МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2017 г. N ТС-512/09
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) направляет для использования в работе методические рекомендации по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления и по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания, а также рекомендации по расчету качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии.
Заместитель министра
Т.Ю.СИНЮГИНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ И УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Введение
Целью создания детских общественных движений и ученического самоуправления является развитие ценностных личностных качеств ребенка, формирующих внутреннюю позицию несовершеннолетнего, направленную на его социальную активность.
Детские общественные движения и органы ученического самоуправления - это формы общественной самоорганизации детей, позволяющие им реализовать право на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, свободно выражать свои взгляды и участвовать в деятельности по реализации принятых решений. Кроме этого участие в деятельности детских общественных движений позволяет детям приобрести опыт коллективной деятельности и в значительной мере способствует развитию их личности.
Предлагаемые методические рекомендации дают возможность педагогам, руководителям образовательных организаций и специалистам органов управления образованием сориентироваться в новой ситуации, возникшей в отечественном детском движении, обратить внимание на возможности новых подходов к развитию актуальной социальной инфраструктуры современного детства.
Основные понятия
Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет (ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Согласно ст. 51 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" "впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти".
К таким объединениям относится Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников", созданная по Указу Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 536.
Государственная поддержка детских общественных объединений - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни, а также охрану и защиту их прав (Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений").
Ученическое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на учет их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Данное право закреплено ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Законодательная и нормативная правовая база
Законодательная и нормативная правовая база обеспечения деятельности детских общественных движений и органов ученического самоуправления представлена следующими документами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-1;
- Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- Указом Президента Российской Федерации от 29.10.2015 N 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 N 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- ведомственными документами Министерства образования и науки РФ, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.
Кроме того, в 76 субъектах РФ действуют законодательные акты, касающиеся поддержки молодежных и детских общественных объединений.
Организационно-методическая поддержка деятельности детских
общественных объединений
Детское движение в современной России является многообразным по содержанию деятельности и своей структуре и представлено разноуровневыми и многопрофильными детскими объединениями. Эти объединения классифицируются следующим образом (классификация условна):
- по территориальной сфере деятельности - общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, городские, районные, местные;
- по юридическому статусу - имеющие государственную регистрацию (юридические лица) и функционирующие в соответствии с законодательством без оформления государственной регистрации;
- по организационно-правовым формам - детские общественные движения, детские общественные организации, детские объединения клубного типа и др.; кроме этого в 2015 году Указом Президента Российской Федерации создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников";
- по доминирующему возрасту участников - разновозрастные детские объединения (от 8 до 18 лет и старше) и детские объединения, объединяющие детей примерно одного возраста;
- по численности - от нескольких десятков до сотен детей (в организациях областного, краевого, республиканского уровня - до нескольких тысяч человек);
- по профилю (видам) деятельности - патриотические, поисковые, экологические, информационно-журналистские творческие и другие, а также многопрофильные детские объединения (клубы, команды, отряды, патрули и др.).
К полномочиям образовательных организаций относится "содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации" (Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации", п. 19).
Практически во всех регионах детское движение представляет собой многообразие организаций. Российское движение школьников призвано объединить все лучшие практики в области воспитания подрастающего поколения, которые на сегодняшний день существуют в России, а также обобщить опыт лучших детских общественных организаций. Созданная общероссийская детско-юношеская организация, в первую очередь, консолидирует в себе уже существующие детские общественные движения в школе, унифицирует их программы воспитания и позволяет вывести всю работу в целом на новый общероссийский уровень.
Основные задачи и механизмы поддержки детских
общественных объединений
1. Создание и ведение реестра, формирование банка данных детских общественных объединений региона.
2. Систематизация нормативно-правового сопровождения деятельности детских общественных объединений.
3. Научно-методическое сопровождение развития детского движения региона:
- создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по работе детских общественных объединений;
- разработка методических пособий и рекомендаций, оказание консультационных и методических услуг;
- создание единого методического центра поддержки деятельности детского движения региона.
4. Укрепление и развитие материальной базы детских общественных объединений:
- развитие системы финансовой поддержки перспективных программ и проектов детских общественных объединений (гранты, конкурсы и т.п.);
- развитие системы передачи услуг социально ориентированных некоммерческих организаций из числа детских общественных объединений;
- предоставление помещений на льготной основе для текущей, проектной деятельности и консолидации детских общественных объединений региона.
5. Развитие межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных, частных организаций по поддержке детского движения региона.
