МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2024 г. N МН-5/9654
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере высшего образования (далее - Департамент) направляет методические рекомендации по организации приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.
Дополнительно Департамент сообщает о необходимости проведения профориентационной работы и информирования максимального числа абитуриентов и обучающихся по образовательным программам высшего образования о новых возможностях механизма целевого обучения на информационных ресурсах образовательных организаций. Кроме того, указанную информацию необходимо довести до абитуриентов и обучающихся в рамках "дней открытых дверей" и "ярмарок вакансий", планируемых к проведению в 2024/25 учебном году.
Также Департамент считает целесообразным привлечь к работе по организации целевого обучения и приема на целевое обучение центры карьеры образовательных организаций.
Врио директора Департамента
государственной политики в сфере
высшего образования
Е.В.ТУМАКОВА
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА НА ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие положения
1. Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в части целевого обучения и приема на целевое обучение.
2. В соответствии с Федеральным законом N 124-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (далее - постановление N 555), которым утверждены:
Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее - Положение о целевом обучении);
Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования;
форма предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования;
форма заявки на заключение договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования.
3. Федеральный закон N 124-ФЗ и постановление N 555 действуют с 1 мая 2024 г.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1681 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" утратило силу с 1 мая 2024 г.
5. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076, и Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 августа 2021 г. N 721, действуют с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 16 ноября 2023 г. N 1081 и от 30 октября 2023 г. N 1036, и норм по приему на целевое обучение, установленных постановлением N 555.
Стороны договора о целевом обучении
6. Сторонами договора о целевом обучении являются гражданин и заказчик целевого обучения (далее - заказчик).
7. Если договор о целевом обучении предусматривает прохождение гражданином практической подготовки у заказчика или работодателя и (или) договором о целевом обучении установлены требования заказчика к успеваемости гражданина, то:
стороной договора о целевом обучении является организация, осуществляющая образовательную деятельность;
стороной договора о целевом обучении может являться работодатель.
Новый механизм целевого обучения и приема на целевое
обучение (общая характеристика)
8. Новый механизм целевого обучения и приема на целевое обучение предусматривает, что заказчики формируют предложения о заключении договоров о целевом обучении (далее - предложения).
9. Граждане подают заявки на заключение договора о целевом обучении (далее - заявки) в соответствии с предложениями заказчиков.
10. При подготовке к заключению договоров о целевом обучении и заключении таких договоров может использоваться цифровая платформа "Работа в России".
11. Договор о целевом обучении с гражданином, поступающим на обучение, заключается после его зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
12. При поступлении на обучение или во время обучения по образовательной программе гражданин вправе заключить договор о целевом обучении только с одним заказчиком.
13. При приеме на целевое обучение в пределах установленной квоты (далее соответственно - целевое обучение в пределах квоты, целевая квота) гражданин может поступать:
по программам бакалавриата и программам специалитета - только в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, только на одну образовательную программу в соответствии с одной заявкой;
по иным образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (далее - программы аспирантуры), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки - в одну или несколько организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на одну или несколько образовательных программ в соответствии с одной или несколькими заявками.
При приеме на целевое обучение в пределах квоты по иным образовательным программам высшего образования:
если гражданин хочет подать две или более заявок в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, он должен подать эти заявки по различным специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям;
если гражданин хочет подать две или более заявок по одной специальности, одному направлению подготовки, одной научной специальности, он должен подать эти заявки в различные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
При этом договор о целевом обучении заключается только с одним заказчиком вне зависимости от количества поданных заявок.
Формирование предложений
14. Заказчик, желающий заключить договор (договоры) о целевом обучении, формирует предложение.
15. В предложении заказчик указывает:
количество договоров о целевом обучении, которые заказчик намерен заключить в соответствии с данным предложением (далее - требуемое количество договоров);
характеристики образовательной программы, которую должен освоить гражданин в соответствии с договором о целевом обучении;
меры поддержки, которые заказчик будет предоставлять гражданину в период обучения;
условия осуществления трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении;
требования к гражданам, желающим заключить договор о целевом обучении, установленные в соответствии с пунктом 23 Положения о целевом обучении;
иные условия и требования, предусмотренные Положением о целевом обучении.
