Приложение 1. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ (ДЛЯ ЛАГЕРЕЙ)

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ (ДЛЯ ЛАГЕРЕЙ)

1. Титульный лист.

2. Информационная карта программы.

3. Пояснительная записка.

4. Планируемые результаты.

5. Содержание программы.

6. Организационно-педагогические условия реализации программы.

7. Система контроля и оценивания результатов.

8. Список литературы и интернет-ресурсов.

9. Приложения.

Титульный лист

На титульном листе программы указываются:

- учредитель, осуществляющий координацию деятельности образовательного учреждения;

- наименование собственного учреждения;

- название детского лагеря;

- полное название программы;

- предполагаемые сроки реализации программы (год, номера смен);

- Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;

- год разработки программы.

Информационная карта программы

Полное название программы
Ф.И.О. автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности
Контактный телефон, электронный адрес
Направленность программы (согласно п. 9 приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008)
Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть [дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.])
Краткая аннотация содержания программы
Обоснование актуальности программы
Предполагаемый социальный эффект программы
Цель и задачи программы в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей
Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)
Кадровое обеспечение программы: перечень специалистов, реализующих программу (Ф.И.О., должность и квалификация); описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования
Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)
Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылку)

Пояснительная записка

Пояснительная записка раскрывает актуальность, новизну, знакомит с понятийным аппаратом, целями и задачами программы.

Актуальность программы

Актуальность программы может отражаться в нескольких составляющих в зависимости от субъектов, формирующих социальный заказ:

- актуальность для общества - как программа ориентирована на решение общественных проблем;

- актуальность для государства - насколько программа отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем;

- актуальность для детского лагеря, в котором программа реализуется, - насколько программа соответствует содержательному направлению долгосрочной программы, работает на ее развитие;

- актуальность для подростка - как деятельность, предлагаемая в программе, соответствует его интересам, потребностям, возрастным особенностям, открывает возможности для его развития;

- актуальность для родителей - соответствие программы выявленному запросу родителей.

Новизна программы

Важной частью пояснительной записки является выделение отличий созданной программы от реализованных ранее.

Понятийный аппарат программы

Понятийный аппарат представляет собой анализ, осмысление базовых ключевых понятий, отражающих предмет педагогического взаимодействия педагога и ребенка.

Краткая характеристика участников программы

Указываются возраст, контингент и количество детей, на которых рассчитана программа, особые договоренности с региональными партнерами при отборе детей на смену.

Цель программы

Цель должна быть четко сформулирована и направлена на достижение результата.

Задачи программы

Задачи - это этапы достижения цели. Поэтому они могут представлять собой как алгоритм действий по достижению цели, так и смысловые направления, реализация которых предполагает достижение цели.

Концептуальные основы. Педагогическая идея программы

Раскрываются основные идеи, принципы и подходы к организации воспитательного процесса; смысл названия программы.

Особенности организации образовательного процесса по данной программе

Планируемые результаты

Результаты образовательной программы можно представить следующим образом:

- через описание компетенций и компетентностей;

- через описание образовательных результатов: предметные, метапредметные, личностные результаты.

Особое внимание рекомендуется обратить на воспитательные результаты. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами НОО и ООО определяют три уровня воспитательных результатов:

- первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (общественные нормы, устройство общества, социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе и т.д.);

- второй уровень результатов - формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия.

Содержание программы

Данный раздел целесообразно представить в виде отдельных блоков программы, модулей, основных направлений деятельности в соответствии с поставленными задачами. Каждый блок содержит описание форм и методов. В этой части программы указываются планируемые мероприятия и дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует лишней детализации. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который, по сравнению с программой, носит более конкретный и детализированный характер.

Также в этом разделе при необходимости представляется описание развития игровой модели программы (описываются игровой замысел, правила игры, игровая атрибутика и т.д.).

Вариативное поле содержания программы

Основное содержание программы детского лагеря можно представить в нескольких вариантах.

1. В соответствии с основными направленностями дополнительного образования можно выделить следующие блоки: технический, естественнонаучный, физкультурно-спортивный, художественный, туристско-краеведческий, социально-педагогический.

2. В соответствии с внеурочной деятельностью по ФГОС можно выделить следующие блоки: спортивно-оздоровительный, духовно-нравственный, социальный, общеинтеллектуальный, общекультурный.

3. В соответствии с программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях можно выделить следующие блоки: гражданско-патриотический, духовно-нравственный, трудовой, интеллектуальный, здоровьесберегающий, социокультурный и медиакультурный, эстетический, правовой, блок безопасности, коммуникативный, экологический.

4. В соответствии с основными компонентами смены выделяются следующие блоки: оздоровительный, образовательный, развивающий, культурно-досуговый, трудовой.

Каждый блок можно представить в форме таблицы:

Цель
Задачи
Формы организации деятельности
Реализация региональных, муниципальных проектов и курсов
Мероприятия
Краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы, объединения дополнительного образования
Планируемый результат

Организационно-педагогические условия реализации программы

Организационно-педагогические условия реализации программы (организационные, кадровые, методические, информационные, технологические, материально-технические и др.) раскрывают специфику организации образовательного процесса по данной программе в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей и подростков и имеющимися ресурсами конкретного лагеря.

В этом разделе прописываются механизмы реализации программы (логика развития, режим реализации программы и т.д.).

Система контроля и оценивания результатов

В данном разделе прописываются:

- механизм оценки эффективности реализации программы;

- методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные);

- наличие методик, направленных на изучение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения;

- наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

развитие творческого потенциала детей;

уровень их спортивных достижений;

профилактика ЗОЖ;

снижение уровня агрессивности в детской среде;

профориентация;

самоуправление;

иные.

Для оценки результативности программы можно использовать следующие показатели:

- количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);

- показатели социального развития личности (не умел - научился, не знал - узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности [поделки, рисунки, походы, акции]);

- показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);

- технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);

- экономические (уровень материальных затрат на реализацию);

- уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством реализации программы.

Список литературы и интернет-ресурсов

Список литературы и интернет-ресурсов может включать два вида:

- литература и интернет-ресурсы, используемые педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

- литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

Приложения

К рабочей программе прикладываются:

- план-сетка работы лагеря на смену;

- режим работы лагеря.

Можно приложить планы работы отрядов (детских объединений), методические рекомендации, сценарии мероприятий, краткосрочные общеразвивающие программы, тематику проектов, тематику экскурсий, программы индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинг образовательных результатов, оценочные материалы, диагностические карты и др.).

В случае привлечения для достижения целей и задач тематических партнеров или иных организаций необходимо составление единой программы с определением зон ответственности и описанием необходимости привлечения.