II. Установление перечня и программ вступительных испытаний, шкал оценивания их результатов и минимального количества баллов, подтверждающего успешное прохождение вступительных испытаний

II. Установление перечня и программ вступительных
испытаний, шкал оценивания их результатов и минимального
количества баллов, подтверждающего успешное прохождение
вступительных испытаний

20. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета организация высшего образования включает в устанавливаемый ею перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования:

1) вступительные испытания в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1204 "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета" <1> (далее соответственно - общеобразовательные вступительные испытания, Приказ N 1204). В качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний признаются результаты ЕГЭ, либо указанные вступительные испытания проводятся организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с Порядком;

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2014 г., регистрационный N 34129.

2) дополнительные вступительные испытания, проводимые в случаях, установленных пунктами 23 - 26 Порядка.

21. Отдельные категории поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно (далее - общеобразовательные вступительные испытания для отдельных категорий поступающих):

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане <1>;

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ.

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период);

2) по отдельным общеобразовательным предметам - лица, которые прошли государственную итоговую аттестацию по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

21.1. Лица, получившие в 2017 году или 2018 году в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, аттестат о среднем общем образовании по результатам государственной итоговой аттестации, вправе в год получения указанного аттестата поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по своему выбору на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно (часть 3.3 статьи 5 Федерального закона N 84-ФЗ). Указанные лица могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организациями высшего образования самостоятельно (при приеме на обучение в организации, расположенные как на территории Крыма, так и за пределами территории Крыма), в течение календарного года, в котором они получили аттестат о среднем общем образовании.

22. При реализации прав, указанных в пунктах 21 и 21.1 Порядка, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний (при реализации права, указанного в подпункте 2 пункта 21 Порядка, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, только по тем общеобразовательным предметам, по которым они прошли государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно не сдавали ЕГЭ).

При реализации прав, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункта 1 пункта 21 и пункте 21.1 Порядка, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

23. Организация высшего образования, которой в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования дополнительное вступительное испытание профильной направленности по общеобразовательному предмету, по которому в соответствии с указанным перечнем проводится общеобразовательное вступительное испытание.

24. Организация высшего образования может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования следующие дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности:

профессиональное испытание - по специальностям 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 38.05.02 Таможенное дело, по направлениям подготовки 07.03.04 Градостроительство, 25.03.03 Аэронавигация, 25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов, 41.03.01 Зарубежное регионоведение, 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), 45.03.01 Филология;

собеседование - по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование;

профессиональное испытание и (или) собеседование - по направлениям подготовки 48.03.01 Теология, 49.03.01 Физическая культура, 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм;

профессиональное испытание или творческое испытание - по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);

профессиональное испытание и (или) творческое испытание - по специальностям 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, 55.05.04 Продюсерство, по направлениям подготовки 07.03.01 Архитектура, 07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, 07.03.03 Дизайн архитектурной среды, 29.03.02 Технологии и проектирование текстильных изделий, 29.03.04 Технология художественной обработки материалов, 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности, 42.03.04 Телевидение, 50.03.02 Изящные искусства, 50.03.03 История искусств, 51.03.02 Народная художественная культура, 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, 54.03.01 Дизайн, 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 54.03.03 Искусство костюма и текстиля, 54.03.04 Реставрация;

творческое испытание и (или) профессиональное испытание, и (или) собеседование - по специальностям 51.05.01 Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ, 52.05.01 Актерское искусство, 52.05.02 Режиссура театра, 52.05.03 Сценография, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, 53.05.04 Музыкально-театральное искусство, 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция, 53.05.07 Дирижирование военным духовым оркестром, 54.05.02 Живопись, 54.05.03 Графика, 54.05.04 Скульптура, 54.05.05 Живопись и изящные искусства, 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств, 55.05.03 Кинооператорство, 55.05.05 Киноведение, по направлениям подготовки 42.03.02 Журналистика, 52.03.03 Цирковое искусство, 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, 52.03.05 Театроведение, 52.03.06 Драматургия, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.03.05 Дирижирование, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство;

творческое испытание и (или) собеседование - по специальности 52.05.04 Литературное творчество, по направлениям подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации, 52.03.01 Хореографическое искусство, 52.03.02 Хореографическое исполнительство.

25. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом <1>.

--------------------------------

<1> Часть 9 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ.

26. Перечень дополнительных вступительных испытаний и условия зачисления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя <1>.

--------------------------------

<1> Часть 10 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ.

27. При приеме лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на базе профессионального образования (далее - поступающие на базе профессионального образования), организация высшего образования:

а) устанавливает количество вступительных испытаний, равное количеству вступительных испытаний на базе среднего общего образования;

б) включает в перечень вступительных испытаний все общеобразовательные и дополнительные вступительные испытания, включенные в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования;

в) для каждого общеобразовательного вступительного испытания устанавливает форму, в которой вступительное испытание проводится ею самостоятельно, либо определяет, что формой вступительного испытания является ЕГЭ;

г) может заменять общеобразовательные вступительные испытания, установленные Приказом N 1204 в качестве вступительных испытаний по выбору образовательной организации высшего образования, и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями, проводимыми организацией высшего образования самостоятельно:

при приеме лиц, имеющих среднее профессиональное образование, на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, относящимся к той же укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, что и полученная ими профессия или специальность среднего профессионального образования;

при приеме на обучение лиц, имеющих высшее образование.

28. Поступающие на базе профессионального образования могут:

сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с подпунктом "в" пункта 27 Порядка, либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний, либо использовать результаты ЕГЭ в качестве результатов всех общеобразовательных вступительных испытаний;

сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с подпунктом "в" пункта 27 Порядка, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ;

реализовывать права в соответствии с пунктами 21, 21.1 и 22 Порядка, если формой общеобразовательного вступительного испытания для поступающих на базе профессионального образования является ЕГЭ (при условии, что поступающие подпадают под действие указанных пунктов Порядка);

проходить вступительные испытания, установленные организацией высшего образования в соответствии с подпунктами "б" и "в" или в соответствии с подпунктами "б" - "г" пункта 27 Порядка, если поступающие имеют среднее профессиональное образование и поступают на обучение по специальностям и направлениям подготовки, относящимся к той же укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, что и полученная ими профессия или специальность среднего профессионального образования, либо поступающие имеют высшее образование.

Лица, имеющие профессиональное образование, могут поступать на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на базе среднего общего образования.

29. При формировании программ вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, организация руководствуется следующим:

программы общеобразовательных вступительных испытаний и дополнительных вступительных испытаний профильной направленности формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы общеобразовательных вступительных испытаний формируются с учетом необходимости соответствия уровня сложности таких вступительных испытаний уровню сложности ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам;

программы вступительных испытаний, указанных в подпункте "г" пункта 27 Порядка, формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и (или) соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования;

программы вступительных испытаний при приеме на обучение по программам магистратуры формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам бакалавриата.

30. Для каждого вступительного испытания устанавливается шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания (далее - минимальное количество баллов).

При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета результаты каждого вступительного испытания, проводимого организацией высшего образования самостоятельно, оцениваются по 100-балльной шкале, при приеме на обучение по программам магистратуры - по шкале, устанавливаемой организацией самостоятельно.

Для общеобразовательного вступительного испытания в качестве минимального количества баллов используется минимальное количество баллов ЕГЭ, которое устанавливается организацией высшего образования, если оно не установлено учредителем такой организации <1>. Указанное минимальное количество баллов не может быть ниже количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования <2>.

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ.

<2> Часть 4 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ.

Минимальное количество баллов для дополнительного вступительного испытания, для вступительного испытания, указанного в подпункте "г" пункта 27 Порядка, для вступительного испытания при приеме на обучение по программам магистратуры устанавливаются организацией самостоятельно.

31. При приеме на обучение по одной образовательной программе перечень вступительных испытаний и минимальное количество баллов не могут различаться при приеме для обучения в организации и для обучения в ее филиале, при приеме на различные формы обучения, а также при приеме на места в пределах особой квоты, на места в пределах целевой квоты, на основные места в рамках контрольных цифр и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг.

32. Минимальное количество баллов не может быть изменено в ходе приема.