МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 705
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
130404.02 МАШИНИСТ МАШИН ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ТОРФА
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 130404.02 Машинист машин по добыче и переработке торфа.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2010 г. N 518 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 130404.02 Машинист машин по добыче и переработке торфа" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2010 г., регистрационный N 17856).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 705
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
130404.02 МАШИНИСТ МАШИН ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ТОРФА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 130404.02 Машинист машин по добыче и переработке торфа для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 130404.02 Машинист машин по добыче и переработке торфа имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 130404.02 Машинист машин по добыче и переработке торфа в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
|
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) <1>
|
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
|
среднее общее образование
|
Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа
Машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа
Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации
Машинист торфодобывающего экскаватора
|
10 мес.
|
основное общее образование
|
2 года 5 мес. <3>
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
машинист машин по добыче и переработке кускового торфа - машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа;
машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации - машинист торфодобывающего экскаватора;
машинист машин по добыче и переработке кускового торфа - машинист торфодобывающего экскаватора;
машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа - машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление машинами по добыче и переработке торфа, торфодобывающими многоковшовыми экскаваторами и другим оборудованием, осуществление технического обслуживания машин и механизмов при добыче, переработке торфа и подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
торфодобывающие машины, механизмы, приводы, транспортировочные средства, тракторы, прицепные устройства, торфодобывающие многоковшовые экскаваторы;
инструкции по эксплуатации торфодобывающих машин и механизмов;
технологии добычи и переработки торфа и подготовки торфяных месторождений к эксплуатации;
горюче-смазочные материалы;
торфяные залежи и техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии 130404.02 Машинист машин по добыче и переработке торфа готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Управление машинами по добыче кускового торфа послойно-поверхностным способом.
4.3.2. Управление тракторами и прицепным оборудованием, самоходными и пневматическими валкователями и другим оборудованием по добыче и переработке фрезерного торфа.
4.3.3. Управление самоходными машинами, тракторами с прицепным и навесным оборудованием при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.
4.3.4. Управление торфодобывающим многоковшовым экскаватором и дизельной установкой.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Управление машинами по добыче кускового торфа послойно-поверхностным способом.
ПК 1.1. Управлять машинами по добыче кускового торфа, стилочными машинами, механизмами и приводами, транспортировочными средствами при уборке и вывозке кускового торфа.
ПК 1.2. Обслуживать машины и механизмы, регулировать их отдельные узлы.
ПК 1.3. Выявлять и устранять неисправности в работе машин и механизмов.
5.2.2. Управление тракторами и прицепным оборудованием, самоходными и пневматическими валкователями и другим оборудованием по добыче и переработке фрезерного торфа.
ПК 2.1. Управлять тракторами и прицепным оборудованием, самоходными и пневматическими валкователями, саморазгружающими прессами, фрезбарабанами, машинами по обогащению торфа аммиачной жидкостью, самоходными окараванивающими машинами.
ПК 2.2. Обслуживать и регулировать машины и механизмы, применяемые при добыче и переработке фрезерного торфа.
ПК 2.3. Ремонтировать трактора, машины и механизмы, применяемые при добыче и переработке фрезерного торфа.
5.2.3. Управление самоходными машинами, тракторами с прицепным и навесным оборудованием при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.
ПК 3.1. Управлять самоходными машинами, тракторами с прицепным и навесным оборудованием при выполнении технологических операций по подготовке, ремонту и текущему содержанию площадей для добычи торфа.
ПК 3.2. Выполнять технологические операции по подготовке, ремонту и текущему содержанию площадей для добычи торфа.
ПК 3.3. Обслуживать и ремонтировать машины и механизмы, применяемые при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.
5.2.4. Управление торфодобывающим многоковшовым экскаватором и дизельной установкой.
ПК 4.1. Управлять торфодобывающим многоковшовым экскаватором и дизельной установкой, механизмами выемки, переработки и подачи торфа в бункера или электростилочные машины.
ПК 4.2. Вести технологический процесс выемки торфяной залежи, ее переработки и загрузки.