16. Предложение может быть адресовано:
1) гражданам, которые обучаются по образовательным программам;
2) гражданам, которые поступают:
на целевое обучение в пределах квоты;
на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях (не в пределах квоты);
на платное обучение.
17. Предложение для граждан, поступающих на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), формируется в соответствии с условиями приема, которые устанавливают конкретные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
18. Заказчик должен сформировать предложение:
для граждан, поступающих на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), - до 10 июня года приема;
для граждан, обучающихся по образовательным программам, - в сроки, установленные заказчиком.
19. Заказчик публикует предложение в открытом доступе на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - цифровая платформа "Работа в России").
20. Обязанность заказчика размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России" не распространяется:
на целевое обучение в интересах безопасности государства;
на случаи, если заказчиками являются органы, указанные в части 1 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Управление делами Президента Российской Федерации и подведомственные ему организации;
на случаи, если заказчиками или работодателями являются организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
21. В случаях, указанных в пункте 20 настоящих Рекомендаций, заказчик не обязан размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России". Вместе с тем в указанных случаях заказчик вправе размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России", если он считает это целесообразным.
22. В случае если доступ к информации, содержащейся в предложении заказчика на цифровой платформе "Работа в России", ограничен федеральным законом, а также если заказчик не размещает предложение на цифровой платформе "Работа в России" в соответствии с пунктом 20 настоящих Рекомендаций, указанный заказчик обеспечивает взаимодействие с гражданами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в порядке, установленном локальными нормативными актами заказчика.
Указанное взаимодействие осуществляется в соответствии с новым механизмом целевого обучения и приема на целевое обучение, то есть граждане, поступающие на обучение, подают заявки в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и участвуют в приеме на обучение, договор о целевом обучении с гражданином, поступающим на обучение, заключается после его зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
23. Если в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, поступила заявка гражданина, поступающего на целевое обучение в пределах квоты, на заключение договора о целевом обучении с заказчиком, который не разместил предложение на цифровой платформе "Работа в России" в соответствии с пунктом 20 настоящих Рекомендаций, то организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна получить от заказчика информацию, необходимую для организации приема гражданина на места в пределах целевой квоты, а именно:
сведения о том, что заявка соответствует предложению заказчика (в части организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую осуществляется прием, специальности, направления подготовки, научной специальности, формы обучения, направленности (профиля) образовательной программы (при наличии);
требуемое количество договоров в соответствии с предложением.
Подача заявок
24. Граждане рассматривают предложения и подают заявки в соответствии с предложениями.
25. Граждане, поступающие на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), подают заявки:
в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) одновременно с подачей заявления о приеме на обучение;
в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую они поступают на обучение, не позднее дня завершения приема документов от поступающих на обучение в эту организацию.
В 2024 году подача заявок будет осуществляться:
по программам бакалавриата и программам специалитета - двумя способами: посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую осуществляется прием на обучение;
по иным образовательным программам высшего образования (программам магистратуры, программам аспирантуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки) - только в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую осуществляется прием на обучение.
26. В заявке указываются сведения, подтверждающие соответствие гражданина требованиям, предъявляемым к гражданам, которые установлены заказчиком в соответствии с пунктом 23 Положения целевом обучении.
27. Если гражданин поступает на целевое обучение в пределах квоты, в заявке указывается согласие гражданина на заключение договора о целевом обучении, в соответствии с которым гражданин дает обязательство в случае приема его на целевое обучение в пределах квоты заключить договор о целевом обучении.
28. В случае если гражданин является несовершеннолетним, к заявке прилагается письменное согласие законного представителя гражданина (родителя, усыновителя или попечителя) на заключение договора о целевом обучении.
Прием на обучение граждан, которые поступают на целевое
обучение в пределах квоты
29. При приеме на целевое обучение в пределах квоты организация, осуществляющая образовательную деятельность, включает в конкурсный список на места в пределах целевой квоты только тех поступающих, которые подали заявки (далее - претенденты).
