МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 октября 2014 г. N 1363
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
54.02.08 ТЕХНИКА И ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 291 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100118 Техника и искусство фотографии" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2010 г., регистрационный N 17271).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 27 октября 2014 г. N 1363
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
54.02.08 ТЕХНИКА И ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Фототехник
|
1 год 10 месяцев
|
основное общее образование
|
2 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Фотохудожник
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО и ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов лиц с ограниченным возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение групповых и индивидуальных, студийных, внестудийных съемок, фотографий для производственных, полиграфических, коммерческих, художественных, рекламных, прикладных целей, выполнение высокотехнологичных действий в области получения фотографических изображений, руководство коллективами фотоорганизаций.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
фотографические изображения;
фотографическое оборудование (съемочное, осветительное, лабораторное)
фотографические технологии, в том числе инновационные;
услуги в области фотографии;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Фототехник готовится к следующим видам деятельности.
4.3.1. Фотосъемка различных жанров (видов).
4.3.2. Управление фотоорганизаций и ее подразделением.
4.3.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.4. Фотохудожник готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Создание произведений фотографического искусства.
4.4.2. Управление подразделением фотоорганизации и предпринимательская деятельность в области фотографии.
4.4.3. Создание фоторекламы.
4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Фототехник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Фототехник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Фотосъемка различных жанров (видов).
ПК 1.1. Выполнять студийную портретную фотосъемку.
ПК 1.2. Выполнять фотосъемку пейзажа, архитектуры, в том числе методами панорамной съемки.
ПК 1.3. Выполнять фотосъемку интерьера и портрета в интерьере.
ПК 1.4. Выполнять репортажную фотосъемку (событийную, свадебную, спортивную, театральную, концертную).
5.2.2. Управление фотоорганизацией и ее подразделением.
ПК 2.1. Организовывать, планировать и координировать деятельность фотоорганизации или ее подразделения в соответствии с правилами техники безопасности и нормами охраны труда, в том числе внедряя инновационные технологии.
ПК 2.2. Организовывать продвижение услуг и работу с потребителями.
ПК 2.3. Анализировать и оценивать результаты, контролировать рациональное использование ресурсов, качество и эффективность деятельности в области фотографии.
5.2.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Фотохудожник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Фотохудожник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности.
5.4.1. Создание произведений фотографического искусства.
ПК 1.1. Выполнять художественную фотосъемку пейзажа и архитектуры.
ПК 1.2. Выполнять репортажную, в том числе жанровую фотосъемку.
ПК 1.3. Выполнять художественную натюрмортную фотосъемку.
ПК 1.4. Выполнять художественное портретирование в павильоне.
ПК 1.5. Создавать художественные фотографические изображения аналоговыми и цифровыми методами, в том числе методами специальной химико-фотографической и компьютерной обработки.
5.4.2. Управление подразделением фотоорганизации и предпринимательская деятельность в области фотографии.
ПК 2.1. Организовывать, планировать и координировать деятельность фотоорганизации или ее подразделения в соответствии с правилами техники безопасности и нормами охраны труда, в том числе внедряя инновационные технологии.
ПК 2.2. Организовывать продвижение услуг и работу с потребителями.
ПК 2.3. Анализировать и оценивать результаты, контролировать рациональное использование ресурсов, качество и эффективность деятельности в области фотографии.
ПК 2.4. Определять необходимость и проводить маркетинговые исследования рынка фотоуслуг.
ПК 2.5. Разрабатывать бизнес-план (план предпринимательской операции) в сфере фотоуслуг и фотопроизводства.
5.4.3. Создание фоторекламы.
ПК 3.1. Выполнять рекламную фотосъемку.
ПК 3.2. Выполнять съемку фотомоделей.
