МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июля 2014 г. N МОН-П-3252
О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Министерство образования и науки Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу о размещении на официальных информационных ресурсах Минобрнауки России единой базы буквальных заданий ОГЭ и ЕГЭ на предстоящий год и введение этой практики с января 2015 года и сообщает.
Согласно статье 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (далее - Рособрнадзор). Также Федеральный закон наделил Рособрнадзор полномочием по обеспечению КИМ государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона КИМ при проведении ГИА представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в КИМ, используемых при проведении ГИА, относится к информации ограниченного доступа.
Вместе с тем задания, используемые при проведении ГИА и включаемые в КИМ, могут быть размещены в открытом доступе.
Вопрос о размещении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытой и общедоступной форме заданий, включаемых в КИМ, используемые при проведении ГИА, прорабатывался Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором в рамках исполнения пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N Пр-2388 по вопросу о совершенствовании законодательства Российской Федерации об образовании на различных площадках, в том числе на заседании круглого стола Комитета Государственной Думы по образованию (24 октября 2013 года); на парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (12 ноября 2013 года); на XXIII Пленуме Центрального совета Всероссийского педагогического собрания (14 ноября 2013 года); на Всероссийском форуме на площадке Общественной палаты Российской Федерации (18 ноября 2013 года); на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (10 декабря 2013 года); на Всероссийской видеоконференции (24 декабря 2013 года); на совещаниях с участием полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; на всероссийском семинаре (11 - 12 апреля 2014 года) и др.
С учетом состоявшихся обсуждений в приказы Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. N 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31206), от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31205) и в приказ Рособрнадзора от 17 декабря 2013 г. N 1274 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2014 г., регистрационный N 31534) включены положения, уточняющие полномочия Рособрнадзора:
- по установлению порядка и условий размещения информации, содержащейся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- по обеспечению функционирования открытого банка заданий для различных групп пользователей: для всех пользователей (просмотр и поиск заданий), для региональных специалистов, учредителей и загранучреждений (возможность формировать варианты КИМ на основе открытого банка заданий).
С учетом указанных положений нормативных правовых актов с 1 октября 2013 года:
- разработана информационная система открытого банка заданий (далее - ОБЗ) основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), включая техническое сопровождение хранилища ОБЗ и техническую поддержку пользователей ОБЗ;
- осуществлено поэтапное открытие банка заданий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Федерального бюджетного государственного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (www.fipi.ru/viev/sections/141/dosc/): в октябре 2013 года опубликовано 3600 заданий для ОГЭ и 15 000 заданий для ЕГЭ; в январе 2014 года - 36 000 и 25 000 заданий соответственно; в марте 2014 года - 5000 и 4000 заданий соответственно; в апреле 2014 года в ОБЗ размещено еще около 14 000 заданий ЕГЭ по естественнонаучным предметам.
ОБЗ содержит задания ОГЭ предыдущих лет и все задания 2014 года, которые были доступны для всех субъектов Российской Федерации и являлись основой для формирования комплектов вариантов КИМ при проведении ГИА.
До 2014 года основным предназначением открытого банка являлись ознакомление обучающихся, родителей и учителей с примерным содержанием заданий КИМ, а также возможность потренироваться в выполнении данных заданий. В 2013 году с учетом многочисленных обращений педагогической общественности было принято решение о значительном расширении потенциала открытых банков тестовых заданий. Уже в 2014 году при проведении ОГЭ все варианты КИМ формировались исключительно из ОБЗ, а КИМ для проведения ЕГЭ в своем большинстве содержали задания из ОБЗ. В дальнейшем планируется развивать данное направление, а именно: на регулярной основе обновлять и пополнять открытый банк тестовых заданий для формирования вариантов КИМ для проведения ОГЭ и существенно модернизировать открытый банк тестовых заданий КИМ ЕГЭ. Модернизация открытого банка тестовых заданий КИМ ЕГЭ позволит уже к 2015 году значительно увеличить наполнение КИМ ЕГЭ заданиями из открытого банка, а в дальнейшем рассмотреть возможность перейти к модели формирования вариантов КИМ для проведения ЕГЭ за счет ресурса открытого банка.
Первый заместитель министра
Н.В.ТРЕТЬЯК