МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июня 2020 г. N МН-2/546
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение пункта 17 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 20 июня 2019 года N 5486п-П44, Департамент молодежной политики Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет для учета в работе методические рекомендации по осуществлению учета добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве индивидуального достижения при поступлении на обучение по программам высшего образования (далее - методические рекомендации), разработанные на основании проведенного анализа существующих практик и с учетом мнения экспертного сообщества.
Дополнительно Департамент сообщает, что в период приемной кампании 2020 года образовательные организации высшего образования помимо указанных в методических рекомендациях баллов вправе начислять дополнительные баллы абитуриентам, участвующим в волонтерской деятельности, направленной на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Д.В.АШИРОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ)
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. В рамках исполнения пункта 17 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 20 июня 2019 года N 5486п-П44, на основании проведенного анализа существующих практик и с учетом мнения экспертного сообщества Минобрнауки России совместно с Федеральным агентством по делам молодежи и Ассоциацией волонтерских центров разработаны методические рекомендации по осуществлению учета добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве индивидуального достижения при поступлении на обучение по программам высшего образования. В целях систематизации учета добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве индивидуального достижения при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета образовательным организациям высшего образования рекомендуется:
1.1. Учитывать с начислением дополнительных баллов опыт добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществленной в период не ранее, чем за 4 года и не позднее, чем за 3 календарных месяца <1> до дня завершения приема документов и вступительных испытаний, а также формируемый в течение не менее двух лет с определенной периодичностью.
--------------------------------
<1> Во избежание практик "псевдоволонтерства", направленных на получение дополнительных баллов без системного включения в волонтерскую деятельность.
1.2. Установить количество дополнительных баллов за осуществленную добровольческую (волонтерскую) деятельность в размере: 1 балл за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в течение не менее 1 года, при условии осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности продолжительностью в год не менее 100 часов; 2 балла за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в течение не менее 2 лет, при условии осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности продолжительностью в год не менее 100 часов; 3 балла за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в течение не менее 3 лет, при условии осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности продолжительностью в год не менее 100 часов; 4 балла за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в течение не менее 4 лет, при условии осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности продолжительностью в год не менее 100 часов.
1.3. Разработать с участием совета обучающихся и/или студенческого(-их) волонтерского(-их) объединения(-ий) образовательного учреждения и утвердить в локальном акте организации, устанавливающем порядок учета индивидуальных достижений, перечень форм добровольческой (волонтерской) деятельности, являющейся профильной для каждой из специальностей и направлений подготовки <2>. В случае наличия у абитуриента профильного опыта добровольческой (волонтерской) деятельности, влияющего на приобретение им необходимых профессиональных компетенций, рекомендуется засчитывать дополнительно 1 балл.
--------------------------------
<2> В соответствии с примером, приведенном в Приложении 1 "Пример установления соответствия профиля добровольческой (волонтерской) деятельности специальности (направлению подготовки)".
1.4. Нормативно закрепить в правилах приема и порядках осуществления учета индивидуальных достижений поступающих виды документов, используемых для подтверждения добровольческого (волонтерского) опыта абитуриентов. В качестве основного документа, удостоверяющего осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности и ее объемы, использовать выписку (распечатку) из единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) (dobro.ru), сверенную сотрудником приемной комиссии с электронной волонтерской книжкой поступающего, расположенной по адресу, автоматически указываемому при подаче документов.
Считать данный способ подтверждения добровольческого (волонтерского) опыта приоритетным вследствие его законной силы, установленной статьей 17.5 "Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)" Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)" (подпункты б) и д) пункта 4 правил функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), а также ввиду предстоящей интеграции портала dobro.ru с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Кроме того, по желанию образовательной организации учитывать печатные личные книжки добровольца (волонтера) с внесенными в них записями при условии их надлежащего оформления (с указанием продолжительности осуществленной добровольческой (волонтерской) деятельности) и заверения организатором добровольческой (волонтерской) деятельности; заверенные подписью руководителя и печатью справки организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, выданные абитуриенту и подтверждающие формы, период осуществления и продолжительность его добровольческой (волонтерской) деятельности; прочие документы, которые можно использовать в качестве источника необходимой информации.