6. Развитие системы информационной поддержки различных форм детских общественных объединений региона:
- проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения;
- создание единого регионального информационного поля для детских общественных объединений;
- проведение специализированных мероприятий для СМИ региона по тематике детских общественных объединений;
- развитие разнообразных форм социальной рекламы деятельности детских общественных объединений.
7. Развитие системы подготовки кадров, мотивации лидеров и участников детских общественных объединений:
- проведение конкурсов лидеров и активистов детских общественных объединений;
- проведение кадровых школ для руководителей, специалистов, актива и потенциальных участников детских общественных объединений по различным направлениям;
- популяризация достижений детских общественных объединений на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях;
- создание и ведение кадрового реестра специалистов детских общественных объединений, развитие системы стажировок.
Организационно-методическая поддержка деятельности органов
ученического самоуправления
Принципы ученического самоуправления: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей.
Основные задачи и механизмы поддержки
ученического самоуправления
1. Формирование открытого банка данных органов ученического самоуправления.
2. Научно-методическое сопровождение развития системы ученического самоуправления:
- создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по развитию ученического самоуправления в образовательных организациях региона;
- популяризация существующих и разработка новых методических пособий и рекомендаций, оказание консалтинговых методических услуг;
- создание единого методического центра поддержки деятельности органов ученического самоуправления.
3. Развитие системы информационной поддержки деятельности органов ученического самоуправления:
- проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития ученического самоуправления;
- популяризация ученического самоуправления в региональных традиционных и новых медиа, включая проведение специализированных мероприятий для СМИ региона по тематике ученического самоуправления.
4. Развитие системы подготовки кадров, мотивации лидеров и участников ученического самоуправления:
- проведение региональных конкурсов лидеров и лучших проектов ученического самоуправления;
- проведение кадровых школ для руководителей, актива органов ученического самоуправления по различным направлениям;
- популяризация достижений органов ученического самоуправления и педагогов на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях;
- разработка системы учета личных достижений активистов ученического самоуправления для стажировок, дальнейшего образования, профессиональной занятости.
5. Развитие системы взаимодействия и преемственности органов ученического самоуправления и общественных объединений региона:
- создание единого коммуникационного пространства на базе методических центров и в сети Интернет;
- совместная реализация социально значимых проектов;
- проведение профильных смен для лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений.
6. Создание системы мотивации руководителей и педагогов образовательных организаций, поддерживающих развитие ученического самоуправления:
- включение специальных номинаций по ученическому самоуправлению в существующие конкурсы для школ, учителей и управленцев;
- разработка системы поощрений по итогам деятельности органов ученического самоуправления в школах в течение учебного года;
- проведение дней открытых дверей, мастер-классов, семинаров в образовательных организациях, где действуют наиболее успешные органы ученического самоуправления.
Формирование органов ученического самоуправления
Рассмотрим процесс создания органов ученического самоуправления на примере первичных отделений Российского движения школьников (далее - РДШ), как одной из наиболее эффективных форм ученического самоуправления. При этом алгоритм создания и структура органов ученического самоуправления будут зависеть от численности обучающихся. Кроме того, деятельность РДШ ведется по четырем основным направлениям, поэтому структура первичных отделений также будет строиться с учетом данных направлений: гражданская активность, личностное развитие, информационно-медийное, военно-патриотическое.
Для образовательной организации с численностью обучающихся более 500 человек первичное отделение РДШ может состоять из четырех центров либо клубов по направлениям, которые возглавляет лидер РДШ и заместитель директора по воспитательной работе. В свою очередь центры делятся на дополнительные секторы по профилю, а общей координацией центра занимается лидер данного направления. Например, центр по гражданской активности может представлять из себя совокупность направлений: музейного, поискового, экологического и волонтерского. Центр военно-патриотического направления может включать в себя шесть клубов: юных армейцев, спасателей, пограничников, казаков, юных друзей полиции и инспекторов движения.
Центр личностного развития предполагает под собой слаженную работу творческих коллективов, комитетов здорового образа жизни и спорта, а также объединений по популяризации профессий. Центр информационно-медийного направления осуществляет свою деятельность через социальные сети, работу детской редакции, включающей в себя теле-, радио-, видеоконтент.
Для образовательной организации с численностью обучающихся от 120 до 500 человек для работы первичного отделения РДШ могут создаваться базовые детские объединения по каждому из четырех направлений деятельности без дробления на конкретный профиль. Возглавляет такую структуру лидер РДШ по каждому направлению. Лидеры направлений являются детским Советом, руководит данной структурой от лица детского коллектива лидер первичной ячейки, а со стороны образовательной организации - старший вожатый или педагог-организатор.