5.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
2214
|
1476
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
|
492
|
328
|
||
В результате изучения обязательной части учебного
цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
116
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
232
|
116
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
138
|
92
|
||
В результате изучения обязательной части учебного
цикла обучающийся должен:
уметь:
использовать в профессиональной деятельности системное, прикладное программное обеспечение, мультимедийные и коммуникационные технологии;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных компьютеров;
базовые системные программные продукты и универсальные пакеты прикладных программ;
состав, функции и возможности использования информационных, мультимедийных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
основные технологии создания и продвижения сайтов;
|
ЕН.01. Информатика и информационные технологии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
1584
|
1056
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
696
|
464
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
|
ОП.01. История изобразительного искусства
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4
|
|||
уметь:
применять знания по истории изобразительного искусства для решения творческих задач фотосъемки различных видов;
знать:
историю изобразительного искусства и его роль в различные исторические периоды в разных странах мира;
основные виды, жанры, стили и направления изобразительного искусства;
выдающиеся произведения мирового искусства;
|
|||||
уметь:
выполнять графические и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, интерьера, пейзажа, портрета и фигуры человека с натуры и по воображению;
знать:
основы пластической анатомии человека;
основы рисунка и графического искусства;
основные законы и средства рисунка и графических композиций;
технические приемы рисунка;
|
ОП.02. Рисунок с основами пластической анатомии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4
|
|||
уметь:
выполнять оцифровку негативных и позитивных материалов;
применять основные графические форматы для записи и хранения цифровых изображений;
выполнять обработку и конвертацию цифровых фотографических изображений в формате RAW;
применять технологии растровой графики для обработки цифровых изображений;
выполнять цифровую ретушь и коррекцию фотографических изображений;
готовить цифровые изображения для вывода на печать;
|
ОП.03. Компьютерные технологии в фотографии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4
|
|||
знать:
состав компьютерного оборудования для профессиональной обработки цифровых изображений;
форматы графических файлов, технологии организации графической информации, применяемые в фотографии;
программные средства обработки цифровых изображений;
основы цветоведения и информационные основы управления цветом;
технологии работы в программе растровой графики;
технологии коррекции визуального качества цифровых фотоизображений;
технологии вывода цифровых изображений на печать;
|
|||||
уметь:
пользоваться фотоаппаратурой и фотооборудованием для осуществления фотосъемки;
определять экспонометрические и иные параметры фотосъемки;
определять границы кадрового пространства;
производить химико-фотографическую обработку черно-белых и цветных фотоматериалов;
выполнять ручную черно-белую печать;
проводить сенситометрические исследования фотоматериалов;
контролировать качество выполняемых работ;
знать:
историю развития фотографии;
виды, устройство и принципы работы фотографической аппаратуры (аналоговой и цифровой) и фотооборудования;
принципы получения фотографического изображения (аналогового и цифрового);
виды и строение светочувствительных фотоматериалов и их свойства;
основы химико-фотографических процессов;
технологии фотографических процессов;
основы сенситометрии;
основные принципы фотосъемки (аналоговой и цифровой), компоновки кадрового пространства;
виды фотосъемки и их особенности;
|
ОП.04. Общий курс фотографии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3
|
|||
уметь:
осуществлять профессиональную деятельность в области фотографии согласно требованиям норм охраны труда и правилам техники безопасности;
знать:
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организациях;
особенности обеспечения безопасных условий труда в профессиональной деятельности в области фотографии, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в фотоорганизациях;
|
ОП.05. Охрана труда
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.3
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
888
|
592
|
||
ПМ.01
|
Фотосъемка различных жанров (видов)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
фотосъемки различных жанров (видов);
уметь:
выбирать технику и технологию фотосъемки в зависимости от жанра (вида) фотографии;
выбирать точку съемки по высоте, направлению, в зависимости от освещения при фотографировании вне павильона;
осуществлять подбор фотоаппаратуры и фотооборудования в зависимости от вида съемки;
компоновать кадр в соответствии с законами композиции;
работать со светом: анализировать освещение и устанавливать свет в зависимости от вида съемки;
выполнять студийную или выездную фотосъемку для портфолио заказчика, формировать портфолио и выполнять техническую и художественную подготовку перед выводом на печать;
знать:
особенности и методику фотосъемки различных жанров (видов);
законы фотокомпозиции;
технологию постановки освещения в фотопавильоне и вне фотопавильона;
виды и принципы работы осветительных приборов;
принципы подбора фотоаппаратуры и фотооборудования для фотосъемки различных жанров (видов);
психологию общения с потребителями услуг в области фотографии.
|
МДК.01.01. Техника и технология фотосъемки
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4
|
||
ПМ.02
|
Управление фотоорганизацией или ее подразделением
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения работ по заказам населения;
анализа планирования производственной деятельности и сбыта, производственной структуры, системы управления качеством;
уметь:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции;
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законодательством и правилами обслуживания населения;
рассчитывать основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
разрабатывать бизнес-план;
знать:
основы маркетинга;
основы менеджмента;
основы управления персоналом;
структуру рынка услуг в области фотографии и основные аспекты его развития в условиях рыночной экономики;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения субъектов профессиональной деятельности в области фотографии;
правила обслуживания населения, способы и формы оказания услуг населению в области фотографии;
основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в области фотографии;
объекты и субъекты предпринимательства, содержание и формы предпринимательской деятельности;
организацию производственного и технологического процессов;
основные технико-экономические показатели и методику их расчетов;
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы фотоорганизации, показатели их эффективности;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги) в области фотографии, формы оплаты труда в современных условиях;
организацию управления качеством продукции фотоорганизации;
методику разработки бизнес-плана.
