МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 сентября 2016 г. N 1157
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 55.05.04 ПРОДЮСЕРСТВО
(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 55.05.04 Продюсерство (уровень специалитета).
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 2046 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 074301 Продюсерство (квалификация (степень) "специалист")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 марта 2011 г., регистрационный N 20054);
пункт 38 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "специалист", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 сентября 2016 г. N 1157
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
55.05.04 ПРОДЮСЕРСТВО
(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 55.05.04 Продюсерство (далее соответственно - программа специалитета, специальность).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета в очно-заочной или заочной формах обучения, реализуемый за один учебный год, определяется организацией самостоятельно;
при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, устанавливается не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком, получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
создание в процессе художественно-творческой и производственной работы аудиовизуального произведения, спектакля, представления, концертной программы и их реализацию;
руководящую работу в кино- телеорганизациях, в организациях исполнительских искусств.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
аудиовизуальные произведения;
аудиовизуальные отображения, порождаемые компьютерными программами;
телевизионные программы и радиопрограммы;
произведения различных видов театрального и смежных видов исполнительских искусств;
зрительская аудитория;
творческие коллективы кино-, теле-, видеоорганизаций и организаций исполнительских искусств;
материальные и технические средства, используемые при создании аудиовизуальных произведений, спектаклей (концертных программ, цирковых представлений и номеров).
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
художественно-творческая;
организационно-управленческая;
педагогическая.
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация N 1 "Продюсер кино и телевидения";
специализация N 2 "Линейный продюсер";
специализация N 3 "Продюсер теле- и радиопрограмм";
специализация N 4 "Продюсер мультимедиа";
специализация N 5 "Продюсер исполнительских искусств".
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
художественно-творческая деятельность:
инициирование творческих идей художественных проектов в области кинематографии и телевидения;
соучастие с авторами аудиовизуальных произведений в разработке творческо-постановочной концепции кино- и телепроекта, оптимальной тактики его подготовки и реализации;
осуществление экспертной оценки художественных достоинств и зрительского потенциала кино- и телепроекта;
предоставление квалифицированной оценки творческим проектным инициативам творческих работников, в том числе, кинодраматургов, режиссеров-постановщиков, композиторов, кинооператоров, звукорежиссеров, артистов;
руководство и реализация художественных проектов в аудиовизуальной сфере;
демонстрирование интеллектуального стремления к знаниям и потенциал к продолжению художественной и творческой деятельности;
соучастие с авторами аудиовизуального произведения и продюсером фильма в разработке творческо-постановочной концепции кино- и телепроекта, оптимальной тактики проведения предподготовительных, подготовительных, съемочных и монтажно-тонировочных работ;
вырабатывание оптимальных методов реализации принятых продюсером творческой концепции и постановочного проекта создания фильма;
предоставление квалифицированной оценки творческо-производственным решениям, предлагаемым режиссером-постановщиком, кинооператором и художником-постановщиком на этапах подготовки режиссерского сценария и постановочного проекта создания фильма;
инициирование творческих идей художественных проектов создания телевизионных и радиопрограмм;
обоснование целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, окупаемость и прибыльность;
изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов;
осуществление выбора форм и методов рекламы в средствах массовой информации, ее текстового, цветового и музыкального оформления;
предоставление квалифицированной оценки творческим проектным инициативам творческих работников, в том числе, редакторов, драматургов, режиссеров;
руководство и реализация программ в сфере телевидения и радиовещания;
интеллектуальное стремление к знаниям и развитие потенциала к продолжению художественной и творческой деятельности;
инициация творческих идей художественных проектов в области создания мультимедиа (интерактивное художественное пространство);
соучастие с режиссерами, художниками, кинооператорами, фотографами, звукорежиссерами, композиторами в разработке творческо-постановочной концепции проекта создания мультимедиа-программы;
объединение и направление творчества режиссеров, художников компьютерной графики и анимации, реализуя весь спектр творческих и производственно-технических возможностей компьютерных технологий;
