МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 807
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
150401.01 ДОМЕНЩИК
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 150401.01 Доменщик.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2009 г. N 457 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 150401.01 Доменщик" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2009 г., регистрационный N 15488).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 807
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
150401.01 ДОМЕНЩИК
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 150401.01 Доменщик для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 150401.01 Доменщик имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 150401.01 Доменщик в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
|
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1>
|
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
|
среднее общее образование
|
Водопроводчик доменной печи
Газовщик доменной печи
Горновой десульфурации чугуна
Горновой доменной печи
|
10 мес.
|
основное общее образование
|
2 года 10 мес. <3>
|
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС по профессиям СПО:
водопроводчик доменной печи;
газовщик доменной печи;
горновой десульфурации чугуна;
горновой доменной печи.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление технологическим оборудованием и контроль за его работой при производстве чугуна.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологические процессы производства чугуна;
машины, механизмы и инструменты;
сырье и готовая продукция;
техническая, технологическая и нормативная документация.
4.3. Обучающийся по профессии 150401.01 Доменщик готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Ведение технологического процесса производства чугуна.
4.3.2. Эксплуатация и ремонтно-профилактическое обслуживание машин и механизмов на доменном производстве.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Ведение технологического процесса производства чугуна.
ПК 1.1. Осуществлять подготовку материалов и технологического инструмента, необходимых для производства чугуна.
ПК 1.2. Выполнять технологические операции по ведению процесса производства чугуна.
ПК 1.3. Вести учет показаний контрольно-измерительных приборов (КИП) в процессе производства чугуна.
ПК 1.4. Оформлять техническую, технологическую и нормативную документацию.
5.2.2. Эксплуатация и ремонтно-профилактическое обслуживание машин и механизмов на доменном производстве.
ПК 2.1. Управлять технологическим оборудованием и механизмами агрегатов по производству чугуна.
ПК 2.2. Выполнять профилактические осмотры и текущие ремонты обслуживаемого оборудования.
ПК 2.3. Выполнять требования нормативных актов по охране труда, промышленной безопасности и защите окружающей среды.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебный циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
|
864
|
576
|
|||
ОП.00
|
Общепрофессиональный учебный цикл
|
288
|
192
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
использовать технологическую документацию;
знать:
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
общие сведения о сборочных чертежах;
основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;
основы машиностроительного черчения;
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
|
ОП.01. Основы инженерной графики
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
|
|||
уметь:
читать чертежи;
находить возможные причины возникновения дефектов в готовой продукции, вызванные неисправностью оборудования;
знать:
общие сведения о деталях машин;
трение, его виды, роль трения в технике;
виды деформации деталей;
простые механизмы;
соединения деталей;
виды передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств.
|
ОП.02. Основы технической механики
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1
|
|||
уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физико-химические методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических,
прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.
|
ОП.03. Основы материаловедения
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
|
|||
уметь:
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
использовать в работе электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
свойства постоянного и переменного электрического тока;
принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление.
|
ОП.04. Основы электротехники
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
|
|||
уметь:
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
знать:
общие принципы организации производственного и технологического процесса;
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.
|
ОП.05. Основы экономики
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений,
в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
32
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
|
||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
576
|
384
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
576
|
384
|
||
ПМ.01
|
Ведение технологического процесса производства чугуна
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки материалов и технологического инструмента, необходимых для производства чугуна;
выполнения технологических операций по ведению процесса производства чугуна;
ведения учета показаний контрольно-измерительных приборов (КИП) в процессе производства чугуна;
оформления технической, технологической и нормативной документации;
уметь:
осуществлять операции по подготовке материалов и технологического инструмента;
выполнять работы по обслуживанию горна доменных печей в соответствии с графиком выпуска чугуна и шлака;
осуществлять выпуск чугуна и шлака;
наблюдать по показаниям контрольно-измерительных приборов и другим данным за составом шлака, нагревом поверхности горна, циркуляцией воды, работой фурм и охладительных устройств;
обеспечивать исправное состояние охладительных устройств и водопроводной магистрали, приборов горячего и холодного дутья доменных печей;
наблюдать за температурой и циркуляцией воды во всех охладительных устройствах, фурмах и приборах шлаковых леток, нагревом кожуха доменной печи, целостностью его швов, состоянием дутьевой аппаратуры печи, приборами парового и водяного отопления на доменных печах и в подбункерном помещении, состоянием и работой устройств для поливки шихты и работой насосов скиповой ямы;
выполнять работы по переводу воздухонагревательных аппаратов доменных печей с воздуха на газ и с газа на воздух под руководством газовщика более высокой квалификации;
открывать и закрывать атмосферные клапаны;
вести процесс нагрева воздухонагревательных аппаратов доменных печей;
контролировать расход, давление и температуру дутья, подачу топливных добавок, расход пара при работе на увлажненном дутье, давление и температуру колошникового газа, скорость опускания шихты, расход газа, вынос пыли из печи, содержание углекислого газа по показаниям контрольно-измерительных приборов;
контролировать режим работы воздуходувок, качества очистки газа;
производить отбор проб чугуна и шлака для анализа;
вести установленную технологическую документацию;
знать:
устройство и принцип работы доменной печи, ее охладительной системы, фурм и амбразур, контрольно-измерительных приборов водопроводного хозяйства;
схему водо-, паро-, воздухо- и газопроводов доменной печи;
теплотехнические основы доменного процесса;
физические и химические свойства сырых материалов и топлива, поступающих в доменную плавку; влияние химического состава и механических свойств топлива на ход доменной печи;
методику расчетов рудной нагрузки, выхода чугуна из подачи, расхода кокса на тонну чугуна, основности шлака, количества воздуха, вдуваемого в доменную печь;
системы газопроводов и паропроводов;
требования, предъявляемые к качеству исходных и вспомогательных материалов;
устройство и принцип действия КИП;
правила снятия показаний КИП;
типовые электрические схемы КИП;
назначение и виды оформляемой технологической документации;
последовательность заполнения технологической документации.