ПК 4.3. Осуществлять перегон экскаватора на другое место работы.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
|
864
|
576
|
|||
ОП.00
|
Общепрофессиональный учебный цикл
|
300
|
200
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
знать:
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем
|
ОП.01. Техническое черчение
|
ОК 2 - 5
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
|||
уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
основные законы электротехники;
типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами
|
ОП.02. Электротехника
|
ОК 2 - 5
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
|||
уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации
|
ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ
|
ОК 2 - 5
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
|||
уметь:
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
знать:
виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
законодательство в области охраны труда;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
основные источники воздействия на окружающую среду;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
права и обязанности работников в области охраны труда;
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов
|
ОП.04. Охрана труда
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
|||
уметь:
решать комплексные задачи;
разбирать типичные дорожно-транспортные ситуации с использованием технических средств обучения, макетов, стендов;
уметь подавать предупредительные сигналы рукой;
уметь правильно руководствоваться сигналами регулирования;
уметь ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие;
знать:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090;
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
техническое состояние и оборудование транспортных средств
|
ОП.05. Основы законодательства в сфере дорожного движения
|
ОК 1 - 3
ОК 6
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
40
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
484
|
336
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
484
|
336
|
||
ПМ.01
|
Управление машинами по добыче кускового торфа послойно-поверхностным способом
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
управления машинами по добыче кускового торфа;
механизмами и приводами, работающими в комплексе с торфодобывающими машинами; стилочными машинами с кузовом вместимостью 9 м3 и более; транспортировочными средствами при уборке и вывозе кускового торфа;
обслуживания машин и механизмов по добыче и переработке кускового торфа и их регулирования;
выявления и устранения неисправностей в работе экскаваторов, стилочных и малобагерных машин, добывающих машин, универсальных машин по сушке и машин для уборки кускового торфа;
уметь:
управлять стилочными машинами, машинами для сушки экскаваторного торфа, малобагерными машинами, машинами для добычи кускового торфа, машинами для уборки кускового торфа, торфяными самоходными машинами;
обслуживать и регулировать стилочные машины, универсальные машины по сушке кускового (экскаваторного) торфа, машины по добыче и переработке кускового торфа фрезформовочным способом, машины для уборки кускового торфа;
наблюдать за режимом работы обслуживаемых машин и механизмов;
выявлять дефекты в работе машин и механизмов по добыче и переработке кускового торфа;
устранять обнаруженные дефекты в работе торфодобывающих машин и механизмов;
участвовать в ремонте машин, механизмов и комплексов оборудования по добыче и переработке кускового торфа;
смазывать подшипники и трущиеся части машины;
соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии, противопожарной безопасности при управлении и обслуживании машин по добыче и переработке кускового торфа;
знать:
устройство и правила эксплуатации обслуживаемых машин и механизмов по добыче и переработке кускового торфа;
правила управления машинами, механизмами и комплексами оборудования при добыче, переработке, сушке, уборке и транспортировке кускового торфа;
технологию добычи и переработки кускового торфа, выстилки его на поля, сушки, уборки и транспортировки;
правила ведения работ по добыче, переработке, выстилке, сушке, уборке и транспортировке кускового торфа;
правила содержания и технического обслуживания машин и механизмов по добыче и переработке кускового торфа;
инструкции по техническому обслуживанию машин и механизмов и их регулированию;
рабочие параметры механизмов и машин по добыче и переработке кускового торфа и правила их регулирования;
методы и виды диагностирования машин и механизмов по добыче кускового торфа при определении неисправностей;
правила и инструкции по устранению дефектов и неисправностей в работе машин и механизмов;
виды, периодичность, объем выполняемых работ и технологию ремонта машин, механизмов и комплексов оборудования по добыче и переработке кускового торфа;
нормы расхода горюче-смазочных материалов;
охрану труда при технической эксплуатации и ремонте машин, механизмов и комплексов оборудования по добыче и переработке кускового торфа;
слесарное дело
|
МДК.01.01. Технология добычи и переработки кускового торфа
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
|
||
МДК.01.02. Техническое обслуживание и ремонт машин по добыче и переработке кускового торфа
|
|||||
ПМ.02
|
Управление тракторами и прицепным оборудованием, самоходными и пневматическими валкователями и другим оборудованием по добыче и переработке фрезерного торфа
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
управления тракторами и прицепным оборудованием, самоходными и пневматическими валкователями, самоходными и саморазгружающими прессами, фрезбарабанами, машинами по обогащению торфа аммиачной жидкостью, машинами по погрузке и рассеву минеральных удобрений, самоходными окараванивающими машинами;