1.5. Помимо волонтерского опыта абитуриента принимать к учету его личные достижения в сфере добровольческого (волонтерского) движения: наличие у поступающего почетных званий и наград всероссийского и регионального уровней за осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе:
- наличие звания победителя и призера федерального этапа Всероссийского конкурса "Доброволец России" с начислением дополнительно 3 баллов к результатам освоения образовательных программ и/или вступительных/конкурсных испытаний;
- наличие регионального почетного знака/знака отличия за особые заслуги в добровольчестве, статуса победителя регионального этапа Всероссийского конкурса "Доброволец России" с начислением 2 баллов;
Основанием для учета указанных достижений в правилах приема и порядках осуществления учета индивидуальных достижений поступающих утвердить официальные грамоты, дипломы, сертификаты, полученные за победу в конкурсе и заверенные печатью и подписью должностного лица, а также удостоверения к почетным знакам и знакам отличия.
2. В рамках исполнения пункта 17 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 20 июня 2019 года N 5486п-П44, на основании проведенного анализа существующих практик и с учетом мнения экспертного сообщества Минобрнауки России совместно с Федеральным агентством по делам молодежи и Ассоциацией волонтерских центров разработаны методические рекомендации по осуществлению учета добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве индивидуального достижения при поступлении на обучение по программам высшего образования. В целях систематизации учета добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве индивидуального достижения поступающих при поступлении на обучение по программам магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки образовательным организациям высшего образования рекомендуется:
2.1. Учитывать с начислением дополнительных баллов профильный опыт добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществленной в период обучения по программам бакалавриата и специалитета, при условии, что такое обучение завершилось не ранее года до начала вступительных испытаний в магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, ассистентуру-стажировку.
2.2. Разработать с участием совета обучающихся и/или студенческого(-их) волонтерского(-их) объединения(-ий) образовательного учреждения и утвердить в локальном акте организации, устанавливающем порядок учета индивидуальных достижений, перечень форм добровольческой (волонтерской) деятельности, являющейся профильной для каждой из специальностей <2>.
2.3. Установить количество дополнительных баллов в добавление к баллам, полученным на вступительных испытаниях, за осуществленную профильную добровольческую (волонтерскую) деятельность в размере: 1 балл за каждые 100 часов осуществленной добровольческой (волонтерской) деятельности, но не более 5 баллов суммарно при 10-балльной системе начисления баллов за индивидуальные достижения, и пересчитать количество баллов при иных системах исчисления исходя из 10 - 50% от общей суммы баллов.
2.4. Нормативно закрепить в правилах приема и порядках осуществления учета индивидуальных достижений поступающих виды документов, используемых для подтверждения добровольческого (волонтерского) опыта претендентов. В качестве основного документа, удостоверяющего осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности и ее объемы, использовать выписку (распечатку) из единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) (dobro.ru), сверенную сотрудником приемной комиссии с электронной добровольческой (волонтерской) книжкой поступающего, расположенной по адресу, автоматически указываемому на такой выписке (распечатке) при изготовлении, в его присутствии при подаче документов.
Считать данный способ подтверждения добровольческого (волонтерского) опыта приоритетным вследствие его законной силы, установленной статьей 17.5 "Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)" Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)" (подпункты б) и д) пункта 4 правил функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), а также ввиду предстоящей интеграции портала dobro.ru с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Кроме того, по желанию образовательной организации учитывать печатные личные книжки добровольца (волонтера) с внесенными в них записями при условии их надлежащего оформления (с указанием продолжительности осуществленной добровольческой (волонтерской) деятельности) и заверения организатором добровольческой (волонтерской) деятельности; заверенные подписью руководителя и печатью справки организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, выданные абитуриенту и подтверждающие формы, период осуществления и продолжительность его добровольческой (волонтерской) деятельности; прочие документы, которые можно использовать в качестве источника необходимой информации.