|
МДК.02.01. Экономика и управление фотоорганизацией
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.3
|
||
ПМ.03
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
918
|
612
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
3132
|
2088
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
12 нед.
|
432
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
3 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
58 нед.
|
Учебная практика
|
12 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
3 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
12 нед.
|
Итого
|
95 нед.
|
Таблица 5
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3618
|
2412
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
786
|
524
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
48
|
ОГСЭ.03. Психология общения
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.2,
3.1 - 3.5
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
190
|
ОГСЭ.04. Иностранный язык
|
ОК 1 - 9
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
380
|
190
|
ОГСЭ.05. Физическая культура
|
ОК 2, 3, 6
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
152
|
102
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
использовать в профессиональной деятельности системное, прикладное программное обеспечение, мультимедийные и коммуникационные технологии;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных компьютеров;
базовые системные программные продукты и универсальные пакеты прикладных программ;
состав, функции и возможности использования информационных, мультимедийных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
основные технологии создания и продвижения сайтов.
|
ЕН.01. Информатика и информационные технологии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.2,
3.1 - 3.5
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2680
|
1786
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
748
|
498
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
применять знания по истории изобразительного искусства для решения творческих задач фотосъемки различных видов;
знать:
историю изобразительного искусства и его роль в различные исторические периоды в разных странах мира;
основные виды, жанры, стили и направления изобразительного искусства;
выдающиеся произведения мирового искусства;
|
ОП.01. История изобразительного искусства
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.2
|
|||
уметь:
выполнять графические и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, интерьера, пейзажа, портрета и фигуры человека с натуры и по воображению;
выполнять эскизы натюрморта, пейзажа, портрета, многофигурных композиций и рекламных проектов в различных стилевых и технических решениях;
знать:
основы рисунка и графического искусства;
основы пластической анатомии человека;
основные законы и художественно-выразительные средства рисунка и графических композиций;
технические приемы рисунка и образного решения художественной графики и дизайна;
основы условно-графической стилизации изображений;
|
ОП.02. Рисунок с основами графики и дизайна
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.2
|
|||
уметь:
осуществлять профессиональную деятельность в области фотографии согласно требованиям норм охраны труда и правилам техники безопасности;
знать:
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
особенности обеспечения безопасных условий труда в профессиональной деятельности в области фотографии, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в фотоорганизациях;
|
ОП.03. Охрана труда
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.2,
3.1 - 3.5
|
|||
уметь:
применять основные графические форматы для записи и хранения цифровых изображений;
выполнять обработку и конвертацию цифровых фотографических изображений в формате RAW;
применять технологии растровой графики для обработки цифровых изображений;
выполнять цифровую ретушь и коррекцию фотографических изображений;
выбирать компьютерные технологии обработки цифровых фотоизображений в зависимости от их назначения;
готовить цифровые изображения для вывода на печать;
знать:
состав компьютерного оборудования для профессиональной обработки цифровых изображений;
форматы графических файлов, технологии организации графической информации, применяемые в фотографии;
программные средства обработки цифровых изображений;
основы цветоведения и информационные технологии управления цветом;
технологии работы в программе растровой графики;
технологии коррекции визуального качества цифровых фотоизображений;
творческие технологии компьютерной обработки цифровых изображений;
технологии вывода цифровых изображений на печать;
|
ОП.04. Компьютерные технологии в фотографии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.2
|
|||
уметь:
пользоваться фотоаппаратурой и фотооборудованием для осуществления фотосъемки;
определять экспонометрические и иные параметры фотосъемки;
определять границы кадрового пространства;
производить химико-фотографическую обработку черно-белых и цветных фотоматериалов;
выполнять ручную черно-белую печать;
проводить сенситометрические исследования фотоматериалов;
контролировать качество выполняемых работ;
знать:
историю развития фотографии;
виды, устройство и принципы работы фотографической аппаратуры (аналоговой и цифровой) и фотооборудования;
принципы получения фотографического изображения (аналогового и цифрового);
виды и строение светочувствительных фотоматериалов и их свойства;
основы химико-фотографических процессов;
технологии фотографических процессов;
основы сенситометрии;
основные принципы фотосъемки (аналоговой и цифровой), компоновки кадрового пространства;
виды фотосъемки и их особенности;
|
ОП.05. Общий курс фотографии
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.2
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.2,
3.1 - 3.5
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1932
|
1288
|
||
ПМ.01
|
Создание произведений фотографического искусства
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения фотосъемки различных жанров (видов);
уметь:
профессионально владеть осветительным
оборудованием и фотосъемочной аппаратурой;
выбирать методы и приемы фотосъемки в зависимости от художественного замысла;
выполнять художественную фоторетушь;
выполнять фотосъемку аналоговыми фотокамерами, в том числе с применением специальных фотофильтров;
применять творческие методы в процессе фотосъемки, фотопечати и обработки фотоматериалов для решения художественных задач;
выбирать технологии компьютерной обработки фотографических изображений для решения творческих задач;
знать:
законы композиции и выразительные средства фотографии;
осветительное и фотосъемочное оборудование;
разнообразные методы и приемы освещения для различных видов художественной фотографии;
в совершенстве технологию художественной фотосъемки;
особенности технологий аналоговой и цифровой фотосъемки;
черно-белые и цветные фотохимические процессы;
творческие методы фотопечати;
методы специальной химико-фотографической обработки;
бессеребряные способы получения фотографических изображений;
технологии художественной ретуши;
компьютерные технологии творческой обработки цифровых фотоизображений.