Для образовательной организации с численностью обучающихся менее 120 человек допустимо формирование единого актива первичного отделения РДШ, в котором будут определены ответственные по каждому направлению. Возглавляет детский совет лидер РДШ в школе. Данная модель является упрощенным вариантом первичного отделения.
На муниципальном (районном) уровне рекомендуется создавать детские советы по направлениям деятельности, которые объединят лидеров направлений всех школ данного муниципального образования (района). Такую же структуру рекомендуется создать на уровне региона из числа лидеров муниципальных (районных) советов, лидеры которых входят в рабочие группы при совете регионального отделения РДШ.
Используемые и рекомендуемые источники
1. Прутченков А.С, Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. 112 с.
2. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. 158 с.
3. http://минобрнауки.рф.
4. http://www.council.gov.ru.
5. http://www.duma.gov.ru.
6. http://old.gouo.ru.
7. http://www.upo-fco.ru.
8. https://рдш.рф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
Введение
Сетевое взаимодействие в системе воспитания обеспечивает возможность построения ребенком собственной индивидуальной траектории социального становления с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих воспитательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации сетевого взаимодействия в системе воспитания также могут участвовать научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские и молодежные общественные объединения и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления воспитательной деятельности в рамках воспитательной программы, проекта, либо конкретной практики. Предлагаемые методические рекомендации дают возможность педагогам, руководителям образовательных организаций и органов управления образованием сориентироваться в новой ситуации, возникшей в отечественном образовании, обратить внимание на возможности совершенствования сетевого взаимодействия в системе воспитания.
Основные понятия
Сетевое взаимодействие в системе воспитания - система взаимоотношений субъектов воспитания между собой, с социальными партнерами на каждом уровне государственной власти и местного самоуправления, способствующая реализации целей и задач воспитания.
Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания - социальные институты - семья; образование, культура, общественные организации и объединения, подростковые клубы (в том числе, клубы по месту жительства), постоянные и временные детские и детско-взрослые сообщества, инициативные объединения, некоммерческие организации, представляющие интересы субъектов воспитательной деятельности; органы местного самоуправления (в пределах своей компетенции), органы государственной власти на региональном и федеральном уровнях (в пределах своей компетенции).
Законодательная и нормативная правовая база
Законодательная и нормативная правовая база совершенствования сетевого взаимодействия в системе воспитания представлена следующими документами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-1;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- Указом Президента Российской Федерации от 29.10.2015 N 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 N 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- ведомственными документами Министерства образования и науки РФ, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.
Совершенствование сетевого взаимодействия
в системе воспитания
Совершенствование сетевого взаимодействия в системе воспитания требует понимания сущности сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие в системе воспитания осуществляется через открытую, мобильную и самоорганизующуюся сеть субъектов воспитания, осуществляющих деятельность, ориентированную на реализацию (либо поддержку) воспитательных программ и проектов, непротиворечащих положениям Конституции РФ, положениям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г., объединенную общепризнанными целевыми установками, принципами организации деятельности, единым информационным пространством и возможностью доступа к организационным, материальным и методическим ресурсам.
Сетевое взаимодействие в системе воспитания осуществляется на субъектном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания на субъектном уровне - ребенок, семья, образовательные организации дошкольного, общего и дополнительного образования, организации культуры, общественные организации и объединения, подростковые клубы (в том числе, клубы по месту жительства), постоянные и временные детские и детско-взрослые сообщества, инициативные объединения, некоммерческие организации, представляющие интересы субъектов воспитательной деятельности (детей и взрослых).
Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания на муниципальном уровне - органы местного самоуправления, муниципальные организации и ведомства, родительская общественность, общественные организации и объединения, подростковые клубы (в том числе клубы по месту жительства), постоянные и временные детские и детско-взрослые сообщества, инициативные объединения, некоммерческие организации.
Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания на региональном уровне - органы власти субъектов РФ, региональные организации и ведомства, региональные родительские объединения, региональные отделения всероссийских и международных общественных организаций и объединений, региональные общественные организации и объединения, инициативные объединения, некоммерческие организации.
Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания на федеральном уровне - федеральные органы исполнительной и законодательной власти РФ, всероссийские организации и ведомства, всероссийские родительские объединения, всероссийские и международные общественные организации и объединения, некоммерческие организации.