2.5. Отказаться от учета непрофильной добровольческой (волонтерской) деятельности.
2.6. Помимо добровольческого (волонтерского) опыта абитуриента принимать к учету его личные достижения в сфере добровольческого (волонтерского) движения: наличие у поступающего почетных званий и наград всероссийского и регионального уровней за осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе:
- наличие звания победителя и призера федерального этапа Всероссийского конкурса "Доброволец России" с начислением дополнительно 3 баллов к результатам освоения образовательных программ и/или конкурсных испытаний;
- наличие регионального почетного знака/знака отличия за особые заслуги в добровольчестве, статуса победителя регионального этапа Всероссийского конкурса "Доброволец России" с начислением 2 баллов;
Основанием для учета указанных достижений в правилах приема и порядках осуществления учета индивидуальных достижений поступающих утвердить официальные грамоты, дипломы, сертификаты, полученные за победу в конкурсе и заверенные печатью и подписью должностного лица, а также удостоверения к почетным знакам и знакам отличия.
Приложение 1
ПРИМЕР
УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФИЛЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ
(ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
(НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ)
N п/п
|
Специальность/направление подготовки
|
Вид профильной добровольческой (волонтерской) деятельности
|
Программы бакалавриата
|
||
1.
|
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
|
Социальное, событийное и образовательное добровольчество (волонтерство), в том числе проведение мероприятий по обучению компьютерной грамотности пожилых людей, детей и подростков; участие в организации международных, всероссийских мероприятий по направлению "Информационные технологии"; участие в организации соревнований по информационным технологиям
|
2.
|
04.03.01 Химия
|
Образовательное и событийное добровольчество (волонтерство), в том числе проведение профильных профориентационных мероприятий для школьников, обучающих программ и занятий по химии, участие в организации работы школ, академий занимательных наук и других популяризационных площадок
|
Программы специалитета
|
||
3.
|
54.05.05 Живопись и изящные искусства
|
Культурное и событийное добровольчество (волонтерство), в том числе добровольчество (волонтерство) в музейных учреждениях, добровольчество (волонтерство) по сохранению культурного наследия, участие в организации и проведении культурных мероприятий
|
4.
|
56.05.05 Военная журналистика
|
Медиаволонтерство и событийное добровольчество (волонтерство), в том числе литературно-публицистическая деятельность, фото-, видеожурналистика, участие в организации международных и всероссийских мероприятий по направлению "Взаимодействие со СМИ"
|
Программы магистратуры
|
||
5.
|
32.04.01 Общественное здравоохранение
|
Медицинское добровольчество (волонтерство), в том числе помощь медицинским организациям; медицинское обслуживание мероприятий; санитарно-профилактическое просвещение, донорство
|
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
|
||
6.
|
49.06.01 Физическая культура и спорт
|
Спортивное добровольчество (волонтерство), в том числе участие в организации международных, всероссийских и региональных спортивных соревнований
|
Программы подготовки научно-педагогических кадров в ординатуре
|
||
7.
|
31.08.20 Психиатрия
|
Медицинское и социальное добровольчество (волонтерство), в том числе помощь медицинским и социальным организациям; патронаж лиц со стойкими нарушениями здоровья и пожилых людей; медицинское обслуживание мероприятий; санитарно-профилактическое просвещение
|
Программы подготовки научно-педагогических кадров в ассистентуре-стажировке
|
||
8.
|
53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам)
|
Культурное, событийное, социальное и образовательное добровольчество (волонтерство), в том числе организация творческих мероприятий; праздников для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации; проведение творческой реабилитации; организация обучающих занятий для детей и подростков; участие в организации международных и всероссийских мероприятий по направлениям "Культура", "Церемонии"
|