III. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

3.1. Специальный цикл Примерной программы.

3.1.1. Учебный предмет "Устройство транспортных средств подкатегории "C1E" как объектов управления".

Таблица 2

Техническое обслуживание прицепов
Подготовка автопоезда к движению <1>

--------------------------------

<1> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.

3.1.1.1. Устройство транспортных средств.

Общее устройство прицепов: классификация прицепов; краткие технические характеристики прицепов категории О3, общее устройство прицепа, виды подвесок, применяемых на прицепах, назначение и устройство рабочей тормозной системы прицепа, электрооборудование прицепа, назначение и устройство узла сцепки, способы фиксации страховочных тросов (цепей), неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация прицепа.

3.1.1.2. Техническое обслуживание.

Техническое обслуживание прицепов: виды и периодичность технического обслуживания прицепов, контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание прицепов, подготовка прицепа к техническому осмотру.

Подготовка автопоезда к движению: проверка наличия смазки в механизме узла сцепки, проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес, проверка надежности соединения страховочных тросов (цепей), проверка работы внешних световых приборов прицепа.

3.1.2. Учебный предмет "Основы управления транспортными средствами подкатегории "C1E".

Таблица 3

Количество часов
Всего
В том числе
Теоретические занятия
Практические занятия
Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях
Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях
Итого

Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях: причины возникновения поперечных колебаний прицепа во время движения автопоезда; управление автопоездом при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; управление автопоездом при обгоне, опережении и встречном разъезде; маневрирование автопоездом в ограниченном пространстве; управление автопоездом при движении задним ходом; предотвращение "складывания" автопоезда при движении задним ходом; обеспечение безопасности при движении автопоезда задним ходом; особенности управления автопоездом в горной местности, на крутых подъемах и спусках; особенности управления автопоездом при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); перевозка грузов в прицепах различного назначения; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления автопоездом в зависимости от характеристик перевозимого груза; особенности управления автоцистерной. Решение ситуационных задач.

Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях: причины ухудшения курсовой устойчивости и "складывания" автопоезда при торможении; причины возникновения заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача по предотвращению и прекращению заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача при превышении безопасной скорости на входе автопоезда в поворот. Решение ситуационных задач.

3.1.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств подкатегории "C1E" (для транспортных средств с механической трансмиссией).

Таблица 4

Количество часов практического обучения
Первоначальное обучение вождению
Приемы управления автопоездом
Управление транспортным средством подкатегории "C1E" в ограниченных проездах
Итого по разделу
Обучение вождению в условиях дорожного движения
Вождение по учебным маршрутам <1>

--------------------------------

<1> Для выполнения задания организацией, осуществляющей образовательную деятельность, разрабатываются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.

3.1.3.1. Первоначальное обучение вождению.

Приемы управления автопоездом: подготовка к выезду, сцепка автопоезда, проверка технического состояния автопоезда, начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения; начало движения, движение с поворотами направо, налево и разворотом для движения в обратном направлении; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, расцепка автопоезда.

Управление автопоездом в ограниченных проездах: повороты налево и направо на 90 градусов при ограниченной ширине полосы движения (при движении вперед); начало движения задним ходом, въезд в "габаритный коридор" с поворотом на 90 градусов направо (налево), движение в "габаритном коридоре", подъезд задним бортом к имитатору погрузочной платформы (ряду стоек), остановка перед имитатором погрузочной платформы, выезд из "габаритного коридора" передним ходом в сторону, противоположную въезду в "габаритный коридор", остановка, начало движения задним ходом; проезд перекрестка и железнодорожного переезда; развороты без применения и с применением заднего хода; начало движения задним ходом, движение по прямой в "габаритном коридоре" задним ходом, остановка, начало движения передним ходом, движение по прямой в "габаритном коридоре" передним ходом, остановка.

3.1.3.2. Обучение вождению в условиях дорожного движения.

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении.