МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 753

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
250401.02 СТАНОЧНИК-ОБРАБОТЧИК

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 250401.02 Станочник-обработчик.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2010 г N 477 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 250401.02 Станочник-обработчик" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2010 г., регистрационный N 17657).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 753

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
250401.02 СТАНОЧНИК-ОБРАБОТЧИК

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 250401.02 Станочник-обработчик для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 250401.02 Станочник-обработчик имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 250401.02 Станочник-обработчик в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) <1>
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
среднее общее образование
Станочник-распиловщик
Станочник ребросклеивающего станка
Станочник кромкофуговального станка
Станочник усовочного станка
10 мес.
основное общее образование
2 года 5 мес. <3>

--------------------------------

<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:

станочник-распиловщик - станочник кромкофуговального станка;

станочник усовочного станка - станочник кромкофуговального станка;

станочник ребросклеивающего станка - станочник кромкофуговального станка.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение операций по обработке древесины и материалов на основе древесины на деревообрабатывающих станках с использованием технологических процессов производственных организаций.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

деревообрабатывающие станки: круглопильные, ленточнопильные, усовочные, ребросклеивающие, кромкофуговальные;

материалы: заготовки из древесины и материалов на основе древесины;

нормативно-техническая документация;

наладочный, контрольно-измерительный инструмент;

приспособления, оснастка деревообрабатывающих станков.

4.3. Обучающийся по профессии 250401.02 Станочник-обработчик готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Раскрой пиломатериалов на распиловочных станках.

4.3.2. Ведение процесса усования фанеры на усовочном станке.

4.3.3. Фугование кромок лущеного и строганого шпона.

4.3.4. Склеивание прифугованных и неприрубленных кусков шпона в листы заданных размеров.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Раскрой пиломатериалов на распиловочных станках.

ПК 1.1. Обеспечивать непрерывность технологического процесса продольного и поперечного раскроя пиломатериалов.

ПК 1.2. Осуществлять контроль качества раскроя пиломатериалов.

ПК 1.3. Выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса раскроя пиломатериалов.

5.2.2. Ведение процесса усования фанеры на усовочном станке.

ПК 2.1. Обеспечивать непрерывность технологического процесса усования фанеры на усовочном станке.

ПК 2.2. Осуществлять контроль качества усования фанеры.

ПК 2.3. Выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса усования фанеры.

5.2.3. Фугование кромок лущеного и строганого шпона.

ПК 3.1. Обеспечивать непрерывность технологического процесса фугования кромок шпона на кромкофуговальных станках.

ПК 3.2. Осуществлять контроль качества фугования кромок шпона.

ПК 3.3. Выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса фугования кромок на кромкофуговальных станках.

5.2.4. Склеивание прифугованных и неприрубленных кусков шпона в листы заданных размеров.

ПК 4.1. Обеспечивать непрерывность технологического процесса склеивания прифугованных и неприрубленных кусков шпона.

ПК 4.2. Осуществлять контроль качества склеивания кусков шпона.