Миссия органов местного самоуправления, органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной и законодательной власти РФ состоит в обеспечении нормативной правовой базы, материально-технической поддержки и программно-методического обеспечения различных форм и практик воспитания (в пределах их конституционных полномочий).
В практической плоскости совершенствование сетевого взаимодействия в системе воспитания требует от органов управления образованием субъектов РФ:
- разъяснения субъектам воспитательной деятельности ценностей, смыслов и содержания сетевого взаимодействия;
- обеспечения нормативных и организационных условий сетевого взаимодействия субъектов воспитания;
- выявления, поддержки и масштабирования практик эффективного сетевого взаимодействия субъектов воспитания в муниципальных образованиях, а также практик сетевого взаимодействия в области внедрения в практику воспитания актуальных научных концепций;
- организации межведомственного сетевого взаимодействия в интересах детства;
- организации сетевых партнерств в сфере подготовки кадров в области воспитания;
- организации системы повышения квалификации и переподготовки кадров руководителей и сотрудников федеральных и региональных органов управления образованием, ответственных за реализацию Стратегии развития воспитания, педагогических кадров образовательных организаций профессионального педагогического образования, федеральных детских оздоровительных центров РФ на базе научных организаций РАО, образовательных организаций высшего образования.
Организация сетевого взаимодействия
в системе воспитания
Рассмотрим принцип организации сетевого взаимодействия на примере первичных отделений Российского движения школьников (далее - РДШ), как одной из наиболее эффективных форм организации воспитательной работы со школьниками.
Основным руководящим органом в субъекте РФ является Совет регионального отделения. В состав совета регионального отделения входят:
- представители всех организаций, входящих в состав Координационного совета на федеральном уровне (при наличии в регионе);
- координатор ФГБУ "Росдетцентр" (с правом совещательного голоса);
- председатель совета регионального отделения (по должности);
- представители органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
- до 30% составляют представители региональных общественных организаций и общественных деятелей, ведущих работу по воспитанию подрастающего поколения и формированию личности.
Из числа активных участников федеральных мероприятий по направлениям деятельности РДШ формируются федеральные детские советы по каждому из направлений деятельности РДШ. На данный момент созданы:
- Всероссийский детско-юношеский экологический совет;
- Всероссийский детско-юношеский совет по военно-патриотическому направлению;
- Большая детская редакция;
- Всероссийский детский совет по развитию школьных музеев.
Партнерам РДШ предоставляется возможность войти в состав федеральных и региональных рабочих групп по своему направлению деятельности. Рабочая группа формируется при совете регионального отделения РДШ, входит в его структуру и является коллегиальным органом, образованным в целях эффективной реализации направлений деятельности РДШ путем разработки и внедрения проектов и программ разного уровня и содержания.
На федеральном уровне созданы рабочие группы по четырем направлениям деятельности, в состав которых входят основные организации-партнеры РДШ, члены координационного Совета, совместно с которыми реализуются проекты, конкурсы, акции и слеты.
Основная роль при координации работы с ведомствами и организациями в субъектах Российской Федерации отводится региональным и муниципальным органам власти. Также образовательная организация может выйти с инициативой о заключении соглашения либо через региональные органы власти, либо через председателя регионального отделения РДШ и регионального координатора. Данная система совместной работы школы с партнерами способствует более качественному проведению мероприятий.
Перечень региональных партнеров по военно-патриотическому направлению:
- региональные военные комиссариаты;
- региональные управления МВД;
- региональные управления Пограничной службы ФСБ;
- региональные филиалы университета технологии и управления им. К.Г. Разумовского;
- региональные управления ГИБДД МВД России;
- региональные филиалы ВПЦ "Вымпел";
- региональные отделения ВДЮОД "Школа безопасности";
- региональные штабы всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного движения "ЮНАРМИЯ";
- региональные центры военно-патриотического воспитания;
- региональные и межрегиональные военно-патриотические общественные организации.
Перечень региональных партнеров по направлению "Гражданская активность":
- ФГБОУ ДОД "Федеральный детский эколого-биологический центр" (региональные ресурсные центры - станции юных натуралистов);
- эколого-просветительский центр "Заповедники" (экологическое просвещение в вопросах заповедных территорий федерального значения, природных заказников, национальных парков в регионе);
- АНО "Центр "Амурский тигр" (г. Владивосток);
- региональные отделения Общероссийской общественной организации "Российская экологическая независимая экспертиза";
- региональные отделения Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль";
- региональные отделения Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики";
- региональные отделения Всероссийского общественного движения "Волонтеры победы";
- региональные волонтерские центры Ассоциации волонтерских центров;
- Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества "Поисковое движение России";
- ФГБОУ ДО "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения".