инициирование творческих идей художественных проектов в области исполнительских искусств, предоставление квалифицированной оценки творческим проектным инициативам творческих работников, в том числе, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, артистов, авторов драматических и музыкальных произведений и реализация художественных проектов в сфере исполнительских искусств;
соучастие с постановщиками в разработке концепции проекта, оптимальной тактики его подготовки и реализации;
организационно-управленческая деятельность:
организация и обеспечение творческо-постановочный и технологический подготовки, съемок, монтажа и звукового оформления аудиовизуального произведения, а также его продвижение в кино- и телеаудиторию;
осуществление руководства над процессом создания и реализации творческих проектов в аудиовизуальной сфере;
использование в процессе создания аудиовизуального произведения всего спектра творческо-постановочных и технических возможностей экранных технологий;
осуществление общей координационной работы над кино- и телепроектом;
организация и направление творческо-производственной деятельности работников основного и вспомогательного составов съемочной группы;
обеспечение производственно-технологического обслуживания съемочного и монтажно-тонировочного периодов;
использование в процессе создания аудиовизуального произведения всего спектра творческо-постановочных и технических возможностей экранных технологий;
организация и обеспечение творческо-производственных и технологических процессов подготовки и создания теле- и радиопрограмм;
организация финансирования проектов теле- и радиопрограмм и их продвижение в средствах массовой информации;
разработка планов реализации проектов теле- и радиопрограмм, определение путей и методов их выполнения;
участие в подборе кадров для осуществления проектов и обеспечения их рациональной расстановки;
координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;
организация выполнения комплекса работ в процессе внедрения проектов, обеспечивая их необходимыми средствами;
принятие мер по эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, соблюдению режима их экономии, осуществляет контроль за их использованием в процессе подготовки и внедрения проектов;
организация работы по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов теле- и радиопрограмм;
организация и обеспечение творческо-постановочный и технологический процессы подготовки и производства мультимедиа-программ, а также их реализацию;
осуществление руководства процессом создания и реализации творческих проектов в сфере мультимедиа;
использование в процессе создания мультимедиа-программ весь спектр творческо-постановочных и технических возможностей экранных и компьютерных технологий;
обеспечение реализации творческих проектов финансово и организационно, обеспечение и контроль уровня технологических процессов создания спектакля (концертной программы, циркового представления);
осуществление руководством процессом создания и реализации творческих проектов в области исполнительских искусств;
при исполнении обязанностей руководителя организации исполнительских искусств осуществляет руководство всей творческо-производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью;
педагогическая деятельность:
преподавание основ мастерства продюсерской профессии и смежных с ними дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
развитие у обучающихся самостоятельности, независимого мнения, способности к самообучению на протяжении всей творческой карьеры, сознательного отношения к своей профессиональной деятельности, художественного вкуса.
преподавание основ продюсерства теле- и радиопрограмм и смежных с ними дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в соответствии со специализациями:
специализация N 1 "Продюсер кино и телевидения":
соучастие с авторами аудиовизуального произведения в разработке творческо-постановочной концепции кино- и телепроекта, оптимальной тактики его подготовки и реализации;
осуществление экспертной оценки художественных достоинств и зрительского потенциала кино- и телепроекта, предоставление квалифицированной оценки творческим проектным инициативам творческих работников, в том числе, кинодраматургов, режиссеров-постановщиков, композиторов, кинооператоров, звукорежиссеров, артистов;
руководство и реализация художественных проектов в аудиовизуальной сфере;
организация и обеспечение творческо-постановочный и технологический процессов подготовки, съемок, монтажа и звукового оформления аудиовизуального произведения, а также его продвижение в кино- и телеаудиторию;
владение знаниями технологии кино-, телепроизводства, используемой в этом процессе техники, способностью определять постановочную сложность кино- и телепроекта, его сметную стоимость и источники ресурсного обеспечения создания и реализации проекта;
использование в процессе создания аудиовизуального произведения весь спектр творческо-постановочных и технических возможностей экранных технологий;
осуществление руководства процессом создания и реализации творческих проектов в аудиовизуальной сфере, вырабатывать оптимальную тактику проката и рекламы аудиовизуального произведения, объединение и направление творческо-производственную, деятельность авторов аудиовизуального произведения и других его создателей;
готовность к исполнению обязанностей руководителя подразделения и руководителя кино-, теле-, видеостудии, продюсерской компании;