30. Необходимо иметь в виду, что заказчик заключит договоры о целевом обучении с гражданами только в том количестве, которое указано в предложении (требуемое количество договоров), однако число претендентов может быть больше, чем требуемое количество договоров. В соответствии с этим прием на целевое обучение в пределах квоты осуществляется следующим образом.
31. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, формирует единый конкурсный список претендентов на целевое обучение в пределах квоты.
32. Абитуриенты, включенные в конкурсный список, рассматриваются последовательно с учетом приоритетов зачисления и предложений, на которые они подали заявки.
33. Абитуриенты, подавшие заявки на конкретное предложение, зачисляются последовательно из конкурсного списка до тех пор, пока число зачисленных абитуриентов не станет равно требуемому количеству договоров, указанному в этом предложении.
34. Остальные абитуриенты, подавшие заявки на данное предложение, не подлежат зачислению и исключаются из конкурсного списка на места в пределах целевой квоты, в том числе в том случае, когда они стоят в конкурсном списке выше, чем абитуриенты, подавшие заявки на другие предложения. При этом основанием для отказа в зачислении является то, что абитуриенты могут быть зачислены только в количестве, не превышающем требуемое количество договоров (пункт 71 Положения о целевом обучении).
35. Таким образом, если число претендентов в соответствии с конкретным предложением, которые проходят по конкурсу, превышает требуемое количество договоров, организация, осуществляющая образовательную деятельность, зачисляет претендентов только в том количестве, которое не превышает требуемое количество договоров.
36. Абитуриенты, которые исключены из конкурсного списка на места в пределах целевой квоты, продолжают участвовать в зачислении.
37. Заказчики заключают договор о целевом обучении с гражданами, которые зачислены на места в пределах целевой квоты.
Пример. В конкурсном списке на места в пределах целевой квоты по направлению подготовки "Экономика" по очной форме обучения 6 мест. В этот конкурсный список включены абитуриенты, подавшие заявки на три предложения.
Требуемое количество договоров:
предложение-1 - 2;
предложение-2 - 5;
предложение-3 - 1.
Число абитуриентов в конкурсном списке (9):
в соответствии с предложением-1 - 4;
в соответствии с предложением-2 - 2;
в соответствии с предложением-3 - 3.
Порядок абитуриентов в конкурсном списке (все абитуриенты имеют высший приоритет зачисления в этом конкурсном списке):
Абитуриент
|
Предложение
|
Сумма конкурсных баллов
|
Иванов
|
Предложение-1
|
295
|
Петров
|
Предложение-1
|
290
|
Васильев
|
Предложение-2
|
287
|
Григорьев
|
Предложение-1
|
285
|
Борисов
|
Предложение-3
|
280
|
Зайцев
|
Предложение-3
|
272
|
Белкин
|
Предложение-3
|
270
|
Котов
|
Предложение-2
|
260
|
Усов
|
Предложение-1
|
250
|
Порядок зачисления:
1) Зачисляется Иванов (предложение-1, 295 баллов).
2) Зачисляется Петров (предложение-1, 290 баллов).
На предложение-1 зачислено 2 абитуриента (Иванов и Петров), то есть требуемое количество договоров по предложению-1 (2) исчерпано. Остальные абитуриенты по предложению-1 (Григорьев и Усов) исключаются из конкурсного списка.
3) Зачисляется Васильев (предложение-2, 287 баллов).
4) Зачисляется Борисов (предложение-3, 280 баллов).
На предложение-3 зачислен один абитуриент (Борисов), то есть требуемое количество договоров по предложению-3 (1) исчерпано. Остальные абитуриенты по предложению-3 (Зайцев и Белкин) исключаются из конкурсного списка.
5) Зачисляется Котов (предложение-2, 260 баллов).
