II. Цели, задачи, виды и формы проверок
4. Контрольные мероприятия в отношении территориальных органов Министерства и организаций, подведомственных Министерству (далее - объекты проверки), организуются в целях получения достоверной информации о деятельности и осуществляются методами проверки и ревизии.
Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, иной деятельности объекта проверки, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта проверки за определенный период.
Под ревизией понимается проверка деятельности объекта проверки, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
5. Основные задачи проверок:
определение соответствия деятельности объектов проверки законодательству Российской Федерации, нормативным правовым и правовым актам Министерства;
выявление недостатков, нарушений и упущений в деятельности объектов проверки, формирование рекомендаций, направленных на их устранение;
экспертный анализ, мониторинг, изучение, обобщение и распространение положительного опыта, прогрессивных форм и методов деятельности объектов проверки;
оказание методической и практической помощи в повышении эффективности деятельности объектов проверки, включая организацию ими внутреннего контроля.
6. Проверки проводятся в виде плановых и внеплановых проверок.
Плановой проверкой является проверка, включенная в сводный план проведения проверок деятельности территориальных органов Министерства и организаций, подведомственных Министерству (далее - сводный план), формируемый на соответствующий календарный год и утверждаемый приказом Министерства.
Проверка, не включенная в сводный план, является внеплановой.
Внеплановые проверки проводятся по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; на основании обращений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; на основании решения Министра науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министр); на основании информации, поступившей из правоохранительных органов, других государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, от общественных объединений, юридических и физических лиц, указывающей на признаки нарушения объектом проверки законодательства Российской Федерации.
Предложения о проведении внеплановых проверок докладываются Министру с предварительным согласованием указанных предложений с заместителем Министра, координирующим и курирующим деятельность Департамента контрольно-ревизионной деятельности и аудита (далее - Департамент),
Предложения о внеплановых проверках, проводимых территориальными органами Министерства, согласовываются заместителем Министра, координирующим и курирующим деятельность Департамента.
7. Проверки проводятся в форме выездной, документарной проверок и (или) смешанной проверки (выездной и документарной).
Проверки, проводимые по месту нахождения и (или) ведения деятельности объекта проверки, называются выездными.
Проверки, проводимые без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности объекта проверки, называются документарными.
Документарные проверки проводятся путем изучения:
представленных по запросам Министерства (территориального органа Министерства) документов;
иных документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации располагает Министерство, в том числе отчетов о деятельности объектов проверки, документов о расходовании денежных средств и об использовании имущества.
Проверка может осуществляться сплошным или выборочным способом.
Сплошная проверка предусматривает проверку всех документов и всей совокупности действий объекта проверки, относящихся к определенному направлению деятельности (направлениям деятельности), за весь проверяемый период его деятельности.
Выборочной проверке подвергается часть действий (документов) объекта проверки, относящихся к одному вопросу программы проверки, какой-либо один вид деятельности (операций) или отдельный период деятельности объекта проверки.
При выявлении в ходе выборочной проверки нарушений, злоупотреблений и недостатков, при необходимости, осуществляется переход к сплошному методу проверки участка деятельности объекта проверки.
Проверка деятельности объектов проверки может включать осмотр, обследование, наблюдение, замеры, экспертизу и другие действия по контролю, которые могут также фиксироваться соответствующими справками, фото- и видеоматериалами.
8. Проверки могут быть комплексными, тематическими и контрольными.
Комплексные проверки проводятся с целью изучения, оценки состояния и результатов трех и более направлений деятельности объектов проверки.
Направления деятельности, подлежащие включению в проект распоряжения о проведении комплексной проверки, определяются структурным подразделением Министерства (территориального органа Министерства), ответственным за проведение комплексной проверки, на основании сводного плана (для плановых проверок), анализа и мониторинга деятельности объекта проверки, решения Министра по проведению внеплановых проверок.
Тематические проверки проводятся в отношении объектов проверки по отдельному направлению или вопросу деятельности объекта проверки, В отдельных случаях в рамках тематической проверки могут быть проверены два направления деятельности объекта проверки.
Контрольные проверки направлены на изучение результатов деятельности объектов проверки по устранению нарушений, выявленных в ходе комплексных или тематических проверок, в том числе, с выборочной проверкой, при необходимости, документов последующего периода в части учета в них фактов устранения ранее выявленных нарушений.
Комплексная проверка проводится комиссией в составе не менее трех человек. Тематическая или контрольная проверка проводится комиссией в составе не менее трех человек или контрольной группой в составе не менее двух человек.
При проведении территориальными органами Министерства проверок при отсутствии специалистов по проверке отдельных направлений деятельности возможно включение в состав комиссии (контрольной группы) по проведению проверки сотрудников центрального аппарата Министерства,
В необходимых случаях для участия в проверках Министерством (территориальным органом Министерства) могут быть привлечены эксперты, а при проверке научной деятельности - ведущие ученые, в том числе являющиеся сотрудниками организаций, подведомственных Министерству.
9. Проверке подлежат следующие направления деятельности объектов проверок:
1) финансово-хозяйственная деятельность;
2) деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;
3) деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг;
4) деятельность в области гражданской обороны;
5) научная деятельность (с привлечением ведущих ученых);
6) деятельность в области мобилизационной подготовки;
7) деятельность по осуществлению бюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, включая вопросы осуществления функций и полномочий государственного заказчика;
8) выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
9) соблюдение трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
10) деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну;
11) качество и безопасность медицинской деятельности.
Проверки, указанные в подпунктах 1 - 9 настоящего пункта, проводятся центральным аппаратом Министерства и территориальными органами Министерства в отношении организаций, подведомственных Министерству.
Проверки, указанные в подпунктах 1 - 4, 7 - 9 настоящего пункта проводятся центральным аппаратом Министерства в отношении территориальных органов Министерства.
Проверки, указанные в подпунктах 10 и 11 настоящего пункта, проводятся исключительно центральным аппаратом Министерства в отношении организаций, подведомственных Министерству.
10. Проверки по отдельным направлениям деятельности в отношении объектов проверки проводятся в соответствии с положениями (порядками, регламентами), утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проверки проводятся с учетом необходимости соблюдения лицами, участвующими в проверке, законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны,
11. Контрольные мероприятия включают в себя следующие этапы:
1) планирование проверки;
2) проведение проверки;
3) оформление материалов по результатам проверки;
4) устранение выявленных нарушений объектом проверки и реализация оформленных материалов проверки.