специализация N 2 "Линейный продюсер":
соучастие с автором аудиовизуального произведения и продюсером фильма в разработке творческо-постановочной концепции кино- и телепроекта, оптимальной тактики проведения предподготовительных, подготовительных, съемочных и монтажно-тонировочных работ;
выработка и реализация оптимальных методов реализации принятых продюсером творческой концепции и постановочного проекта создания фильма;
квалифицированное оценивание творческо-производственных решений, предлагаемым режиссером-постановщиком, кинооператором и художником-постановщиком на этапах подготовки режиссерского сценария и постановочного проекта создания фильма;
осуществление общей координации работы над кино- и телепроектом с момента подготовки к съемкам;
организация и направление творческо-производственной деятельности работников основного и вспомогательного составов съемочной группы;
обеспечивание производственно-технологическое обслуживание съемочного и монтажно-тонировочного периодов, используя в процессе создания аудиовизуального произведения весь спектр творческо-постановочных и технических возможностей экранных технологий;
специализация N 3 "Продюсер теле- и радиопрограмм":
инициирование творческих идей художественных проектов создания теле- и радиопрограмм;
обосновывание целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, окупаемость и прибыльность;
владение знаниями организации творческого процесса и технологии создания телевизионных и радиопрограмм, возможностей технических средств телерадиовещания;
осуществление выбора наиболее эффективных форм и методов рекламы в средствах массовой информации, ее текстового, цветового и музыкального оформления;
квалифицированное оценивание творческих проектных инициатива редакторов, драматургов, режиссеров и других творческих работников в сфере производства теле- и радиопрограмм;
осуществление руководства производством и реализацией теле- и радиопрограмм;
обеспечивание финансирования проектов телевизионных и радиопрограмм и их продвижение в средствах массовой информации;
специализация N 4 "Продюсер мультимедиа":
соучастие с творческими работниками в разработке творческо-постановочной концепции проекта создания мультимедиа-программ, в том числе с режиссерами, художниками, кинооператорами, фотографами, звукорежиссерами, композиторами;
объединение и направление творчества режиссеров и художников компьютерной графики и анимации и творческих работников, реализуя весь спектр возможностей компьютерных технологий;
владение знаниями технологии фильмопроизводства, программного обеспечения и аппаратных средств мультимедиа, основ компьютерной графики и анимации, компьютерных музыкальных технологий и звукового дизайна мультимедиа-программ;
определение постановочной сложности проекта создания мультимедиа-программы, его сметную стоимость и источники ресурсного обеспечения;
организация и обеспечивание творческо-постановочной и технологической процессов подготовки и производства мультимедиа-программ, а также их реализацию;
осуществления руководства процессом создания и реализации творческих проектов в сфере мультимедиа, используя весь спектр творческо-постановочных и технических возможностей экранных и компьютерных технологий;
специализации N 5 "Продюсер исполнительских искусств":
квалифицированное оценивание творческих проектных инициатив режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, артистов, авторов драматических и музыкальных произведений, творческих работников и реализация художественных проектов в сфере исполнительских искусств;
творческое взаимодействие с постановщиками (режиссером, дирижером, балетмейстером, художниками) на всех этапах разработки концепции, подготовки и реализации проекта;
владение знаниями сценической техники, технологии подготовки новых постановок (концертных программ), а также способами проката репертуара;
определение оценки постановочной сложности спектакля (проекта) и его сметной стоимости, оценивание степени возможного риска, определение источника финансирования, принятие решений по наиболее рациональному использованию ресурсов, определению различных вариантов маркетинговой стратегии в зависимости от характера проекта;
объединение и направление творческо-производственной деятельности постановочной группы, артистов, менеджеров и технических исполнителей, как на этапе подготовки проекта, так и в процессе проката репертуара, решать организационно-творческие проблемы в целях создания наиболее благоприятных условий для творческого процесса;
исполнение обязанностей руководителя подразделения или руководителя (художественного руководителя) организации исполнительских искусств (проекта) в целом: формирование репертуар, осуществление подбор кадров, осуществление руководства всей деятельностью организации (проектом).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владением методами экономической оценки художественных проектов, интеллектуального труда (ОПК-1);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОПК-2);
способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, оказывать помощь работникам (ОПК-3);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей профессиональной деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в первую очередь в сфере художественного творчества (ОПК-4);