Таким образом:
зачислено 5 абитуриентов;
одно место в пределах целевой квоты осталось незаполненным и передается в основные места в рамках контрольных цифр приема;
по предложению-1 зачислено 2 абитуриента (соответствует требуемому количеству договоров), по предложению-2 - 2 абитуриента (менее требуемого количества договоров), по предложению-3 - один абитуриент (соответствует требуемому количеству договоров);
Григорьев, Зайцев, Белкин и Усов не зачислены, при этом необходимо обратить внимание на то, что Григорьев имеет более высокую сумму конкурсных баллов, чем зачисленный Борисов, Зайцев и Белкин имеют более высокую сумму конкурсных баллов, чем зачисленный Котов.
Как осуществляется прием на обучение граждан, которые
поступают на обучение не в пределах квоты
38. При приеме на обучение не в пределах квоты (на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение) организация, осуществляющая образовательную деятельность, включает в конкурсный список всех поступающих. При этом число зачисленных граждан может быть больше требуемого количества договоров.
39. В случае если число лиц, подавших заявки и зачисленных на обучение по образовательным программам, превышает требуемое количество договоров, заказчик проводит в установленном им порядке отбор граждан для заключения договора о целевом обучении в соответствии с требуемым количеством договоров.
Сроки заключения договора о целевом обучении
40. Если предложение адресовано гражданам, поступающим на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), договор о целевом обучении заключается в период со дня, следующего за днем издания распорядительного акта о приеме, до дня начала учебного года включительно.
Данный срок установлен частью 12 статьи 56 Федерального закона N 273-ФЗ и является достаточно сжатым. В связи с этим в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, является стороной договора о целевом обучении, рекомендуется заблаговременно осуществлять взаимодействие с заказчиком в целях согласования проекта договора о целевом обучении.
41. Если предложение адресовано гражданам, обучающимся по образовательным программам, договор о целевом обучении заключается в сроки, установленные заказчиком.
Предоставление гражданину мер поддержки в период обучения
42. Одним из существенных условий договора о целевом обучении является обязательство заказчика по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату профессионального обучения и дополнительного образования за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период целевого обучения, и (или) других мер.
В соответствии с этим гражданину должны быть в обязательном порядке предоставлены меры поддержки в период обучения.
43. Стороны договора о целевом обучении самостоятельно определяют перечень мер поддержки с указанием порядка, сроков, а также размеров и (или) иных характеристик их предоставления при необходимости (подпункт "а" пункта 5 Положения о целевом обучении).
44. В случае заключения договора о целевом обучении с гражданами, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и программам специалитета, меры материального стимулирования в период обучения гражданина устанавливаются в объеме не ниже размера государственной академической стипендии, назначаемой в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 36 Федерального закона N 273.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона N 273 установлено, что студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия в порядке, установленном Минобрнауки России.
Назначение государственной академической стипендии осуществляется в соответствии с Порядком назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N 1663.
Минимальный размер государственной академической стипендии определяется в соответствии с федеральным нормативом государственной академической стипендии с учетом уровня инфляции и районного коэффициента. Федеральный норматив государственной академической стипендии установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 1390 и составляет для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета, 1 484 рубля в месяц. Минимальный размер государственной академической стипендии применяется с учетом уровня инфляции и районного коэффициента.
Размер государственной академической стипендии на 2024/25 учебный год с учетом уровня инфляции составляет 2 056 руб. (без учета районного коэффициента).
Необходимо отметить, что указанный размер государственной академической стипендии применяется ко всем гражданам, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и программам специалитета, вне зависимости от формы обучения, а также вне зависимости от уровня бюджета, за счет которого финансируется обучение (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет).
Указанное материальное стимулирование осуществляется вне зависимости от того, получает ли студент государственную академическую стипендию за счет стипендиального фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность. То есть назначение студенту государственной академической стипендии за счет стипендиального фонда не может являться основанием для снижения или отмены материального стимулирования.
Аналогично назначение студенту государственной академической стипендии за счет стипендиального фонда осуществляется вне зависимости от того, получает ли студент материальное стимулирование от заказчика. Указанное материальное стимулирование не может являться основанием для отказа студенту в назначении государственной академической стипендии или снижения ее размера.
45. В случае заключения договора о целевом обучении с гражданами, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам магистратуры, программам аспирантуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки или поступили не на целевое обучение в пределах квоты, либо с гражданами, которые обучаются по образовательным программам, меры поддержки в период обучения устанавливаются по соглашению сторон договора о целевом обучении.
