства
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1
|
|||
уметь:
проводить библиографические и историко-архивные изыскания, натурные обследования и обмеры;
знать:
основные термины и определения, используемые при формировании документов в области научно-исследовательской деятельности;
|
ОП.11. Основы исследовательской деятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 2.3, 3.1
|
|||
уметь:
находить и учитывать социальные и эстетические аспекты при решении профессиональных задач;
знать:
принципы взаимоотношений архитектуры зданий с тенденциями и развитием общества и традиций;
|
ОП.12. Архитектура и общество. Традиции и современность
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 1.3
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.13. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.7
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1698
|
1132
|
||
ПМ.01
|
Проектирование объектов архитектурной среды
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен
иметь практический опыт:
разработки проектной документации объектов различного назначения на основе анализа принимаемых решений и выбранного оптимального варианта по функциональным, техническим, социально-экономическим, архитектурно-художественным и экологическим требованиям;
участия в согласовании (увязке) принятых решений с проектными разработками других частей проекта;
осуществления изображения архитектурного замысла;
уметь:
разрабатывать по эскизам руководителя отдельные фрагменты зданий, элементов застройки и благоустройства жилых районов;
использовать приемы и технику исполнения графики как формы фиксации принятого решения;
решать несложные композиционные задачи при построении объемно-пространственных объектов;
разрабатывать несложные узлы и детали основных частей зданий;
назначать ориентировочные размеры частей зданий на основе простейших расчетов или из условий жесткости зданий;
выполнять обмеры зданий и сооружений, составлять обмерные кроки и чертежи;
обеспечивать соответствие выполненных проектных работ действующим нормативным документам по проектированию;
пользоваться нормативными документами, каталогами и другой документацией, необходимой при проектировании;
пользоваться графической документацией при архитектурном проектировании, в том числе картами, топографическими планами, аэрофотоснимками;
разбираться в проектных разработках других частей проекта;
выполнять все виды архитектурно-строительных чертежей на разных стадиях проектирования;
компоновать и выполнять на чертежах надписи, таблицы;
выполнять отмывку и другие виды покраски чертежей;
выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;
выполнять архитектурно-строительные чертежи с использованием техник ручной графики и систем автоматизированного проектирования;
выполнять в макете все виды композиции;
знать:
общие принципы проектирования, взаимосвязь функции и формообразования зданий;
современный опыт проектирования наиболее распространенных типов гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий;
типологию зданий;
систему нормативов на проектирование зданий и сооружений, и их конструктивных элементов;
основные конструктивные системы зданий и составляющие их элементы;
методы определения размеров элементов конструкций по найденным в ходе расчетов внутренним усилиям или из условий жесткости;
методы и приемы проведения обмеров архитектурных объектов;
назначение и взаимосвязь конструктивных элементов и их роль в архитектурных решениях зданий;
принципы решения основных архитектурно-планировочных задач при проектировании элементов застройки и благоустройства жилых районов; на топографических планах и картах;
принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий (поселений);
основы теории архитектурной графики;
правила компоновки и оформления чертежей;
основные требования стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства к оформлению и составлению архитектурно-строительных чертежей;
законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях;
принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;
приемы нахождения точных пропорций;
технологию выполнения архитектурно-строительных чертежей с использованием систем автоматизированного проектирования.
|
МДК.01.01. Изображение архитектурного замысла при проектировании
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3
|
||
МДК.01.02. Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования
|
|||||
МДК.01.03. Начальное архитектурное проектирование: Проектирование небольшого открытого пространства и сооружения с минимальной функцией;
Проектирование малоэтажного жилого здания;
Проектирование интерьера жилого здания;
Проектирование здания зального типа
|
|||||
МДК.01.04. Основы градостроительного проектирования поселений с элементами благоустройства селитебных территорий
|
|||||
МДК.01.05.
Конструкции зданий и сооружений с элементами статики.
Проектирование и строительство в условиях реставрации и реконструкции
|
|||||
ПМ.02
|
Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в авторском надзоре при выполнении строительных работ;
корректировки проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика;
сбора, хранения, обработки и анализа информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;
уметь:
пользоваться Указателем государственных стандартов, каталогами и другими нормативными материалами, необходимыми для выполнения проектных работ;
определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможности их использования для конкретных условий;
по предъявленным замечаниям корректировать проектную документацию;
пользоваться проектно-технологической документацией;
отбирать необходимые для хранения проектные материалы;
систематизировать собранную проектную документацию;
обрабатывать собранный проектный материал с использованием информационно-компьютерных технологий;
знать:
влияние строительных технологий на объемно-планировочное решение;
типологию зданий;
основные положения об авторском надзоре проектных организаций за строительством зданий и сооружений.
|
МДК.02.01. Основы строительного производства
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.3
|
||
ПМ.03
|
Планирование и организация процесса архитектурного проектирования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в планировании проектных работ;
участия в организации проектных работ;
контроля качества выполнения проектных работ;
уметь:
использовать технико-экономические и объемно-планировочные показатели при планировании проектных работ;
составлять сводный график проектирования-согласования-строительства;
использовать информацию о рынке архитектурных услуг;
использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;
пользоваться проектно-сметной документацией;
оформлять документацию по управлению качеством продукции;
составлять претензии (рекламации) по качеству материалов, изделий и готовой продукции;
конструктивно разрешать проблемные и конфликтные ситуации в коллективе;
знать:
положения градостроительного кодекса;
состав проекта на разных стадиях его разработки;
содержание исходно-разрешительной документации на проектирование;
роль архитектора в планировании и формировании задания на проектирование;
задачи архитектора при подготовке к проектированию;
управление процессом проектирования;
основы маркетинга архитектурных услуг;
организацию управления архитектурным проектированием;
основы организации архитектурного проектирования (основные этапы и стадии проектирования, порядок получения исходных данных для проектирования);
организацию проектного дела;
состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации;
методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;
основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;
основные методы оценки качества и надежности изделий;
правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции;
организационную структуру службы управления персоналом;
общие принципы управления персоналом;
психологические аспекты управления;
способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.
|
МДК.03.01. Планирование и организация архитектурного проектирования и строительства
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.3
|
||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1944
|
1296
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
6534
|
4356
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
27 нед.
|
972
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
8 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
6 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 6
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
121 нед.
|
Учебная практика
|
27 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
8 нед.
|
Каникулы
|
32 нед.
|
Итого
|
199 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.6. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение
(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
7.12. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
прикладной математики;
информатики;
технической механики;
архитектурной графики;
начертательной геометрии;
рисунка и живописи;
истории архитектуры;
основ геодезии;
инженерных сетей и оборудования зданий и территорий поселений;
типологии зданий;
технологии и организации строительного производства;
экономики архитектурного проектирования и строительства;
объемно-пространственной композиции;
основ градостроительства;
интерьера;
конструкций зданий и сооружений;
архитектурного проектирования;
экологических основ архитектурного проектирования;
архитектурной физики;
автоматизированного проектирования;
подготовки к итоговой аттестации;
методический.
Лаборатории:
архитектурного материаловедения;
технической механики;
безопасности жизнедеятельности;
компьютерной графики и автоматизированных систем проектирования;
информационных технологий;
технических средств обучения.
Мастерские:
плотнично-столярных работ;
каменных и штукатурных работ;
малярных и облицовочных работ;
макетная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестаций обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.