пониманием значимости своей будущей специальности, стремлением к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ОПК-5);
способностью самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового качества (ОПК-6);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОПК-7);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-8);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-9);
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
художественно-творческая деятельность:
владением знаниями основ продюсерства (ПК-1);
способностью инициировать творческие идеи художественных проектов (ПК-2);
способностью применять для решения творческих замыслов знания общих основ теории искусств, закономерности развития и специфику выразительных средств различных видов искусств (ПК-3);
умением анализировать произведения литературы и искусства, выстраивать взаимоотношения с авторами (правообладателями) литературных, музыкальных и других произведений, используя при этом знания, как в области искусства, так и в сфере авторского права (ПК-4);
организационно-управленческая деятельность:
владением знаниями основ управления, организации и экономики в сфере культуры, предпринимательства и маркетинга (ПК-5);
способностью руководить творческим коллективом (ПК-6);
преподавательская деятельность:
способностью осуществлять в рамках своей профессиональной деятельности учебную (преподавательскую) работу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-7).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:
специализация N 1 "Продюсер кино и телевидения":
готовностью соучаствовать с авторами аудиовизуального произведения в разработке творческо-постановочной концепции кино- и телепроекта, оптимальной тактики его подготовки и реализации (ПСК-1.1);
готовностью осуществлять экспертную оценку художественных достоинств и зрительского потенциала кино- и телепроекта, давать квалифицированную оценку творческим проектным инициативам кинодраматургов, режиссеров-постановщиков, композиторов, кинооператоров, звукорежиссеров, артистов, других творческих работников и брать на себя руководство и ответственность за реализацию художественных проектов в аудиовизуальной сфере (ПСК-1.2);
способностью организовывать и обеспечивать творческо-постановочный и технологический процессы подготовки, съемок, монтажа и звукового оформления аудиовизуального произведения, а также его продвижение в кино- и телеаудиторию (ПСК-1.3);
владением знаниями технологии кино-, телепроизводства, используемой в этом процессе техники, способностью определять постановочную сложность кино- и телепроекта, его сметную стоимость и источники ресурсного обеспечения создания и реализации проекта (ПСК-1.4);
способностью использовать в процессе создания аудиовизуального произведения весь спектр творческо-постановочных и технических возможностей экранных технологий (ПСК-1.5);
способностью осуществлять руководство процессом создания и реализации творческих проектов в аудиовизуальной сфере, вырабатывать оптимальную тактику проката и рекламы аудиовизуального произведения, объединять и направлять творческо-производственную деятельность авторов аудиовизуального произведения и других его создателей (ПСК-1.6);
готовностью к исполнению обязанностей руководителя подразделения и руководителя кино-, теле-, видеостудии, продюсерской компании (ПСК-1.7);
специализация N 2 "Линейный продюсер":
готовностью соучаствовать с автором аудиовизуального произведения и продюсером фильма в разработке творческо-постановочной концепции кино- и телепроекта, оптимальной тактики проведения предподготовительных, подготовительных, съемочных и монтажно-тонировочных работ (ПСК-2.1);
способностью вырабатывать и реализовывать оптимальные методы реализации принятых продюсером творческой концепции и постановочного проекта создания фильма (ПСК-2.2);
способностью давать квалифицированную оценку творческо-производственным решениям, предлагаемым режиссером-постановщиком, кинооператором и художником-постановщиком на этапах подготовки режиссерского сценария и постановочного проекта создания фильма (ПСК-2.3);
готовностью осуществлять общую координацию работы над кино- и телепроектом с момента подготовки к съемкам до завершения постпроизводства (ПСК-2.4);
способностью организовывать и направлять творческо-производственную деятельность работников основного и вспомогательного составов съемочной группы (ПСК-2.5);
способностью обеспечивать производственно-технологическое обслуживание съемочного и монтажно-тонировочного периодов, используя в процессе создания аудиовизуального произведения весь спектр творческо-постановочных и технических возможностей экранных технологий (ПСК-2.6);
специализация N 3 "Продюсер телевизионных и радиопрограмм":
способностью инициировать творческие идеи художественных проектов создания теле- и радиопрограмм (ПСК-3.1);
способностью обосновывать целесообразность осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, окупаемость и прибыльность (ПСК-3.2);
владение знаниями организации творческого процесса и технологии создания теле- и радиопрограмм, возможностей технических средств телерадиовещания (ПСК-3.3);
способностью осуществлять выбор наиболее эффективных форм и методов рекламы в средствах массовой информации, ее текстового, цветового и музыкального оформления (ПСК-3.4);