Требования к успеваемости гражданина
46. В договоре о целевом обучении могут быть указаны требования к успеваемости гражданина.
47. При этом в договоре о целевом обучении устанавливаются:
критерии исполнения требований к успеваемости в целом по образовательной программе или по конкретным периодам обучения, дисциплинам (модулям), практикам;
порядок сокращения мер поддержки при невыполнении гражданином требований к успеваемости;
условия восстановления мер поддержки.
Прохождение гражданином практической подготовки у заказчика
или работодателя и сопровождение гражданина наставником
48. Договором о целевом обучении может предусматриваться прохождение гражданином практической подготовки, в том числе практики, у заказчика или у работодателя и индивидуальное сопровождение гражданина представителем заказчика или работодателя (наставником).
49. Прохождение практики у заказчика или у работодателя может не предусматриваться только в том случае, если прохождение практики у заказчика или у работодателя не представляется невозможным, в том числе в связи с отсутствием необходимых технических средств, помещений.
50. Наставник назначается заказчиком или работодателем по согласованию с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Один наставник может быть назначен для сопровождения одного или нескольких граждан (обучающихся). При этом заказчик или работодатель должен обеспечить необходимый уровень сопровождения граждан.
Осуществление трудовой деятельности
в соответствии с договором о целевом обучении
51. В договоре о целевом обучении указываются сведения об осуществлении гражданином трудовой деятельности после завершения освоения образовательной программы:
сведения о месте осуществления трудовой деятельности: наименование или профиль деятельности организации, в которой будет осуществляться трудовая деятельность, или трудовая функция (функции) работника;
территориальная характеристика места осуществления трудовой деятельности - фактический адрес, по которому будет осуществляться трудовая деятельность, или наименование объекта (объектов) административно-территориального деления в пределах субъекта Российской Федерации (муниципального образования), или наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации;
срок осуществления трудовой деятельности - не менее 3 лет и не более 5 лет;
условия возможного изменения места осуществления трудовой деятельности;
иные условия осуществления трудовой деятельности (указываются по решению заказчика).
Санкции за неисполнение обязательств по договору
о целевом обучении, за отказ от заключения договора
о целевом обучении
52. Если заказчик не исполнил обязательства по договору о целевом обучении, то он выплачивает гражданину компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого гражданин должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении.
53. Если гражданин не исполнил обязательства по договору о целевом обучении, то он возмещает заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки в период обучения.
54. Если гражданин принят на целевое обучение в пределах квоты, то применяются дополнительные санкции:
1) санкции к заказчику:
если заказчик отказался от заключения договора или расторгнул договор в одностороннем порядке до первой промежуточной аттестации гражданина, заказчик выплачивает штраф в размере затрат за первый год обучения гражданина;
если заказчик не исполнил обязательство по трудоустройству или расторгнул договор в одностороннем порядке (за исключением расторжения договора до первой промежуточной аттестации), заказчик выплачивает штраф в размере затрат за период фактического обучения гражданина до дня расторжения договора;
2) санкции к гражданину:
в случае отказа от заключения договора гражданин отчисляется из организации, осуществляющей образовательную деятельность, или переводится на платное обучение (при наличии мест);
в случае расторжения договора в одностороннем порядке до первой промежуточной аттестации гражданин отчисляется из организации, осуществляющей образовательную деятельность, или переводится на платное обучение (при наличии мест) и выплачивает штраф в размере затрат за период фактического обучения;
в случае расторжения договора в одностороннем порядке после первой промежуточной аттестации до завершения обучения гражданин выплачивает штраф в размере затрат за период фактического обучения до дня расторжения договора, при этом гражданин не отчисляется и продолжает обучаться за счет бюджетных средств;
в случае расторжения договора в одностороннем порядке в период трудовой деятельности (неисполнения обязательства по трудовой деятельности) гражданин выплачивает штраф в размере затрат за период освоения образовательной программы пропорционально доле неотработанного времени.
