МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 декабря 2015 г. N МОН-П-5457

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором рассмотрело обращение по вопросу о разработке многосторонней системы оценки склонностей и талантов каждого школьника с постепенной заменой единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и сообщает.

В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) и является обязательной.

Для выявления и сопровождения одаренных детей статьями 67 и 77 Федерального закона предусмотрен ряд иных механизмов и инструментов.

Так, в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. При этом законодательством об образовании установлено, что обучающиеся принимают участие в конкурсах исключительно на добровольной основе.

Кроме того:

- на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта предусмотрена организация конкурса или индивидуального отбора, которая осуществляется при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессионапьными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

- в случаях и в порядке, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, предусмотрена организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;

- в образовательных организациях в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности, предусмотрена возможность создания специализированных структурных подразделений, а также образовательных организаций, имеющих право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее - нетиповые образовательные организации). Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях.

В целях совершенствования системы выявления и сопровождения одаренных детей и молодежи заместителем председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец утвержден Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы (от 27 мая 2015 г. N 3274п-П8), который включает в том числе меры по разработке и утверждению критериев отбора одаренных детей, критериев и порядка выявления одаренных детей, проявивших склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, порядка сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития, а также функционированию информационно-образовательного интернет-портала для детей, молодежи, их родителей, педагогов, широкой общественности.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (далее - Правила). Так, согласно Правилам выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, перечень которых утверждается Минобрнауки России на основании предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаторов мероприятий.

Обобщенные сведения о детях, проявивших выдающиеся способности, размещаются организацией, определенной Минобрнауки России (оператором), на государственном информационном ресурсе об одаренных детях. Также оператором осуществляются разработка типовых образовательных программ для одаренных детей, мониторинг развития одаренных детей с использованием информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, создаваемой на основе Концепции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 2125-р.

В качестве мер государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в вузы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, с 1 сентября 2015 г. Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 607 (далее - Указ) учреждается 5000 грантов Президента Российской Федерации (ежегодно до 1200 грантов). Организация выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, возложена Указом на образовательный фонд "Талант и успех".

Кроме того, ежегодно (с 2006 года) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи" присуждаются 5350 премий для поддержки талантливой молодежи от 14 до 25 лет включительно.

Дополнительно Минобрнауки России отмечает, что любые управленческие решения по совершенствованию содержания образования, методик и технологий работы с учащимися принимаются Министерством на основе комплексной оценки качества образования, в том числе по результатам различных оценочных и мониторинговых процедур, а также мероприятий по выявлению одаренных детей.

Первый заместитель министра
Н.В.ТРЕТЬЯК