способностью давать квалифицированную оценку творческим проектным инициативам редакторов, драматургов, режиссеров и других творческих работников в сфере производства теле- и радиопрограмм (ПСК-3.5);
готовностью брать на себя ответственность и осуществлять руководство производством и реализацией телевизионных и радиопрограмм (ПСК-3.6);
способностью обеспечивать финансирование проектов телевизионных и радиопрограмм и их продвижение в средствах массовой информации (ПСК-3.7);
специализация N 4 "Продюсер мультимедиа":
готовностью совместно с творческими работниками, в том числе с режиссерами, художниками, кинооператорами, фотографами, звукорежиссерами, композиторами участвовать в разработке творческо-постановочной концепции проекта создания мультимедиа-программ (ПСК-4.1);
способностью объединять и направлять творчество режиссеров и художников компьютерной графики и анимации и других работников, реализуя весь спектр возможностей компьютерных технологий (ПСК-4.2);
владением знаниями технологии фильмопроизводства, программного обеспечения и аппаратных средств мультимедиа, основ компьютерной графики и анимации, компьютерных музыкальных технологий и звукового дизайна мультимедиа-программ (ПСК-4.3);
способностью определять постановочную сложность проекта создания мультимедиа-программы, его сметную стоимость и источники ресурсного обеспечения (ПСК-4.4);
способностью организовывать и обеспечивать творческо-постановочный и технологический процессы подготовки и производства мультимедиа-программ, а также их реализацию (ПСК-4.5);
готовностью осуществлять руководство процессом создания и реализации творческих проектов в сфере мультимедиа, используя весь спектр творческо-постановочных и технических возможностей экранных и компьютерных технологий (ПСК-4.6);
специализации N 5 "Продюсер исполнительских искусств":
способностью давать квалифицированную оценку творческим проектным инициативам творческих работников, в том числе, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, артистов, авторов драматических и музыкальных произведений и брать на себя ответственность за реализацию художественных проектов в сфере исполнительских искусств (ПСК-5.1);
готовностью к творческому взаимодействию с постановщиками (режиссером, дирижером, балетмейстером, художниками) на всех этапах разработки концепции, подготовки и реализации проекта (ПСК-5.2);
владение знаниями сценической техники, технологии подготовки новых постановок (концертных программ), а также способами проката репертуара (ПСК-5.3);
способностью определять оценку постановочной сложности спектакля (проекта) и его сметной стоимости, оценивать степень возможного риска, определять источники финансирования, принимать решения по наиболее рациональному использованию ресурсов, определять различные варианты маркетинговой стратегии в зависимости от характера проекта (ПСК-5.4);
способностью объединять и направлять творческо-производственную деятельность постановочной группы, артистов, менеджеров и технических исполнителей, как на этапе подготовки проекта, так и в процессе проката репертуара, решать организационно-творческие проблемы в целях создания наиболее благоприятных условий для творческого процесса (ПСК-5.5);
готовностью к исполнению обязанностей руководителя подразделения или руководителя (художественного руководителя) организации исполнительских искусств (проекта) в целом: формировать репертуар, осуществлять подбор кадров, осуществлять руководство всей деятельностью организации (проектом) (ПСК-5.6).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы специалитета на конкретные области знания, и (или) вид (виды) деятельности и специализации этой программы.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к базовой части программы;
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Перечень специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).
Структура программы специалитета
Таблица
Структура программы специалитета
|
Объем программы специалитета в з.е.
|
|
Блок 1
|
Дисциплины (модули)
|
252
|
Базовая часть
|
228
|
|
В том числе дисциплины (модули) специализации
|
55 - 60
|
|
Вариативная часть
|
24
|
|
Блок 2
|
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) и (или) художественно-творческая работа
|
39 - 42
|
Базовая часть
|
39 - 42
|
|
Блок 3
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 - 9
|
Объем программы специалитета
|
300
|
6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе специализацию программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Тип учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Способ проведения учебной практики:
стационарная.
Типы производственной практики:
практика, направленная на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
научно-исследовательская работа;
художественно-творческая работа.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. Реализация части (частей) образовательной программы, направленная на подготовку к творческой деятельности, а также государственной итоговой аттестации, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.10. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 65 процентов.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, члены творческих союзов Российской Федерации.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).