обслуживания и регулирования машин и механизмов, применяемых при добыче и переработке фрезерного торфа с шириной захвата свыше 18 м, уборочных машин с бункером вместимостью до 14 м3 и тракторов с двигателем мощностью до 58,9 кВт (80 л.с.);
выявления и устранения неисправностей в работе тракторов, машин и механизмов, применяемых при добыче и переработке фрезерного торфа, планово-предупредительного ремонта;
уметь:
управлять фрезбарабанами, плоскорезами и рыхлителями; самоходными и пневматическими валкователями; самоходными саморазгружающими прессами; машинами для уборки фрезерного торфа; штабелирующими машинами; машинами по прессованию торфяной подстилки в кипы; оборудованием по механизированному отбору и усреднению проб торфа из навалов, машинами по обогащению торфа аммиачной жидкостью, самоходными окараванивающими машинами;
управлять тракторами и прицепным оборудованием при добыче и переработке фрезерного торфа;
обслуживать и регулировать рабочие механизмы обслуживаемых машин по добыче и переработке фрезерного торфа;
обслуживать трактора и прицепное оборудование при добыче и переработке фрезерного торфа;
выявлять и устранять неисправности в работе торфодобывающих машин и механизмов;
участвовать в планово-предупредительном ремонте тракторов, машин и механизмов, применяемых при добыче и переработке фрезерного торфа;
соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии, противопожарной безопасности при управлении и обслуживании машин по добыче и переработке фрезерного торфа;
знать:
устройство и технические характеристики обслуживаемых машин по добыче и переработке фрезерного торфа;
устройство и технические характеристики обслуживаемых тракторов, прицепного оборудования;
правила управления машинами по добыче и переработке фрезерного торфа;
правила ведения технологических работ при управлении тракторами и прицепным оборудованием;
правила перемещения трактора с прицепным оборудованием;
технологические схемы сушки торфа, фрезерования торфяной залежи, цикловые графики работ;
правила обслуживания машин по добыче и переработке фрезерного торфа;
предельные нагрузки прицепного оборудования;
нормы влажности убираемого торфа и подачи аммиачной воды в зависимости от циклового сбора торфа;
схему расположения, размеры штабелей фрезерного торфа и расстояния между ними;
методы и виды диагностирования машин, тракторов и оборудования при определении неисправностей;
правила и инструкции по устранению дефектов и неисправностей в работе машин и механизмов;
виды, периодичность и объем выполняемых работ;
технологию ремонта торфодобывающих машин, механизмов и комплексов оборудования;
нормы расхода горюче-смазочных материалов;
охрану труда при технической эксплуатации и ремонте торфодобывающих машин, механизмов и комплексов оборудования по добыче и переработке фрезерного торфа
|
МДК.02.01. Технология добычи и переработки фрезерного торфа
|
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
|
||
МДК.02.02. Техническое обслуживание и ремонт машин по добыче и переработке фрезерного торфа
|
|||||
ПМ.03
|
Управление самоходными машинами, тракторами с прицепным и навесным оборудованием при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
управления самоходными машинами, тракторами с прицепным и навесным оборудованием с мощностью двигателей от 44,2 кВт до 58,9 кВт (от 60 до 80 л.с.) при выполнении технологических операций по подготовке, ремонту и текущему содержанию площадей для добычи торфа;
выполнения технологических операций по подготовке, ремонту и текущему содержанию площадей для добычи торфа (валки леса и кустарника; корчевки пней; планировки и профилирования площадей, заделки дренажа; сбора пней и древесины в валы, разборки древесины из навалов; обрубки сучьев, разделки стволов, погрузки и разгрузки; вывоза грузов и материалов; рытья и прочистки канав, пожарных водоемов, засыпки каналов, канав, траншей и оврагов; производства вскрышных работ, работ по сплошному глубокому фрезерованию торфяных залежей);
обслуживания и регулирования машин и механизмов, применяемых при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации; устранения неисправностей в их работе, перемещения по ходу работы на другие участки;
уметь:
управлять тракторами с прицепным и навесным оборудованием при выполнении технологических операций по подготовке, ремонту и текущему содержанию площадей для добычи торфа;
управлять машинами для осушения торфяной залежи, для корчевки и сбора пней, погрузки и вывозки пней, для глубокого фрезерования торфяной залежи;
выполнять технологические операции по подготовке, ремонту и текущему содержанию площадей для добычи торфа (валку леса, корчевку пней, планировку и профилирование площадей, вывоз грузов и материалов, рытье и прочистку канав осушительной системы);
выполнять вскрышные работы, работы по сплошному глубокому фрезерованию торфяной залежи с одновременной укаткой с фрезерованной поверхности;
обслуживать и регулировать рабочие механизмы обслуживаемых машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
обслуживать трактора и прицепное оборудование, применяемое при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
ремонтировать трактора, машины и механизмы, применяемые при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
устранять неисправности в работе тракторов, машин и механизмов;
соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии, противопожарной безопасности при управлении и обслуживании машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
знать:
устройство и технические характеристики самоходных машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
устройство и технические характеристики обслуживаемых тракторов с прицепным и навесным оборудованием;
правила управления машинами по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
правила управления тракторами с прицепным и навесным оборудованием;
технологический процесс подготовки торфяных месторождений к эксплуатации;
технические условия и схемы производства работ по подготовке и ремонту площадей для добычи торфа;