ПК 4.3. Выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса склеивания кусков шпона.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00
Общепрофессиональный учебный цикл
392
268
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
определять виды резания;
определять характер стружки;
определять угловые и линейные параметры резца;
подбирать инструмент по виду работ;
определять качество подготовки инструмента к работе;
определять виды брака, причины возникновения и способы его устранения;
знать:
виды резания;
понятие о резце и его характеристиках;
понятие о резании станочным дереворежущим инструментом;
узловые и линейные параметры режущего элемента (лезвия);
зависимость производительности и качества обработки от правильной подготовки и установки инструмента;
факторы, влияющие на резание;
виды и назначение станочного дереворежущего инструмента общего назначения;
классификацию и назначение специального режущего инструмента;
требования к инструменту, материалы для изготовления инструмента;
способы установки инструмента в станок
ОП.01. Основы резания древесины
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
объяснять все явления, сопровождающие действия электрического тока;
составлять электрические и магнитные цепи;
применять оборудование с электроприводом;
подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками;
знать:
названия электротехнических приборов и электротехнических машин, устройство, область их применения;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
буквенные обозначения электрических величин;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами
ОП.02. Электротехника
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
читать и оформлять чертежи, схемы и графики;
применять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;
пользоваться необходимой справочной литературой;
пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;
выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежам и определять годность заданных действительных размеров;
знать:
основы черчения и геометрии;
требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
взаимозаменяемость деревянных деталей в изделиях;
допуски и посадки в деревообработке;
шероховатость обработанной поверхности;
правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;
способы выполнения рабочих чертежей и эскизов
ОП.03. Графика
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
различать породы древесины;
определять пороки древесины;
расшифровывать марки материалов;
определять основные свойства материалов по маркам;
выбирать материалы для профессиональной деятельности по их свойствам;
знать:
породы древесины;
строение древесины;
пороки древесины;
наименование, маркировку и основные свойства материалов;
виды пленочных, листовых отделочных материалов;
назначение и свойства клеев и лакокрасочных материалов
ОП.04. Материаловедение
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять и сравнивать основные формы заработной платы;
знать:
организацию производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли;
механизмы ценообразования на продукцию;
формы оплаты труда в современных условиях;
основные аспекты отрасли, организации как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
ОП.05. Экономические основы производства
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
использовать экобиозащитные материалы;
знать:
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации
ОП.06. Охрана труда
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
П.00
Профессиональный учебный цикл
462
308
ПМ.00
Профессиональные модули
462
308
ПМ.01
Раскрой пиломатериалов на распиловочных станках
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы на одно-, многопильных станках;
работы по наладке и ремонту станков группы раскроя;
уметь:
подготавливать инструмент к работе;
производить выбор и установку инструмента исходя из поставленной задачи;
выполнять регулирование дискового или балансирного ножа на толщину среза торцов в соответствии с техническими условиями на каждый ассортимент и диаметр карандашей;
производить продольный и поперечный раскрой пиломатериалов на одно-, многопильных и круглопильных станках;
формировать размеры фанерованных щитов на одно-, многопильных станках;
производить раскрой стоп строганого шпона и заготовок гнутоклееных на многопильных станках;
выполнять обрезку листовой продукции согласно спецификации и требованиям государственных стандартов и технических условий;
производить наладку станка, участвовать в его ремонте;
осуществлять контроль качества работ и организации рабочего места;
пользоваться инструкционно-технологической, справочной документацией;
знать:
устройство и правила наладки обслуживаемых станков;
технологию подготовки инструмента к работе;
органы управления станков;
технологию выполнения работ на станках;
режимы работы станков;
технические требования к качеству выполняемых работ;
назначение инструмента;
приспособления и оснастку, применяемые при выполнении работ;
дефекты обработки, причины, предупреждение;
методы и средства контроля;
правила применения контрольно-измерительных инструментов;
государственные стандарты на применяемое сырье и изготавливаемую продукцию;
безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении работ
МДК.01.01. Устройство, наладка и ремонт станков для раскроя пиломатериалов
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
МДК.01.02. Технология работ на станках группы раскроя
ПМ.02
Ведение процесса усования фанеры на усовочном станке
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы на усовочном станке;
устранению неисправностей в работе оборудования;
уметь:
подготавливать инструмент к работе;
производить выбор инструмента, исходя из поставленной задачи;
производить усование листов шпона и фанеры на усовочном станке;
подбирать стыкуемую фанеру по толщинам, размерам, текстуре, цвету;
набирать усованную фанеру в стопу с нанесением синтетического клея на оклеиваемые фаски соединения на "ус";
учитывать объемы усования фанеры;
вести журнал работы станка;
устранять мелкие неисправности в работе оборудования;
осуществлять контроль качества работ и организации рабочего места;
пользоваться инструкционно-технологической, справочной документацией;
знать:
технологию выполнения работ на станках;
органы управления станков;
приспособления и оснастку, применяемые при выполнении работ;
режимы работы станков;
дефекты обработки, причины, предупреждение;
способы обнаружения и устранения неисправностей;
методы и средства контроля;
правила применения контрольно-измерительных инструментов;
правила учета объемов усования фанеры;
государственные стандарты на применяемое сырье и изготавливаемую продукцию;
безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении работ
МДК.02.01. Устройство, наладка и ремонт усовочных станков
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
МДК.02.02. Технология работ на усовочных станках
ПМ.03
Фугование кромок лущеного и строганого шпона
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы на кромкофуговальных станках;
работы по наладке и ремонту кромкофуговальных станков;
уметь:
настраивать кромкофуговальные станки на заданный вид работы;
осуществлять регулировку станка в процессе работы;
работать слесарным наладочным инструментом;
пользоваться технической и технологической документацией;
осуществлять контроль качества изготовления деталей и организации рабочего места;
устранять дефекты обработки деталей;
выбирать рациональные приемы работы;
знать:
кинематику механизмов: основные понятия и термины;
детали машин и механизмов;
слесарный наладочный инструмент и его назначение;
устройство кромкофуговальных станков;
устройство и правила наладки обслуживаемого оборудования;
технологию настройки станков на параметры обработки деталей и режимы работы станков;
правила установки инструмента;
технологию выполнения работ на кромкофуговальных станках;
приспособления и оснастку, применяемые при выполнении работ;
дефекты обработки, причины, способы устранения;
методы и средства контроля;
технические условия на изготавливаемую продукцию;
безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении работ
МДК.03.01. Устройство, наладка и ремонт кромкофуговальных станков
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.3
МДК.03.02. Технология работ на кромкофуговальных станках
ПМ.04
Склеивание прифугованных и неприрубленных кусков шпона в листы заданных размеров
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы на ребросклеивающих станках;
работы по наладке и ремонту кромкофуговальных станков;
уметь:
склеивать прифугованные и неприрубленные куски шпона в листы заданных размеров на ребросклеивающих станках различных типов;
учитывать объемы произведенной продукции;
вести журнал работы;
устранять мелкие технические неисправности;
производить наладку и регулировку ребросклеивающего станка;
организовывать рабочее место при работе на станках в соответствии с требованиями;
знать:
технологию выполнения работ на станках;
органы управления станков;
приспособления и оснастку, применяемые при выполнении работ;
режимы работы станков;
дефекты обработки, причины, предупреждение;
методы и средства контроля;
правила применения контрольно-измерительных инструментов;
государственные стандарты на применяемое сырье и изготавливаемую продукцию;
безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении работ
МДК.04.01. Устройство, наладка и ремонт ребро склеивающих станков
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.3
МДК.04.02. Технология работ на ребросклеивающих станках
ФК.00
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся
должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00
Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
ПП.00
Производственная практика
ПА.00
Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация
1 нед.

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
    36 часов в неделю)                                              57 нед.
    промежуточная аттестация                                         3 нед.
    каникулы                                                        22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений

Кабинеты:

технологии деревообрабатывающего производства;

графики;

материаловедения;

электротехники;

охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

электротехники.

Мастерские:

механизированной обработки древесины.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.

--------------------------------

<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.