|
МДК.01.01. Художественная фотография
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5
|
||
МДК.01.02. Творческие методы фотографии
|
|||||
ПМ.02
|
Управление подразделением фотоорганизации и предпринимательская деятельность в области фотографии
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения работ по заказам населения;
анализа планирования производственной деятельности и сбыта, производственной структуры, системы управления качеством;
уметь:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции;
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законодательством и правилами обслуживания населения;
рассчитывать основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
определять необходимость и целесообразность проведения маркетингового исследования;
проводить маркетинговые исследования;
разрабатывать бизнес-план фотоорганизации;
знать:
основы маркетинга, рекламы и связи с общественностью;
основы управления персоналом;
понятие "маркетинговое исследование", условия эффективности маркетинговых исследований, процесс маркетингового исследования и содержание его этапов;
маркетинг товаров и услуг, анализ конкурентоспособности товара и фирмы;
менеджмент, производственный менеджмент;
экономику фотопроизводства;
нормы трудового и хозяйственного законодательства;
аспекты финансового планирования;
методики расчета основных показателей финансово-экономической деятельности;
порядок разработки и содержание разделов бизнес-плана.
|
МДК.02.01. Экономика и управление фотоорганизацией
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
|
||
МДК.02.02. Бизнес-планирование
|
|||||
ПМ.03
|
Создание фоторекламы
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения фотосъемки для рекламных задач;
уметь:
компоновать предметные композиции в соответствии с рекламными задачами;
выбирать необходимое осветительное и фотосъемочное оборудование в соответствии с рекламной задачей;
выбирать фотографические методы и приемы в зависимости от рекламной задачи;
использовать колорит в рекламной фотографии;
работать с фотомоделью в процессе фотосъемок в зависимости от поставленной рекламной задачи;
выполнять съемку фотомоделей и формировать портфолио;
выбирать компьютерные технологии для обработки рекламных фотоизображений;
знать:
основные функции, цели и задачи рекламы, классификацию рекламы, способы ее распространения, факторы воздействия на потребителя;
особенности фотографических технологий в рекламе, использования образа фотомодели для решения рекламных задач;
законодательство в сфере рекламы;
законы композиции и выразительные средства фотографии;
психологию цвета и закономерности использования цветовых сочетаний;
оборудование для рекламной фотографии (специальное световое оборудование, оборудование предметных столов, форматные, карданные фотокамеры, в том числе цифровые);
технологию работы с импульсным освещением;
правила освещения предметных композиций в рекламе;
методы и приемы выявления фактуры фотографируемых предметов;
компьютерные технологии подготовки фотоизображений для рекламных целей и макетирования рекламных изданий.
|
МДК.03.01. Рекламная фотография
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1, 3.2
|
||
ПМ.04
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1512
|
1008
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
5130
|
3420
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
14 нед.
|
504
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.5,
3.1, 3.2
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
Таблица 6
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
95 нед.
|
Учебная практика
|
14 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
Каникулы
|
23 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; 2001, N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149, N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736, N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329, ст. 2331, N 23, ст. 2869, N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
рисунка и истории изобразительного искусства;
охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
общего курса фотографии;
экономики организации и бизнес-планирования.
Лаборатории:
информатики и информационных технологий;
компьютерных технологий в фотографии;
художественной фотографии, техники и технологии фотосъемки;
технологии обработки фотоматериалов;
фотокомпозиции и рекламной фотографии;
фоторетуши.
Мастерские:
фотопавильон с фотолабораторией.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических заданий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности 54.02.08
Техника и искусство фотографии
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
(ОК 016-94)
|
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
|
1
|
2
|
19460
|
Фотограф
|
19468
|
Фотолаборант
|