МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2016 г. N НТ-1295/12
О НАПРАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ
Минобрнауки России рассмотрело письмо с обращением Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15 июля 2016 г. N 334 по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (далее - постановление) и в дополнение к письму от 10 августа 2016 г. N ЕТ-1072/12 сообщает.
По итогам рабочего совещания с представителями структурных подразделений Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования была выработана и рекомендована к применению следующая консолидированная позиция в части применения постановления.
О функциях и полномочиях учредителей в части утверждения планов организаций по применению профессиональных стандартов.
Согласно пункту 3 постановления органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 постановления, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:
а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.
В ходе обсуждения установлено, что оптимальный алгоритм реализации обозначенных задач может быть осуществлен через размещение планов на официальных сайтах подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и осуществление учредителем их экспертизы в части соответствия требованиям к структуре планов, установленным подпунктами "а" - "г" пункта 1 постановления.
При этом планы по организации применения профессиональных стандартов как минимум должны содержать сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 постановления, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке не позднее 1 января 2020 года.
При этом работодатель не вправе обязывать работников осуществлять подготовку за счет собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
О правомерности применения образовательными организациями при приеме на работу к кандидатам, претендующим на замещение должностей педагогических работников, требований, содержащихся в приказах Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", с учетом действующих профессиональных стандартов в сфере образования в ходе совещания была высказана следующая позиция.
В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Таким образом, на основании Закона об образовании квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках, могут применяться наряду с профессиональными стандартами, а в случае отсутствия последних - вместо них. При этом, как следует из статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если трудовым законодательством, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
О применении в условиях действия профессиональных стандартов в сфере образования положения пункта 9 приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и пункта 11 приказа Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н (о назначении в порядке исключения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью).
Согласно пункту 9 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и пункту 11 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - разделы ЕКС), утвержденных приказами Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и от 11 января 2011 г. N 1н, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Однако частью 5 статьи 111 Закона об образовании установлено, что со дня вступления в силу Закона об образовании нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону об образовании или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Так, на основании Закона об образовании право на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, одновременно отвечающих двум критериям:
наличие среднего профессионального или высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
На основании изложенного в настоящее время пункты 9 и 11 подраздела I разделов ЕКС могут применяться лишь в отношении лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
В части, касающейся педагогических работников, не имеющих среднего профессионального образования или высшего образования (далее соответственно СПО и ВО), то есть не соответствующих требованиям части 1 с статьи 46 Закона об образовании, но трудоустроенных в качестве воспитателей или учителей до вступления в силу Закона об образовании, Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования обозначена консолидированная позиция, что в случае, если работник оказался в подобной ситуации, это не может служить основанием для расторжения с ним трудового договора.
Согласно пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. При этом следует обратить внимание на то, что в данном случае расторжение трудового договора по инициативе работодателя является его правом, а не обязанностью.
Н.В.ТРЕТЬЯК