МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 сентября 2005 г. N 245
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И НАХОДЯЩИХСЯ В ЕГО ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ АГЕНТСТВ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794" приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий прилагаемое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Фридлянова В.Н.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Утверждено
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 26 сентября 2005 г. N 245
Согласовано
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
Р.Х.ЦАЛИКОВ
23 августа 2005 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И НАХОДЯЩИХСЯ В ЕГО ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ АГЕНТСТВ
1. Положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств (далее - функциональной подсистемы Минобрнауки России) в условиях повседневной деятельности, с введением режимов повышенной готовности и в чрезвычайной ситуации.
2. Функциональная подсистема Минобрнауки России осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794" и настоящим Положением.
3. Функциональная подсистема Минобрнауки России предназначена для организации и обеспечения работы органов управления образованием, учреждений и организаций образования и науки, сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России в условиях повседневной деятельности, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, а также возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
4. Функциональная подсистема Минобрнауки России включает функциональные подсистемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Роспатента, Роснауки и Рособразования.
5. Основными задачами функциональной подсистемы Минобрнауки России являются:
участие в выработке государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разработке и совершенствовании обеспечивающих ее практическую реализацию в сфере деятельности Минобрнауки России законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования образовательных и иных учреждений и организаций;
разработка, ввод в действие и обеспечение практической реализации ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и порядок планирования, проведения, взаимодействия и обеспечения защиты и повышения устойчивости функционирования в сфере деятельности Минобрнауки России в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение поддержания в готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация, правовое регулирование и контроль за проведением мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России;
координация работы подведомственных Минобрнауки России федеральных служб и федеральных агентств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
организация обучения учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
организация проведения научных исследований в областях защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности жизнедеятельности;
организация и обеспечение подготовки и повышения квалификации руководящего состава и работников органов управления образованием, учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
организация и обеспечение работ по созданию в сфере деятельности Минобрнауки России локальных систем контроля за состоянием потенциально опасных объектов, повышению надежности их функционирования;
организация и обеспечение создания в сфере деятельности Минобрнауки России страхового фонда технической документации для потенциально опасных объектов и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление контроля над соблюдением обучающимися и работниками образовательных и иных учреждений и организаций в сфере деятельности Минобрнауки России установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами исполнительной власти;
обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся и работников образовательных и иных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации.
6. Функциональная подсистема Минобрнауки России включает: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования), резервы финансовых и материальных ресурсов, средства связи и оповещения, информационно-аналитический центр, образовательные учреждения повышения квалификации.
7. Координационными органами функциональной подсистемы Минобрнауки России являются:
на федеральном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минобрнауки России и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств (Роспатента, Роснауки, Рособразования);
на региональном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных органов управления образованием;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, научных и иных организаций.
8. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России в соответствии с их компетенцией являются:
разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
координация деятельности органов управления функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минобрнауки России;
обеспечение согласованности действий Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки, Рособразования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных и иных организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
рассмотрение вопросов о привлечении дополнительных сил и средств к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Минобрнауки России являются:
на федеральном уровне - структурные подразделения Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки, Рособразования, специально уполномоченные для решения в сферах их деятельности задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций;
на региональном уровне - структурные подразделения (работники) в органах управления образованием субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные для решения в сферах их деятельности задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций;
на муниципальном уровне - структурные подразделения (работники) муниципальных органов управления образованием, специально уполномоченные для решения в сферах их деятельности задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне - штабы гражданской обороны или работники образовательных учреждений, научных и иных организаций, специально уполномоченные для решения задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций.
10. Органами повседневного управления в функциональной подсистеме Минобрнауки России и в функциональных подсистемах подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств являются секретариаты (службы ответственных дежурных) Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки и Рособразования, дежурные службы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений, научных и иных организаций.
11. Органы повседневного управления функциональной подсистемы Минобрнауки России оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию.
