XI. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XI. Порядок работы с обращениями
граждан и организаций, прием граждан

11.1. В Министерстве подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности Министерства, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронного документа или устного личного обращения к уполномоченному должностному лицу во время приема граждан.

Заместители Министра, руководители структурных подразделений Министерства и руководители территориальных органов Министерства несут персональную ответственность за всестороннее, объективное и своевременное рассмотрение обращений, поступающих в Министерство и его территориальные органы.

При необходимости орган государственной власти, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.

Порядок предоставления гражданам информации по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается в соответствии с разделом XIV Регламента.

11.2. Работа с обращениями граждан ведется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <25>.

--------------------------------

<25> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2018, N 53, ст. 8454.

Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в Министерство.

Поступившие в Министерство обращения граждан и ходатайства в их поддержку в зависимости от содержания направляются Административным департаментом Министру (заместителю Министра) либо руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства.

Поступившие в Министерство обращения граждан могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы Министерства, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Министерства, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа заявителю.

Обращения граждан, содержащие обжалование актов (приказов, распоряжений) Министерства, направляются соответствующим структурным подразделениям Министерства, в том числе в Юридический департамент, для рассмотрения и подготовки ответа.

Ответ заявителю дается Министром, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), руководителем (заместителем руководителя) соответствующего структурного подразделения Министерства или иным должностным лицом, уполномоченным приказом Министерства, с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения граждан рассматриваются в Министерстве в течение 30 календарных дней с даты их регистрации, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен Министром либо уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 календарных дней, с одновременным информированием заявителя.

11.3. В случае если в письменном обращении гражданина не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях граждан содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение гражданина, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 календарных дней с даты регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Министерство при получении обращения гражданина, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.

В случае если текст письменного обращения гражданина не поддается прочтению, ответ на данное обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с компетенцией, о чем в течение 7 календарных дней сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если текст письменного обращения гражданина не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 календарных дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр либо уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и прежние обращения направлялись в Министерство. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении гражданина вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса и в связи с недопустимостью разглашения указанных сведении <26>.

--------------------------------

<26> Статья 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2017, N 49, ст. 7327).

11.4. Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляется Министерством по обращениям граждан в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях руководители структурных подразделений Министерства или заместители Министра информируют об этом заявителей.

В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию Министерства, руководители структурных подразделений Министерства (заместители руководителей или уполномоченные должностные лица), заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей) направляют такие обращения в течение 7 календарных дней с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращения, о переадресации обращений, за исключением случая, когда текст обращения не поддается прочтению.

В случае если решение поставленных в обращении гражданина вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 календарных дней с даты его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

Министерство при направлении обращения гражданина на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения, в том числе в электронной форме.

Министерство по направленному запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение гражданина, обязано в течение 15 календарных дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок их предоставления.

11.5. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены по существу все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

11.6. Министр обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан, в том числе анализ следующих данных:

а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;

б) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан Министерством в пределах его полномочий;

в) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

г) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

Руководители структурных подразделений Министерства организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования.

11.7. По итогам каждого года Административный департамент обобщает результаты анализа обращений граждан и представляет проект соответствующего доклада Министру для последующего направления в Правительство Российской Федерации.

11.8. Поступившие на имя Министра обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Министерстве и Регламента, докладываются Министру его заместителями, руководителями структурных подразделений Министерства с представлением заключений структурных подразделений Министерства, определенных Министром, в том числе при необходимости Юридического департамента, в течение 10 календарных дней.

Поступившие на имя Министра обращения организаций, содержащие жалобы на результаты рассмотрения ранее поступивших в Министерство обращений этих организаций, направляются для рассмотрения и подготовки ответа соответствующим заместителям Министра, руководителям структурных подразделений Министерства.

11.9. Для приема обращений граждан в форме электронных документов (Интернет-обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для ответа на них, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Основание для отказа в рассмотрении Интернет-обращения указаны в пункте 11.3 Регламента.

Основанием для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо оснований, указанных в пункте 11.3 Регламента, также может являться:

а) указание автором недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа;

б) поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;

в) некорректность содержания электронного сообщения;

г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

В случае если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется в Министерстве как с письменным обращением.

11.10. Ответ на обращение гражданина, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ответ на обращение гражданина направляется адресату за подписью Министра, заместителя Министра, руководителя структурного подразделения Министерства, заместителя руководителя структурного подразделения Министерства, иного должностного лица, уполномоченного приказом Министерства.

11.11. Личный прием граждан в Министерстве проводится заместителями Министра, руководителями структурных подразделений Министерства, их заместителями и иными уполномоченными должностными лицами в соответствии с графиком приема граждан, утвержденным приказом Министерства, в специально оборудованных помещениях с соблюдением мер безопасности.

Личный прием граждан Министром осуществляется в Приемной Правительства Российской Федерации.

Информация о месте личного приема граждан, а также об установленных для него днях и часах размещается на официальных сайтах Министерства и его территориальных органов.

Личный прием граждан руководителями, заместителями руководителей и уполномоченными должностными лицами территориальных органов Министерства осуществляется в соответствии с графиками приема граждан, утвержденными приказами территориальных органов Министерства.

В случае если во время личного приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение в соответствующие структурные подразделения Министерства.

В случае если поставленные гражданином во время личного приема вопросы не входят в компетенцию Министерства, ему разъясняется порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.