МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 июня 2018 г. N Пз-878/09

О ПОДГОТОВКЕ
КАДРОВ ВОЖАТЫХ ДЛЯ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА ДЕТЕЙ
И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

В целях проведения оздоровительной кампании детей Минобрнауки России разработаны разъяснения по вопросу о подготовке вожатых для работы в организациях отдыха детей и их оздоровления.

Указанные разъяснения необходимо направить для руководства и использования в работе руководителям организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенным на территории субъекта Российской Федерации.

П.С.ЗЕНЬКОВИЧ

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПО ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ВОЖАТЫХ
ДЛЯ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Требования к квалификации, должностные обязанности и знания, необходимые для выполнения трудовых обязанностей в должности "вожатый" при работе в организациях, осуществляющих работу с детьми, предусмотрены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638).

Так, в качестве квалификационных требований к лицам, претендующим на должность вожатого, предъявляется требование о наличии среднего (полного) общего образования и профессиональной подготовки в области образования и педагогики, без предъявления требований к стажу работы.

Следует отметить, что должность "вожатый" включена в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322).

Согласно части 6 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ).

Следует отметить, что согласно части 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные программы, в том числе основные программы профессионального обучения вожатых самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом согласований и проведения экспертиз указанных программ Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено. Однако указанная организация вправе по своему усмотрению направить образовательную программу для проведения экспертной оценки в организации, имеющие опыт реализации аналогичных образовательных программ.

Лицам, успешно прошедшим после завершения профессионального обучения итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена, выдаются документы о квалификации, образцы которых также самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 3 и пункт 2 части 10 статьи 60, часть 1 статьи 74 Федерального закона N 273-ФЗ).

Министерство обращает внимание, что за выдачу указанных документов и их дубликатов плата не взимается (часть 16 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ).

Кроме того, необходимо отметить, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по соответственно УГС и УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обучающиеся в процессе обучения получают знания, необходимые для работы в организациях отдыха детей и их оздоровления в должности "вожатый", в том числе при освоении конкретных дисциплин (модулей) соответствующей направленности, которые могут быть включены в указанные образовательные программы. При этом обучающиеся проходят практику, направленную на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Следует иметь в виду, что указанные обучающиеся могут проходить практику в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления.

В этом случае деятельность обучающегося в организации отдыха детей и их оздоровления будет осуществляться на основании договора о прохождении практики, заключаемого в установленном порядке <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 8 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. N 1383 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2015 г., регистрационный N 40168);

Пункт 11 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 (зарегистрирован Минюстом России 14 июня 2013 г., регистрационный N 28785).

При наличии в организации отдыха детей и их оздоровления вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности <2>. В этом случае документ о квалификации не требуется, поскольку лицо принимается на работу не после завершения обучения по основной программе профессионального обучения вожатых, а в процессе обучения по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, ориентированной в том числе на области образования и педагогики.

--------------------------------

<2> Пункт 15 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. N 1383 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2015 г., регистрационный N 40168);

Пункт 11 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 (зарегистрирован Минюстом России 14 июня 2013 г., регистрационный N 28785).

Необходимо отметить, что при регулировании отношений между этим обучающимся и организацией отдыха детей и их оздоровления также следует учитывать положения статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Дополнительно Министерство сообщает, что федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский педагогический государственный университет" разработана для включения в основные профессиональные образовательные программы по УГСН и УГС 44.00.00 "Образование и педагогические науки" примерная программа дисциплины "Основы вожатской деятельности", в процессе освоения которой обучающиеся изучают историю вожатского дела, нормативно-правовые и психолого-педагогические основы вожатской деятельности, технологии работы вожатого, различные аспекты информационно-медийного сопровождения вожатской деятельности, профессиональную этику и культуру вожатого, основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива и иные знания, а также получают практические навыки для организации жизнедеятельности детей.

Программа может быть рекомендована организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам, в рамках освоения которых лица получают профессиональные знания и навыки, необходимые в том числе для осуществления трудовой деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления, для учета при разработке указанными организациями соответствующих образовательных программ.

Статс-секретарь -
заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
П.С.ЗЕНЬКОВИЧ