МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 декабря 2016 г. N ЛО-1841/05
О ЦЕЛЕВОМ ПРИЕМЕ И ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ
Во исполнение пункта 4 Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве Минобрнауки России информирует о возможности применения механизмов целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Механизм целевого приема и целевого обучения определен статьей 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон).
--------------------------------
<1> См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 2, 3. - Ред.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
Согласно части 3 статьи 56 Федерального закона целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме. Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (далее - заказчик целевого приема), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.
Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076 <1>.
--------------------------------
<1> См. Образование в Документах. - 2014. - N 2. - С. 12 - 25. - Ред.
В соответствии с Правилами заказчик целевого приема направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, после чего образовательная организация в течение 10 календарных дней сообщает заказчику целевого приема о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема.
При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме заказчик целевого приема в течение 5 календарных дней направляет образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных заказчиком целевого приема самостоятельно (далее - граждане).
Отбор кандидатов для участия в конкурсе в рамках целевого приема, заключение договоров о целевом обучении и формирование списка граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, осуществляется заказчиком целевого приема самостоятельно (п. 6 Правил).
Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения.
Согласно Правилам договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Заказчик целевого приема до начала целевого приема в письменной форме информирует образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении.
Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с заказчиком целевого приема и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 56 Федерального закона федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.
Заключение указанных договоров возможно как с лицами, обучающимися по программам высшего образования, так и с теми, кто осваивает образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе в профессиональных образовательных организациях. При этом законодательством об образовании установлены единые требования к целевому обучению для среднего профессионального и высшего образования.
Обязательными условиями целевого обучения (как в случае поступления по целевому приему, так и вне его) является трудоустройство выпускников и оказание мер социальной поддержки студентам в виде стимулирующих выплат и стипендий, компенсации затрат на жилье, оплаты образовательных услуг и т.п.
Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Аналогичная ответственность предусмотрена и для заказчиков целевого приема, не обеспечивших трудоустройство выпускника.
Минобрнауки России рекомендует рассмотреть возможность использования механизмов целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц. При рассмотрении указанного вопроса Минобрнауки России просит обратить внимание на доступность для абитуриентов и студентов информации о возможности заключения соответствующих договоров, а также на создание организациями, в которые планируется трудоустройство выпускников, условий для работы лиц с инвалидностью и ОВЗ в случае заключения договоров с указанными лицами.
Заместитель министра
Л.ОГОРОДОВА