Перечень региональных партнеров по направлению "Личностное развитие":
- Общероссийская общественная организация "Российский Союз Молодежи";
- Всероссийская федерация школьного спорта;
- Совет проректоров России;
- "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций";
- Молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды";
- Всероссийское общественное движение "Волонтеры-медики";
- Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение "Юность России";
- Союз композиторов России;
- Союз писателей России;
- Союз художников России;
- Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо";
- Государственная корпорация по космической отрасли "Роскосмос";
- Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
- региональные министерства спорта и туризма;
- Российский книжный союз.
Перечень региональных партнеров по информационно-медийному направлению:
- региональные ТВ, газеты, электронные СМИ и радио;
- факультеты и кафедры журналистики;
- Web-студии;
- авторы видео-блогов;
- региональные информационные агентства.
На федеральном уровне выстроено взаимодействие с Всероссийскими детскими центрами "Орленок", "Океан" и "Смена" (далее - Центры). В 2017 году запланирована организация и проведение 12 тематических и профильных смен, реализуемых совместно с Центрами.
При организации и проведении совместных мероприятий, а также в рамках сотрудничества, взаимодействие осуществляется следующим образом.
1. Совместная разработка критериев конкурсного отбора и проведение подбора участников смен. Подбор участников может происходить как согласно региональной квоте (состав и количество человек в делегации определяются на региональном уровне), так и тематической (количество и состав делегации формируются на основании результатов всероссийского отбора).
2. Совместная разработка дополнительных программ, реализуемых во время тематических и профильных смен:
- разработка образовательного блока программы с привлечением педагогов, экспертов, гостей;
- разработка внеучебного, познавательного блока программы.
3. Общая организация и координация деятельности по подготовке и организации смен:
- информирование участников о требованиях и правилах Центра; качественная и своевременная подготовка необходимых документов для участия в смене;
- содействие в отправке делегации.
4. Методическое сопровождение деятельности:
- подбор и использование эффективных технологий, методик для качественного освоения программы участниками смен;
- разработка методических материалов для использования как в рамках смен, так и во время деятельности в течение года;
- организация обмена опытом работы в образовательных организациях по направлениям деятельности РДШ.
Заключение
Результатом совершенствования сетевого взаимодействия в системе воспитания является становление устойчивой горизонтальной системы взаимоотношений между субъектами воспитания, соответствующих реалиям современного этапа развития России, способствующих преодолению важнейших вызовов современности.
Используемые и рекомендуемые источники
1. Лобок, А.М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название?//Журнал руководителя управления образованием. 2014. N 7. Электронный ресурс: URL: http://obr.direktor.ru/archive/2014/7/Setevoe_vzaimodeystvie_novvy_format_ili_modnoe_naz.
2. Мирошкина М.Р. Актуальная модель организации работы по месту жительства на основе сетевого подхода. Вариант: методическое пособие. М.: Кейп Паблишерз, 2011.48 с.
3. http://минобрнауки.рф.
4. http://www.council.gov.ru.
5. http://www.upo-fco.ru.
6. https://рдш.рф.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА, УТВЕРЖДЕННОЙ
РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 МАЯ 2015 Г. N 996-Р
N п/п
|
Показатель
|
Единица измерения
|
Методика расчета
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Доля программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых в межведомственном формате (в общем количестве мероприятий регионального плана)
|
Процент
|
Показатель 1 = m / N * 100%,
где:
m - количество утвержденных в установленном субъектом РФ порядке программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых в межведомственном формате,
N - общее количество мероприятий регионального плана
|
2.
|
Доля детей, в отношении которых образовательными организациями прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года, к предыдущему календарному году
|
Процент
|
Показатель 2 = m / n * 100%,
где:
m - количество детей, в отношении которых образовательными организациями прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года на 1 января текущего года,
n - количество детей, в отношении которых образовательными организациями прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года на 1 января предыдущего года
|
3.
|
Количество детских общественных объединений, реализующих проекты и мероприятия в рамках регионального плана реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
|
Единица
|
Показатель 3 = N,
где: N - общее количество детских общественных организаций, зарегистрированных в установленном порядке и представленных в региональном плане реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, которые участвовали в качестве ответственных исполнителей (исполнителей, соисполнителей) мероприятий регионального плана за отчетный период
|
4.
