Приложение 1. к Рекомендациям по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации | МОДЕЛЬ | ЗАКОН | СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение N 1
к Рекомендациям
по организации и осуществлению
деятельности по опеке
и попечительству в отношении
несовершеннолетних в субъекте
Российской Федерации

МОДЕЛЬ

ЗАКОН

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон устанавливает порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Статья 1. Органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации

Полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации наделяются уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации), определяемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, и его территориальные органы, действующие в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации (далее - территориальные органы опеки и попечительства).

Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации

Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и его территориальные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации

Задачами органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации являются:

1) реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории субъекта Российской Федерации;

2) защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;

4) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 4. Дети, нуждающиеся в помощи государства

К детям, нуждающимся в помощи государства, относятся дети, родители (иные законные представители) которых не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Основанием для признания ребенка нуждающимся в помощи государства является акт соответствующего органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации о признании ребенка нуждающимся в помощи государства.

Порядок признания ребенка нуждающимся в помощи государства устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации

Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации:

1) организует работу территориальных органов опеки и попечительства, осуществляет методическое руководство их деятельностью;

2) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, территориальных органов опеки и попечительства, осуществляет контроль за их исполнением;

3) назначает руководителей территориальных органов опеки и попечительства и подведомственных учреждений;

4) финансирует деятельность территориальных органов опеки и попечительства и подведомственных учреждений;

5) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации;

6) является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

7) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8) осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, другими органами и учреждениями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;

9) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Организация деятельности территориальных органов опеки и попечительства

Полномочия и порядок организации деятельности территориальных органов опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства, утверждаемым государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Организация взаимодействия органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации с образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения и другими государственными, муниципальными и негосударственными учреждениями

1. Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, территориальный орган опеки и попечительства вправе в установленном порядке поручить выполнение отдельных работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних образовательным учреждениям, учреждениям социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения и другим государственным, муниципальным и негосударственным учреждениям (далее - учреждения органа опеки и попечительства).

2. Задачами учреждений органа опеки и попечительства являются:

- оказание содействия в выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

- осуществление работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

- организация и обеспечение профессиональной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства;

- организация и обеспечение профессиональной помощи родителям (иным законным представителям) детей, гражданам, желающим принять или принявшим детей на воспитание в свои семьи <*>.

--------------------------------

<*> На усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, на другие формы устройства, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации.

Учреждение органа опеки и попечительства может осуществлять свою деятельность в отношении граждан, проживающих на территории одного или нескольких территориальных органов опеки и попечительства.

3. Учреждение органа опеки и попечительства при выполнении отдельных работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних действует на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между соответствующим органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и учреждением органа опеки и попечительства (далее - соглашение о сотрудничестве).

Соглашение о сотрудничестве предусматривает обязательства сторон по организации и выполнению работы для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, иные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответствующий орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за выполнением учреждением органа опеки и попечительства условий соглашения о сотрудничестве.

Статья 8. Полномочия учреждений органа опеки и попечительства

Учреждения органа опеки и попечительства в пределах своей компетенции:

1) информируют территориальные органы опеки и попечительства о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях, нуждающихся в помощи государства;

2) участвуют в проведении обследования и подготовке заключения об условиях жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

3) оказывают психолого-педагогическую, социально-правовую и иную профессиональную помощь семьям с детьми, в том числе гражданам, принявшим детей на воспитание в свои семьи, или организуют ее оказание;

4) обеспечивают психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, участвуют в осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания детей, переданных на воспитание в семьи граждан;

5) проводят работу по профилактике отказа родителей взять своих детей из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения здравоохранения, образовательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, дачи родителями согласия на усыновление (удочерение) детей, принимают меры по сохранению (восстановлению) связей между родителями (иными родственниками) и детьми, переданными на воспитание в семью или в соответствующее учреждение, в случаях, если это отвечает интересам детей;

6) организуют работу по информированию граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, о возможности принять детей на воспитание в свои семьи;

7) разрабатывают и реализуют программы психолого-педагогической подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

8) организуют поиск родственников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью соблюдения их преимущественного права принять детей на воспитание в свои семьи;

9) осуществляют подготовку документов, необходимых для решения вопроса об устройстве на воспитание в семью детей, находящихся на попечении учреждения органа опеки и попечительства;

10) участвуют в подготовке проектов заключений территориального органа опеки и попечительства и судебных заседаниях по делам, связанным с воспитанием детей, защитой их личных и имущественных прав;

11) принимают на попечение детей, находящихся на воспитании в семьях граждан, в случае отмены решения об устройстве ребенка на воспитание в семью, а также в случае немедленного отобрания ребенка у родителей или иных лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью;

12) проводят разъяснительную работу с населением по вопросам выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, организуют работу по привлечению граждан и организаций к оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства;

13) выполняют иные функции в соответствии с уставом учреждения органа опеки и попечительства, соглашением о сотрудничестве, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Кадровое обеспечение государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, территориальных органов опеки и попечительства и учреждений органа опеки и попечительства

Норматив численности работников подразделения государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется из расчета не менее 6 работников на 2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на региональном учете.

Норматив численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, определяется из расчета не менее 1 работника на 2 тысячи детей в городе и не менее 1 работника на 1,5 тысячи детей в сельской местности, но не менее 3 работников на территориальный орган опеки и попечительства.

Дополнительная численность работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, предусматривается из расчета не менее 1 работника на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Норматив численности работников учреждения органа опеки и попечительства, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, определяется из расчета не менее 1 работника на 25 обслуживаемых лиц.

Статья 10. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации

1. Контроль за деятельностью государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации осуществляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Контроль за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства осуществляет государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.

Порядок осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.

2. Контроль и надзор за деятельностью органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и соблюдением ими законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации осуществляют также иные органы в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением статьи 12 настоящего Закона, вступающей в силу со дня его официального опубликования.

Статья 12. Переходные положения

В целях реализации полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) привести свои акты в соответствие с настоящим Законом;

2) обеспечить в срок до 1 января 2008 года создание условий для организации работы государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и территориальных органов опеки и попечительства в соответствии с требованиями настоящего Закона;

3) предусмотреть в проекте закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2008 год средства для финансирования организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Закона.