II. Цели, задачи, виды, формы, способы и этапы проведения проверок, направления деятельности, подлежащие проверке
II. Цели, задачи, виды, формы, способы и этапы проведения
проверок, направления деятельности, подлежащие проверке
4. Проверки организуются в целях получения достоверной информации о деятельности организаций, подведомственных Министерству, в том числе при необходимости их филиалов и представительств (далее - объекты проверки).
Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности и эффективности осуществления финансовых и хозяйственных операций, иной деятельности объекта проверки, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта проверки за определенный период.
5. Основные задачи проверок:
определение соответствия деятельности объектов проверки законодательству Российской Федерации, нормативным правовым и правовым актам Министерства;
выявление нарушений и недостатков в деятельности объектов проверки, формирование рекомендаций, направленных на их устранение;
экспертный анализ, мониторинг, изучение, обобщение и распространение положительного опыта, прогрессивных форм и методов деятельности объектов проверки;
оказание методической и практической помощи в повышении эффективности деятельности объектов проверки, включая организацию ими внутреннего контроля.
6. Проверки проводятся в виде плановых и внеплановых проверок.
Плановой проверкой является проверка, включенная в сводный план проведения проверок деятельности организаций, подведомственных Министерству (далее - сводный план), формируемый на соответствующий календарный год и утверждаемый приказом Министерства.
Проверка, не включенная в сводный план, является внеплановой.
Внеплановые проверки проводятся по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также по решению Министра науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министр) на основании обращений сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, информации, поступившей из правоохранительных органов, других государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, от общественных объединений, средств массовой информации, юридических и физических лиц, указывающей на признаки нарушения объектом проверки законодательства Российской Федерации.
Внеплановая контрольная проверка может проводиться в случаях нарушения объектом проверки сроков выполнения мер по устранению и предупреждению в дальнейшей деятельности нарушений, выявленных проверкой.
Предложения о проведении внеплановых проверок докладываются Министру структурным подразделением Министерства - инициатором внеплановой проверки с предварительным согласованием указанных предложений с заместителем Министра, координирующим и контролирующим деятельность Контрольно-ревизионного департамента Министерства (далее - Департамент).
7. Проверки исходя из содержания программы проверки могут проводиться в виде комплексных, тематических и контрольных проверок.
Комплексные проверки проводятся с целью изучения, оценки состояния и результатов трех и более направлений деятельности объектов проверки.
Тематические проверки проводятся в отношении объектов проверки по отдельному направлению или вопросу деятельности объекта проверки. В отдельных случаях в рамках тематической проверки могут быть проверены два направления деятельности объекта проверки.
Контрольные проверки направлены на изучение результатов деятельности объектов проверки по устранению нарушений, выявленных в ходе комплексных или тематических проверок, и соответствующих направлений деятельности объектов проверки в последующем периоде в целях выявления фактов допущения объектами проверки аналогичных нарушений.
8. Проверки проводятся в форме выездной, документарной проверок и (или) смешанной проверки (выездной и документарной).
Проверки, проводимые по месту нахождения и (или) ведения деятельности объекта проверки, называются выездными.
Проверки, проводимые без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности объекта проверки, называются документарными.
Документарные проверки проводятся путем изучения:
информации о деятельности объекта проверки, которая содержится в государственных информационных ресурсах Российской Федерации и на официальном сайте объекта проверки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
представленных по запросам Министерства документов;
иной информации, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации располагает Министерство, в том числе отчетов о деятельности объектов проверки, документов о расходовании денежных средств и об использовании имущества.
Проверка может осуществляться сплошным или выборочным способом.
Сплошная проверка предусматривает проверку всех документов и всей совокупности действий объекта проверки, относящихся к определенному направлению деятельности (направлениям деятельности), за весь проверяемый период его деятельности.
Выборочной проверке подвергается часть действий (документов) объекта проверки, относящихся к одному вопросу программы проверки, какой-либо один вид деятельности (операций) или отдельный период деятельности объекта проверки.
При выявлении в ходе выборочной проверки нарушений и недостатков при необходимости осуществляется переход к сплошному способу проверки направления деятельности объекта проверки.
Проверка деятельности объектов проверки может включать осмотр, обследование, наблюдение, замеры, экспертизу и другие действия по контролю, которые могут также фиксироваться соответствующими справками, фото- и видеоматериалами.
9. Проверке подлежат следующие направления деятельности объектов проверок:
1) финансово-хозяйственная деятельность;
2) деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;
3) деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг;
4) научная деятельность (с привлечением ведущих ученых);
5) качество и безопасность медицинской деятельности;
6) деятельность по осуществлению бюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, включая вопросы осуществления функций и полномочий государственного заказчика;
7) соблюдение трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
8) выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
9) деятельность в области мобилизационной подготовки;
10) деятельность в области гражданской обороны;
11) деятельность по защите сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;
12) соблюдение нормативных правовых актов о противодействии коррупции.
10. Проверки включают в себя следующие этапы:
1) планирование проверки;
2) организация и проведение проверки;
3) оформление материалов по результатам проверки.
После завершения проверки Министерство осуществляет контроль за устранением объектом проверки выявленных в ходе проверки нарушений.
11. Проверки проводятся с учетом необходимости соблюдения лицами, участвующими в проверке, законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.