МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2014 г. N ВК-1440/07
О ЦЕНТРАХ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
В связи с поступающими обращениями по вопросу осуществления деятельности образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центров: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации и других (далее - Центров) и переименованием их в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, с учетом вступления в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) Минобрнауки России сообщает.
В соответствии с разделом 1 пункта 12 статьи 8 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
В соответствии со статьей 42 Закона психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступлений, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центр ППМС-помощи), создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 5 статьи 31 Закона Центр ППМС-помощи вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным образовательным программам, программам профессионального обучения.
Образовательная деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным образовательным программам, программам профессионального обучения подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центр, реализующий основные общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения, относится к организациям, осуществляющим обучение. В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона данные организации являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона на Центр как на организацию, осуществляющую обучение, на обучающихся, педагогических работников Центра распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Согласно пункту 5 статьи 108 Закона наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с вышеназванным законом не позднее 1 января 2016 года.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органам местного самоуправления при переименовании Центров в Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и приведением уставов вышеуказанных учреждений в соответствие с Законом, а также при создании Центров, следует руководствоваться Законом с учетом сложившейся практики деятельности Центров и перспективами развития предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с высоким риском развития ограничений жизнедеятельности, с выявленными ограничениями жизнедеятельности и установленной инвалидностью, а также их семей, с целью поддержки развития и адаптации личности этих детей, содействия их наилучшему включению в образовательную среду, в Центрах ППМС-помощи могут создаваться подразделения, предоставляющие услуги ранней помощи: службы ранней помощи, лекотеки, консультационные пункты. К услугам ранней помощи относятся: консультирование родителей (законных представителей ребенка), проведение первичного обследования ребенка и среды, реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи, консультирование воспитателей и специалистов образовательных организаций по включению этих детей в группы сверстников.
В.Ш.КАГАНОВ