Особенности заключения договора о целевом
обучении, связанного с прохождением государственной
или муниципальной службы
55. Согласно пункту 9 Положения о целевом обучении особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или подведомственная соответствующему органу организация и который включает в себя обязательство гражданина по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.
56. Заключение договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и законодательством субъекта Российской Федерации.
57. Заключение договора о целевом обучении между органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в указанном органе местного самоуправления в течение установленного срока после окончания обучения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
58. Конкурс на заключение договора о целевом обучении должен быть проведен до подачи гражданами заявок.
Если гражданин поступает на места в пределах целевой квоты и подает заявку на заключение договора о целевом обучении с федеральным государственным органом, или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или органом местного самоуправления и в данном органе предусмотрено, что заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе, то гражданин должен указать в заявке сведения о положительном результате прохождения гражданином конкурса, проведенного указанным органом (пункт 67 Положения о целевом обучении). Если гражданин не указал в заявке сведения о положительном результате прохождения конкурса, проведенного указанным органом, то организация, осуществляющая образовательную деятельность, не включает гражданина в конкурсный список на места в пределах целевой квоты.
Применение договоров о целевом обучении, заключенных
до вступления в силу Федерального закона N 124-ФЗ
59. Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 124-ФЗ заключение договоров о целевом обучении в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ (в редакции Федерального закона N 124-ФЗ), осуществляется начиная с приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам на 2024/25 учебный год.
60. Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 124-ФЗ действие положений Федерального закона N 273-ФЗ (в редакции Федерального закона N 124-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона N 124-ФЗ (до 1 мая 2024 г.).
61. Таким образом, в случае заключения договора о целевом обучении до 1 мая 2024 г. необходимо руководствоваться следующим.
1) Если гражданин, с которым заключен договор, поступает на обучение на 2024/25 учебный год, договор о целевом обучении не действует. С таким гражданином должен быть заключен договор о целевом обучении в соответствии с новым механизмом, установленным Федеральным законом N 273-ФЗ в редакции Федерального закона N 124-ФЗ (на основании части 2 статьи 2 Федерального закона N 124-ФЗ).
2) В остальных случаях договор о целевом обучении действует без каких-либо ограничений (на основании части 3 статьи 2 Федерального закона N 124-ФЗ).
Данная норма применяется, если гражданин, с которым заключен договор, по состоянию на 1 мая 2024 г.:
обучается по образовательной программе;
принят на обучение по образовательной программе, но не начал обучение;
завершил освоение образовательной программы.
При этом все правоотношения, возникшие из такого договора, в том числе выплата штрафа, осуществляются без учета Федерального закона N 124-ФЗ, то есть в соответствии с нормами Федерального закона N 273-ФЗ до внесения изменений Федеральным законом N 124-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1681 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования".
62. В связи с введением нового механизма целевого обучения и приема на целевое обучение организациям, осуществляющим образовательную деятельность, необходимо в рамках приемной кампании 2024/25 учебного года:
1) провести работу по организации взаимодействия с заказчиками, в том числе в целях обеспечения своевременного размещения ими предложений;
2) провести разъяснительную работу с поступающими в отношении нового механизма приема на целевое обучение, в том числе проинформировать поступающих по следующим вопросам:
для участия в приеме на места в пределах целевой квоты поступающему необходимо подать заявку в соответствии с предложением заказчика, данным на места в пределах целевой квоты;
для целевого обучения не в пределах целевой квоты поступающему необходимо подать заявку в соответствии с предложением заказчика на бюджетные места, прием на которые осуществляется на общих основаниях, или на платные места;
в какие сроки и какими способами поступающий может подать заявку;
в какие сроки заключается договор о целевом обучении с гражданином, поступившим на обучение;
рекомендовать поступающим на места в пределах целевой квоты подавать заявление о приеме также на основные места в рамках контрольных цифр приема (для поступления на обучение по общему конкурсу);
3) довести соответствующую информацию до центров карьеры с целью обеспечения их участия в работе по организации целевого обучения (в том числе посредством заключения договоров о целевом обучении с обучающимися) и приема на целевое обучение.