|
МДК.01.01. Теоретические основы металлургических процессов
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.4
|
||
МДК.01.02. Технологические процессы производства чугуна
|
|||||
ПМ.02
|
Эксплуатация и ремонтно-профилактическое обслуживание машин и механизмов доменного производства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
управления технологическим оборудованием и механизмами агрегатов по производству чугуна;
профилактических осмотров и текущего ремонта обслуживаемого оборудования;
уметь:
осуществлять подготовку технологического оборудования, машин и механизмов к работе;
осуществлять пуск и остановку технологического оборудования, машин и механизмов по производству чугуна;
управлять работой технологического оборудования, машинами и механизмами в автоматическом и ручном режиме с пульта управления;
управлять бурмашиной и пушкой при открывании и закрывании чугунной летки;
выявлять сгоревшие охладительные устройства, осуществлять подготовку новых для замены;
заменять гляделки фурм, форсунок, горелок, сальниковых набивок насосов высокого давления и их уплотнение;
принимать участие в смене фурм, амбразур и охладительных устройств;
отключать и подключать трубопроводы природного газа;
регулировать работу форсунок и горелок, температуру свечей, подачу воды в свечи и скип при выплавке специальных марок чугуна;
осуществлять зарядку пушек запорной массой;
управлять лебедками газового дросселя и выпускными атмосферными клапанами;
осуществлять техническое обслуживание технологического оборудования, машин и механизмов, управляющей аппаратуры;
производить текущий осмотр, чистку и смазку трущихся поверхностей деталей механизмов машин;
производить настройку оборудования;
устранять выявленные неполадки;
выводить машины в ремонт и принимать машины из ремонта;
выполнять слесарные работы в процессе ремонта оборудования;
проводить текущие ремонты водопроводной, паровой и воздушной (сжатого воздуха) магистралей и охладительных устройств;
участвовать в остановке и пуске доменной печи;
осуществлять плановую и аварийную остановку технологического оборудования;
пользоваться измерительными инструментами;
выполнять слесарные работы в процессе ремонта оборудования;
контролировать качество ремонта машин;
применять безопасные приемы при обслуживании технологического оборудования, машин и механизмов доменного производства и управлении ими;
выявлять нарушения и экстремальные отклонения параметров безопасности производственных процессов и оборудования;
пользоваться приборами контроля воздушной среды;
оказывать первую помощь пострадавшим при несчастном случае;
пользоваться первичными средствами пожаротушения;
знать:
требования к организации и оснащению рабочего места доменщика;
порядок приема и сдачи смены;
порядок и последовательность подготовки технологического оборудования, машин и механизмов;
устройство и правила технической эксплуатации обслуживаемого оборудования;
режимы работы скрубберов, передвижных дросселей; методы и приемы задувок и выдувок печи;
закономерности влияния качества подготовки оборудования, машин и механизмов на качество готовой продукции;
правила подготовки технологического инструмента и приспособлений;
назначение, виды, устройство и принцип работы оборудования, машин и механизмов;
правила технической эксплуатации оборудования и машин;
бирочную систему подключения и отключения оборудования, машин и механизмов;
назначение, устройство и расположение управляющей и регулирующей аппаратуры пультов управления, систем связи и сигнализации;
причины расстройства хода печи и способы его предупреждения и устранения;
причины выхода из строя охладительных устройств;
причины возникновения неисправностей в работе технологического оборудования, машин и механизмов, способы их предупреждения;
виды и свойства смазочных материалов;
порядок смазки машин;
измерительный инструмент, требования, предъявляемые к нему;
виды технического обслуживания технологического оборудования и машин доменного производства;
порядок вывода в ремонт и приема из ремонта технологического оборудования и машин;
основные слесарные операции;
слесарный инструмент, требования, предъявляемые к нему;
правила обращения со слесарным инструментом;
опасные и вредные факторы, воздействующие на работника в условиях сталеплавильного производства;
газоопасные и опасные места в сталеплавильных производствах;
законодательные и нормативные документы, гарантирующие безопасные и здоровые условия труда;
виды инструктажей по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
методы и средства обеспечения безопасности при обслуживании технологического оборудования, машин и механизмов доменного производства и управлении ими;
меры безопасности при работе с газами и во время обслуживания газового оборудования;
правила ликвидации аварий;
правила оказания первой помощи;
правила пользования огнетушителями.
|
МДК.02.01. Управление и эксплуатация технологического и подъемно-транспортного оборудования доменного производства
|
ОК 1 - 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
|
||
МДК.02.02. Слесарное дело и стропальное дело
|
|||||
МДК.02.03. Охрана труда и промышленная безопасность
|
|||||
ФК.00
|
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
80
|
40
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 2.3
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
|
216
|
144
|
|||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
|
1080
|
720
|
|||
УП.00
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
18 нед./38 нед.
|
648/1368
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
2 нед./3 нед.
|
|||
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
|
20 нед.
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
18 нед./38 нед.
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
2 нед./3 нед.
|
Каникулы
|
2 нед.
|
Итого
|
43 нед./65 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 4 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
безопасности жизнедеятельности;
технической механики;
электротехники;
материаловедения;
охраны труда;
основ экономики;
технологии доменного производства.
Лаборатории:
автоматизации технологических процессов;
технологии и оборудования металлургического производства.
Мастерские:
слесарно-механическая.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.