|
Доля программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых с участием детей, проживающих в сельской местности (в общем количестве мероприятий регионального плана)
|
Процент
|
Показатель 4 = m / N * 100%,
где:
m - количество утвержденных в установленном субъектом РФ порядке программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых с участием детей, проживающих в сельской местности,
N - общее количество мероприятий регионального плана
|
5.
|
Доля программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (в общем количестве мероприятий регионального плана)
|
Процент
|
Показатель 5 = m / N * 100%,
где:
m - количество утвержденных в установленном субъектом РФ порядке программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, реализуемых с участием детей с ограниченными возможностями здоровья,
N - общее количество мероприятий регионального плана.
|
6.
|
Количество консультационных центров для родителей по вопросам воспитания
|
Единица
|
Показатель 6 = N,
где N - количество консультационных центров для родителей по вопросам воспитания, которые либо являются самостоятельными юридическими лицами, у которых основным видом деятельности, предусмотренной уставом, является консультирование (помощь, поддержка или сопровождение) родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей, либо открытыми в образовательной организации в соответствии с ее уставом структурными подразделениями, работа которых регламентируется локальными актами данной организации
|
7.
|
Количество общественных объединений, реализующих проекты в области развития воспитания, получивших государственную поддержку
|
Единица
|
Показатель 7 = N,
где N - количество созданных в соответствии с установленным субъектами РФ порядком общественных объединений, реализующих проекты в области развития воспитания, получивших государственную поддержку из федерального или регионального бюджетов
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО РАСЧЕТУ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА, УТВЕРЖДЕННОЙ
РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 МАЯ 2015 Г. N 996-Р
Расчет качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, целесообразно вести на основе данных, зафиксированных в годовых региональных планах реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Показатель 1 "Доля программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых в межведомственном формате (в общем количестве мероприятий регионального плана)" (в процентах) рассчитывается путем определения процентного отношения количества утвержденных в установленном субъектом РФ порядке программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых в межведомственном формате, т.е. с участием организаций, находящихся в подчинении различных ведомств, занимающихся в целом и в частности деятельностью, направленной на воспитание и социализацию детей (в сфере образования, культуры, внутренних дел, обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, социального развития, молодежной политики и т.п.), к общему количеству мероприятий регионального плана.
Показатель 2 "Доля детей, в отношении которых образовательными организациями прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года, к предыдущему календарному году" (в процентах) рассчитывается путем определения процентного отношения (а) количества детей, в отношении которых образовательными организациями прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года на 1 января текущего года, на (б) количество детей, в отношении которых образовательными организациями прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года на 1 января предыдущего года.
Показатель 3 "Количество детских общественных организаций, зарегистрированных в установленном порядке и реализующих проекты и мероприятия в рамках регионального плана реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р" (в единицах) требует указать общее количество детских общественных объединений, представленных в региональном плане реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, которые участвовали в качестве ответственных исполнителей (исполнителей, соисполнителей) мероприятий регионального плана за отчетный период.
Показатель 4 "Доля программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых с участием детей, проживающих в сельской местности (в общем количестве мероприятий регионального плана)" (в процентах) рассчитывается путем определения процентного отношения количества утвержденных в установленном субъектом РФ порядке программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых с участием детей, проживающих в сельской местности, к общему количеству мероприятий регионального плана.
Показатель 5 "Доля программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (в общем количестве мероприятий регионального плана)" (в процентах) рассчитывается путем определения процентного отношения количества утвержденных в установленном субъектом РФ порядке программ и проектов, включенных в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, и реализуемых с участием детей с ограниченными возможностями здоровья, к общему количеству мероприятий регионального плана.
Показатель 6 "Количество консультационных центров для родителей по вопросам воспитания" (в единицах) требует указать только те консультационные центры для родителей по вопросам воспитания, которые либо являются самостоятельными юридическими лицами, основным видом деятельности которых в соответствии с уставом организации является консультирование (помощь, поддержка или сопровождение) родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей, либо открытые в образовательной организации в соответствии с уставом организации структурные подразделения, работа которых регламентируется локальными актами данной организации.
Показатель 7 "Количество общественных объединений, реализующих проекты в области развития воспитания, получивших государственную поддержку" (в единицах) требует указать количество созданных в установленном субъектами Российской Федерации порядке общественных объединений, реализующих проекты в области развития воспитания, получивших государственную поддержку из федерального или регионального бюджетов.