МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 октября 2017 г. N ТС-945/08
О РЕАЛИЗАЦИИ
ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Согласно части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания.
Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 185-ФЗ) (далее - Закон о языках).
Применительно части 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.
Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
Согласно норме части 6 статьи 14 Федерального закона язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в том числе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
С целью обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ с учетом интересов и потребностей обучающихся, в том числе в части выбора языка, языков образования, локальный нормативный акт, определяющий язык, языки образования, согласовывается с коллегиальным органом управления образовательной организацией.
Согласно нормам статьи 28 Федерального закона образовательная организация наделена также полномочиями по разработке и утверждению образовательных программ, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и с учетом примеренных основных образовательных программ.
ФГОС общего образования и примерные образовательные программы начального общего и основного общего образования, включающие несколько вариантов примерных учебных планов, обеспечивают возможность изучения и преподавания государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, а также родных языков из числа языков народов Российской Федерации.
Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. NN 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 и от 17 декабря 2010 г. N 1897) предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" являются обязательными для изучения.
В соответствии с пунктом 18.3.1 ФГОС учебный план основного общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план является составной частью основной образовательной программы, количество часов на изучение предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.
В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" (уровень начального общего образования) и "Родной язык и родная литература" (уровень основного общего образования) следует учитывать, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка.
В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация с учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся может усилить (углубить, расширить) преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение, ввести новые учебные предметы.
Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации может вводиться в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Рабочие программы учебных предметов при реализации предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" (уровень начального общего образования) и "Родной язык и родная литература" (уровень основного общего образования) разрабатываются в соответствии с ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Кроме того, приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. N 594 (зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2014 г., регистрационный номер 33335) утвержден порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее - реестр, Порядок соответственно).
Реестр содержит раздел "Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)".
Учебно-методические объединения (в том числе региональные) вправе в инициативном порядке разрабатывать примерные программы, а также организовывать экспертизу примерных программ в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона.
В субъектах Российской Федерации разрабатываются примерные рабочие программы по родным языкам, которые в соответствии с Порядком проходят экспертизу и, также по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, могут быть рассмотрены федеральным УМО в целях их включения в реестр примерных основных образовательных программ.
По ФГОС в 2017/2018 учебном году обучаются учащиеся 1 - 7 классов.
Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования, в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р).
В 8 - 11 классах продолжают действовать государственные образовательные стандарты 2004 г., утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее - ГОС-2004), а также нормы приказа Минобразования России и от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
Таким образом, рабочие программы учебных предметов по родным языкам и литературам для 8 - 11 классов разрабатываются в соответствии с ГОС-2004.
ГОС-2004 включает три компонента:
федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;
компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательной организацией.
Следует учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 111 Федерального закона приказы об утверждении ГОС-2004 г. в настоящее время действуют в части, не противоречащей Федеральному закону.
Изучение государственного языка республики, входящей в состав Российской Федерации, и родного языка из числа языков народов Российской Федерации возможно в рамках регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательной организации. Изучение родного языка также возможно в рамках федерального компонента в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Минобразования России и от 9 марта 2004 г. N 1312.
Таким образом, и ФГОС, и ГОС-2004 г. позволяют в полном объеме реализовать права обучающихся на изучение русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Т.Ю.СИНЮГИНА
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ В ЧАСТИ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
ИЗ ЧИСЛА ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИК, НАХОДЯЩИХСЯ
В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проверяемые вопросы
|
НПА
|
Проверяемые документы и материалы
|
|
Перечень вопросов при проведении проверки в образовательных организациях
|
|||
1.
|
Наличие в образовательных организациях лицензий на право ведения образовательной деятельности.
|
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности, приложение к лицензии.
|
|
2.
|
Наличие свидетельства о государственной аккредитации.
|
Свидетельство о государственной аккредитации, приложение к свидетельству о государственной аккредитации.
|
|
3.
|
Обеспечение информационной открытости и доступности о языках образования посредством размещения указанной информации на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет"
|
Подпункт "д" пункта 1 части 2 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
|
На официальном сайте образовательной организации размещена информация о языках образования
|
4.
|
Наличие локальных нормативных актов в образовательной организации, определяющих язык (языки) образования по реализуемым ею образовательным программам. Учет мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, при принятии указанных локальных актов
|
Локальные акты, определяющие язык (языки) образования (устав, положения, порядок, правила, иные локальные акты). Наличие оформленного учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся:
1. при наличии совета обучающихся, совета родителей, представительных органов обучающихся - протоколы советов обучающихся, советов родителей;
2. при отсутствии совета обучающихся, совета родителей, представительных органов обучающихся - иные документы, подтверждающие факт учета мнения обучающихся согласно локальному акту, регламентирующему учет мнения обучающихся при принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся (информация на сайте образовательной организации, на информационных стендах, протоколы родительских собраний и т.д.)
|
|
5.
|
Наличие разработанных и утвержденных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
|
Часть 7 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ;
Приказы Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. NN 1576, 1577, 1578 "О федеральных государственных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования"
|
Образовательные программы:
- разработаны в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- приняты педагогическим советом;
- утверждены образовательной организацией;
- содержат планируемые результаты освоения обучающимся основных образовательных программ начального общего и основного общего образования по обязательным предметным областям "родной язык и литературное чтение на родном языке" (уровень начального общего образования) и "родной язык и родная литература" (уровень основного общего образования);
- содержат рабочие программы учебных предметов по обязательным предметным областям "родной язык и литературное чтение на родном языке" (уровень начального общего образования) и "родной язык и родная литература" (уровень основного общего образования);
- содержат (при наличии) рабочие программы учебных предметов по изучению государственных языков республик Российской Федерации в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса
|
6.
|
Наличие в обязательной части учебного плана при реализации предметных областей "родной язык и литературное чтение на родном языке" (уровень начального общего образования) и "родной язык и родная литература" (уровень основного общего образования) учебных предметов, предусматривающих изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе родного русского языка.
Соблюдение прав обучающихся на выбор изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе родного русского языка
|
Приказы Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. NN 1576, 1577, 1578 "О федеральных государственных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования".
|
Учебный план, содержащий обязательные предметные области "родной язык и литературное чтение на родном языке" (уровень начального общего образования) и "родной язык и родная литература" (уровень основного общего образования), предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе родного русского языка. Документы, подтверждающие право выбора родителей (законных представителей) обучающихся на выбор изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе родного русского языка (заявления (согласие) родителей (законных представителей) обучающихся
|
7.
|
Наличие в части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, предмета по изучению государственных языков республик Российской Федерации с учетом интересов и запросов участников образовательного процесса
|
Приказы Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. NN 1576, 1577, 1578 "О федеральных государственных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования"
|
Учебный план в части, формируемой участниками образовательного процесса, содержит предметы по изучению государственных языков республик Российской Федерации с учетом интересов и запросов участников образовательного процесса. Документы, подтверждающие учет интересов и запросов участников образовательного процесса (протоколы совета обучающихся, совета родителей, иных органов, иные документы).
|
8.
|
Использование в образовательном процессе изучения родного и государственного языков учебников, включенных в федеральный перечень
|
В образовательном процессе при изучении обязательных предметных областей "родной язык и литературное чтение на родном языке" (уровень начального общего образования) и "родной язык и родная литература" (уровень основного общего образования) используются учебники, включенные в федеральный перечень. В образовательном процессе при изучении государственного языка в части, формируемой участниками образовательного процесса, используются учебники, включенные в федеральный перечень
|