основные технологические показатели добычи торфа;
правила содержания и технического обслуживания машин и механизмов по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
инструкции по техническому обслуживанию машин и механизмов и их регулированию;
рабочие параметры механизмов и машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации и правила их регулирования;
методы и виды диагностирования машин, тракторов и оборудования при определении неисправностей;
правила и инструкции по устранению дефектов и неисправностей в работе машин и механизмов;
виды, периодичность, объем выполняемых работ и технология ремонта машин, механизмов и комплексов оборудования по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;
нормы расхода горюче-смазочных материалов;
охрану труда при технической эксплуатации и ремонте торфодобывающих машин, механизмов и комплексов оборудования
|
МДК.03.01. Технология подготовки торфяных месторождений к эксплуатации
|
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.3
|
||
МДК.03.02. Техническое обслуживание и ремонт машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации
|
|||||
ПМ.04
|
Управление торфодобывающим многоковшовым экскаватором и дизельной установкой
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
управления торфодобывающим многоковшовым экскаватором с общей геометрической емкостью ковшей от 1,0 до 1,5 м3 и дизельной установкой; механизмами выемки, переработки и подачи торфа в бункера или электростилочные машины;
ведения технологического процесса выемки торфяной залежи на установленную глубину, ее переработки и подачи торфа в бункера или электростилочные машины;
осуществления периодической передвижки обслуживаемого экскаватора по заданной трассе для разработки очередного забоя, перегона на другое место работы;
уметь:
управлять торфодобывающими многоковшовыми экскаваторами с общей геометрической емкостью ковшей от 1,0 до 1,5 м3 и дизельной установкой;
управлять механизмами выемки, переработки и подачи торфа в бункера или электростилочные машины;
вести технологический процесс выемки торфяной залежи, ее переработки и загрузки;
выполнять выемку торфяной залежи на установленную глубину экскаватором, работающим в комплексе с бункером и одной или двумя электростилочными машинами, или оснащенным канатным транспортером;
осуществлять погрузку добытой и переработанной торфяной массы в электростилочные машины;
наблюдать за работой электростилочных машин;
обслуживать и регулировать рабочие механизмы обслуживаемых торфодобывающих экскаваторов и машин по выемке, переработке и загрузке торфяной залежи;
соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии, противопожарной безопасности при управлении и обслуживании машин по выемке, переработке и загрузке торфяной залежи;
участвовать в передвижке электростилочной машины;
передвигать обслуживаемые экскаваторы по заданной трассе для разработки очередного забоя;
перегонять экскаваторы на другое место работы; знать:
устройство обслуживаемых экскаваторов и кинематические схемы его механизмов;
технические условия и правила эксплуатации экскаваторов;
правила управления торфодобывающими многоковшовыми экскаваторами и дизельной установкой;
принцип работы обслуживаемых машин и механизмов, электрооборудования;
правила производства работ по загрузке электростилочных машин;
графики цикличности экскаваторных работ;
методы экскавации торфяной залежи в зависимости от ее типа и влажности;
режим работы обслуживаемого экскаватора с электростилочными машинами;
паспортные данные разрабатываемого карьера от глубины торфяной залежи, сечения торфяной ленты и глубины стилки;
производительность экскавации в зависимости от показателей торфяной залежи;
правила перемещения обслуживаемых машин, механизмов и установок через канавы, железные дороги и под линиями электропередач;
правила установки заземляющих устройств и разъединителей;
охрану труда при обслуживании торфодобывающих экскаваторов и машин при экскавации торфяной залежи;
электрослесарное дело
|
МДК.04.01. Технология экскавации торфяных залежей
|
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.3
|
||
МДК.04.02. Техническое обслуживание и перегон экскаваторов, машин и механизмов по экскавации торфяных залежей
|
|||||
ФК.00
|
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура"
обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
|
80
|
40
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
|
216
|
144
|
|||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
|
1080
|
720
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
19 нед.
|
684
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика
|
||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
1 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
1 нед.
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
|
20 нед.
|
Учебная практика
|
19 нед.
|
Производственная практика
|
|
Промежуточная аттестация
|
1 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
1 нед.
|
Каникулы
|
2 нед.
|
Итого
|
43 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждают ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение до ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
технического черчения;
электротехники;
технической механики;
охраны труда;
безопасности жизнедеятельности;
технологии добычи и переработки торфа;
технологии подготовки торфяных месторождений;
технологии экскавации торфяных залежей;
устройства тракторов и машин по добыче и переработке торфа;
слесарно-ремонтного дела и технического обслуживания;
Лаборатории:
тракторов;
торфодобывающих машин.
Мастерские:
слесарная;
ремонтная.
Полигоны:
трактородром.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажер управления транспортным средством.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственного языка Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1 Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.