12. На постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы Минобрнауки России возлагаются:
а) в режиме повседневной деятельности:
организация мероприятий по изучению состояния окружающей среды и прогнозированию чрезвычайных ситуаций, организация взаимодействия с органами управления МЧС России;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
участие в разработке и реализации целевых и научно-технических программ и мер в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности в пределах своей компетенции;
координация деятельности функциональных подсистем Роспатента, Роснауки и Рособразования;
подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях органов управления образованием, работников и обучающихся образовательных учреждений, научных и иных организаций;
пропаганда знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации обучающихся и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций, органов управления ими, а также материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства должностных лиц Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки и Рособразования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений, научных и иных организаций;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления функциональной подсистемы Минобрнауки России данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования подведомственных органов управления, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
приведение при необходимости нештатных формирований образовательных учреждений, научных и иных организаций в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий в своих сферах деятельности;
оповещение руководителей Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки и Рособразования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений, научных и иных организаций о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите органов управления образованием, образовательных учреждений, научных и иных организаций от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий нештатных формирований образовательных учреждений, научных и иных организаций, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечение при необходимости в установленном порядке формирований МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях своей сферы деятельности;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов повседневного управления и должностных лиц Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки и Рособразования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений, научных и иных организаций;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников и обучающихся образовательных учреждений, научных и иных организаций в чрезвычайных ситуациях.
13. В состав сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России входят:
на федеральном уровне - нештатные формирования Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки и Рособразования;
на региональном и муниципальном уровнях - силы и средства, определяемые решениями соответствующих руководителей;
на объектовом уровне:
в образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, научных и иных организациях - нештатные формирования;
в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - нештатные формирования и добровольные общественные студенческие спасательные отряды.
14. Руководство деятельностью нештатных формирований и добровольных общественных студенческих спасательных отрядов осуществляют в установленном порядке соответствующие органы управления функциональной подсистемы Минобрнауки России.
15. Подготовка работников органов управления функциональной подсистемы Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки, Рособразования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных и иных организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности организуется в центрах комплексной безопасности и повышения квалификации руководителей и специалистов мобилизационного профиля, гражданской обороны и преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" Минобрнауки России, а также в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
16. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляется с использованием информационно-аналитического центра безопасности и жизнедеятельности Московского педагогического государственного университета (МГПУ).
Сроки и формы представления информации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в функциональной подсистеме Минобрнауки России устанавливаются руководством Минобрнауки России.
17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций функциональная подсистема Минобрнауки России функционирует в режиме повседневной деятельности.
С угрозой возникновения или возникновением чрезвычайных ситуаций для соответствующих органов управления, нештатных формирований и добровольных общественных студенческих спасательных отрядов могут устанавливаться решениями Министра образования и науки Российской Федерации, руководителей Роспатента, Роснауки и Рособразования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов исполнительной власти, руководителей образовательных учреждений, научных или иных организаций один из режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышения готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, муниципальных органов исполнительной власти и организаций.
18. Решениями Министра образования и науки Российской Федерации, руководителей Роспатента, Роснауки и Рособразования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов исполнительной власти, руководителей образовательных учреждений, научных или иных организаций о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы Минобрнауки России режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты обучающихся и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
19. Для выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются силы и средства (формирования) образовательных учреждений, научных или иных организаций, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территориях которых возможна чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке привлекаются силы и средства взаимодействующих органов исполнительной власти и муниципальных органов исполнительной власти.
20. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения Минобрнауки России составляет реестр потенциально опасных объектов с повышенной степенью риска и осуществляет планирование действий в рамках функциональной подсистемы Минобрнауки России.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования всех имеющихся сил и средств.
21. На каждом уровне функциональной подсистемы Минобрнауки России для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов:
ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов из средств Минобрнауки России и находящихся в его ведении Роспатента, Роснауки и Рособразования;
резерв финансовых и материальных ресурсов органов управления образованием субъектов Российской Федерации из средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
резерв финансовых и материальных ресурсов муниципальных органов управления образованием из средств местных бюджетов;
резерв финансовых и материальных ресурсов из средств образовательных учреждений и организаций, научных и иных организаций.
Порядок создания, использования резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок осуществления контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
22. Финансирование функциональной подсистемы Минобрнауки России осуществляется из бюджетов Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки и Рособразования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств образовательных учреждений, научных и других организаций.
Финансирование целевых программ по защите от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования образовательных учреждений, научных и иных организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется из средств образовательных учреждений, научных и иных организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, из бюджетов Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки, Рособразования а также страховых фондов и других источников
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.