V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Предрейсовые медицинские осмотры водителей (мастеров производственного обучения и обучающихся) организуются и проводятся организацией, осуществляющей образовательную деятельность с привлечением работников здравоохранения.
На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
5.2. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
5.3. Информационно-методические условия реализации Примерной программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
5.4. Материально-технические условия реализации Примерной программы.
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).
Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать защиту персональных данных.
Перечень учебного оборудования
Таблица 12
Наименование учебного оборудования
|
Единица измерения
|
Количество
|
Оборудование
|
||
Тяговый двигатель в разрезе и в сборе
|
комплект
|
1
|
Элементы колесной пары и подрезиненного колеса в разрезе в сборе с тормозными механизмами и фрагментом карданной передачи
|
комплект
|
1
|
Элементы тележек трамвайных вагонов
|
комплект
|
1
|
Токоприемник в сборе
|
комплект
|
1
|
Комплект деталей мотор-компрессора
|
комплект
|
1
|
Комплект деталей электромеханического (пневматического) дверного привода
|
комплект
|
1
|
Комплект деталей электрооборудования:
|
комплект
|
1
|
- фрагмент аккумуляторной батареи в разрезе;
|
||
- генератор (ТЗУ, БПН) в разрезе;
|
||
- комплект ламп освещения;
|
||
- пусковые и тормозные реостаты;
|
||
- контроллеры;
|
||
- контакторы и реле;
|
||
Комплект деталей тормозной системы:
|
комплект
|
1
|
- механический привод или электромагнитный привод (соленоид);
|
||
- тормозные краны и цилиндры (камеры);
|
||
- тормозная колодка.
|
||
Оборудование и технические средства обучения
|
||
Аппаратно-программный комплекс (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя <1>
|
комплект
|
|
Компьютер с соответствующим программным обеспечением
|
комплект
|
1
|
Мультимедийный проектор
|
комплект
|
1
|
Экран (монитор, электронная доска)
|
комплект
|
1
|
Магнитная доска со схемой населенного пункта <2>
|
комплект
|
1
|
Учебно-наглядные пособия <3>
|
||
Устройство трамвайных вагонов и их оборудование
|
||
Схемы устройства и работы систем и механизмов трамвая
|
шт.
|
1
|
Схемы цепей управления
|
шт.
|
1
|
Силовые (тяговые) и вспомогательные высоковольтные цепи
|
шт.
|
1
|
Схема работы барабанно-колодочного (дискового) тормоза с электромагнитным (соленоидным), пневматическим или электрическим приводом
|
шт.
|
1
|
Электробезопасность
|
шт.
|
1
|
Аппараты защиты силовой цепи
|
шт.
|
1
|
Устройство и работа электромагнитного рельсового тормоза
|
шт.
|
1
|
Основы законодательства в сфере дорожного движения
|
||
Дорожные знаки
|
комплект
|
1
|
Дорожная разметка
|
комплект
|
1
|
Опознавательные и регистрационные знаки
|
шт.
|
1
|
Средства регулирования дорожного движения
|
шт.
|
1
|
Сигналы регулировщика
|
шт.
|
1
|
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
|
шт.
|
1
|
Проезд перекрестков
|
шт.
|
1
|
Проезд пешеходных переходов
|
шт.
|
1
|
Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
|
шт.
|
1
|
Ответственность за правонарушения в области дорожного движения
|
шт.
|
1
|
Страхование автогражданской ответственности
|
шт.
|
1
|
Последовательность действий при ДТП
|
шт.
|
1
|
Основы безопасного управления транспортным средством
|
||
Сложные дорожные условия
|
шт.
|
1
|
Виды и причины ДТП
|
шт.
|
1
|
Типичные опасные ситуации
|
шт.
|
1
|
Сложные метеоусловия
|
шт.
|
1
|
Движение в темное время суток
|
шт.
|
1
|
Тормозной и остановочный путь
|
шт.
|
1
|
Действия водителя в критических ситуациях
|
шт.
|
1
|
Силы, действующие на транспортное средство
|
шт.
|
1
|
Профессиональная надежность водителя
|
шт.
|
1
|
Влияние дорожных условий на безопасность движения
|
шт.
|
1
|
Безопасность пассажиров транспортных средств
|
шт.
|
1
|
Безопасность пешеходов и велосипедистов
|
шт.
|
1
|
Типичные ошибки пешеходов
|
шт.
|
1
|
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД
|
шт.
|
1
|
Информационные материалы
|
||
Информационный стенд
|
||
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"
|
шт.
|
1
|
Копия лицензии с соответствующим приложением
|
шт.
|
1
|
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "Tm"
|
шт.
|
1
|
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "Tm", согласованная с Госавтоинспекцией
|
шт.
|
1
|
шт.
|
1
|
|
Учебный план
|
шт.
|
1
|
Календарный учебный график (на каждую учебную группу)
|
шт.
|
1
|
Расписание занятий (на каждую учебную группу)
|
шт.
|
1
|
График учебного вождения (на каждую учебную группу)
|
шт.
|
1
|
Книга жалоб и предложений
|
шт.
|
1
|
Адрес официального сайта в сети "Интернет"
|
--------------------------------
<1> Необходимость применения АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
<2> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
<3> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
Перечень материалов по предмету "Первая помощь
при дорожно-транспортном происшествии"
Таблица 13
Наименование учебных материалов
|
Единица измерения
|
Количество
|
Оборудование
|
||
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
|
комплект
|
1
|
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
|
комплект
|
1
|
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей
|
комплект
|
1
|
Расходный материал для тренажеров (заносные лицевые маски, запасные "дыхательные пути", шляпы с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких)
|
комплект
|
20
|
Мотоциклетный шлем
|
штук
|
1
|
Расходные материалы
|
||
Аптечка первой помощи (автомобильная)
|
комплект
|
8
|
Табельные средства для оказания первой помощи.
|
комплект
|
1
|
Устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения - жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины).
Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь)
|
||
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства
|
комплект
|
1
|
Учебно-наглядные пособия <1>
|
||
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей
|
комплект
|
18
|
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
|
комплект
|
1
|
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме
|
комплект
|
1
|
Технические средства обучения
|
||
Компьютер с соответствующим программным обеспечением
|
комплект
|
1
|
Мультимедийный проектор
|
комплект
|
1
|
Экран (электронная доска)
|
комплект
|
1
|
Магнитно-маркерная доска
|
комплект
|
1
|
--------------------------------
<1> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов.
Условия реализации Примерной программы составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".