МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 декабря 2015 г. N 08-2386

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по использованию в образовательной деятельности перечня "100 лучших фильмов для школьников" (далее - методические рекомендации).

Просим довести до общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, информацию о разработанных методических рекомендациях.

Директор Департамента
государственной политики
в сфере общего образования
А.В.ЗЫРЯНОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРЕЧНЯ "100 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приемов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Эти положения в полной мере относятся к использованию такой формы организации образовательной деятельности, как киноурок, в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

Перечень "100 лучших фильмов для школьников" (далее - перечень "100 фильмов") создан по инициативе Союза кинематографистов России при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации с целью его использования в образовательной деятельности (Приложение).

Министерством культуры Российской Федерации получены права на показ фильмов, включенных в перечень "100 фильмов", в общеобразовательных организациях Российской Федерации, а также на их размещение в свободном бесплатном доступе на портале "Культурное наследие России" www.культура.рф.

При использовании в образовательной деятельности лучших отечественных кинофильмов важно побудить школьников к пониманию и самостоятельной оценке окружающего мира, что должно способствовать не только развитию образного восприятия, но и формированию навыков аналитической работы, критического мышления и соотнесения получаемой художественной информации с научно обоснованным знанием.

ФГОС общего образования предоставляет возможность использования в образовательной деятельности перечня "100 фильмов":

в рамках изучения учебных предметов (прежде всего литературы, истории, обществознания);

через факультативные и элективные учебные предметы (в том числе такие, как "Экранизация русской классики", "Шедевры отечественного кинематографа", "Вечные темы в киноискусстве" и др.), в том числе психологической, социальной, этической тематики;

во внеурочной деятельности учащихся (дискуссионные площадки с просмотром и обсуждением кинофильмов, в том числе на базе школьных библиотек; киноклубы; кружки любителей кино; проектно-исследовательская деятельность (в том числе в области киноискусства и смежных с ним видов искусства);

в рамках реализации программы воспитания и социализации учащихся через такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формы организации внеурочной деятельности с использованием проекта "100 фильмов" также определяются образовательными организациями самостоятельно, с учетом специфики основной образовательной программы школы, ее кадровых, технических и иных возможностей.

В примерных основных образовательных программах начального общего и основного общего образования, включенных в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru), представлены некоторые из возможностей использования киноуроков в образовательной деятельности.

На уровне начального общего образования - как форма реализации:

гражданско-патриотического воспитания (знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; содержанием и значением государственных праздников);

нравственного и духовного воспитания (знакомство с основными правилами поведения в школе, общественных местах; приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации);

культуротворческого и эстетического воспитания (получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края; развитие умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы);

освоение навыков видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развитие умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное (через участие в беседах о художественных фильмах);

экологического воспитания (усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в том числе в ходе просмотра учебных фильмов).

На уровне основного общего образования - при изучении учебных предметов:

"Изобразительное искусство", ориентированного в том числе на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры через практическую художественно-творческую деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа по изобразительному искусству включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств, в том числе киноискусства (изобразительная природа экранных искусств; специфика киноизображения: кадр и монтаж; кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук); документальный, игровой и анимационный фильмы; коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер); мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков); телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

"История" (изучение истории культуры, в том числе достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и XX века, включая великие произведения кино).

Использование видеоматериалов в процессе воспитания и социализации детей и подростков также имеет ряд преимуществ.

Кино в настоящее время обладает высоким мотивационным потенциалом и высокой положительной валентностью для школьников, в том числе для тех из них, кто испытывает сложности в концентрации внимания и усвоении учебного материала на слух. Видеоряд, как правило, длительно удерживает непроизвольное внимание ученика, вовлекая его в предлагаемую тематику. Поскольку использование видеоматериалов в воспитательных и педагогических целях является одним из способов воздействия на высшие психические функции и личность ребенка, кино открывает новые возможности для формирования активного личностного отношения учащегося к предлагаемой тематике, рефлексии и росту самосознания.

Кино, видеоматериалы и работа с ними представляют собой действенные средства воспитательной работы, исходя из следующих критериев (принципов), характеризующих подобную форму работы:

Наглядность (данный психологический принцип применительно к киноуроку особенно эффективен, поскольку обеспечивает длительное непроизвольное внимание даже слабомотивированных к учению учащихся, пробуждая их интерес к происходящему на экране и готовность включиться в обсуждение увиденного; видеоряд воздействует на зоны мозга, которые при классических методах обучения обычно не задействуются).

Психологическая безопасность (принцип, при котором все происходящее с киногероями, благодаря механизмам идентификации, проецируется учащимися на себя, вследствие чего происходит социальное научение и рефлексия сходств и различий себя и героя; киноматериал позволяет детям и подросткам определить собственные мировоззренческие позиции в важных жизненных вопросах).

Идентификация (эмоциональное проживание, "соединение" с героями кинофильмов, обеспечивающее уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести бесценный личностный опыт, что само по себе создает условия для личностного роста и самораскрытия учеников, а также улучшает психологический климат в классе).

Проблемность (совместное обсуждение и рефлексия киносюжетов, построенных вокруг универсальных общечеловеческих смыслов (любовь, одиночество, мечта, приключения, борьба добра и зла и др.) развивает личностно-мотивационную и ценностно-смысловую сферу учащихся).

Работа на уроке с киноматериалом является также эффективным средством воспитания социально значимых качеств и развития личности и мотивации учащихся.

В процессе приобщения к образцам отечественного киноискусства школьники научатся личностно воспринимать, анализировать, интерпретировать идейно-художественное содержание и других художественных фильмов, что в целом повысит у учащихся степень избирательности при выборе кинопродукции и будет способствовать воспитанию квалифицированного зрителя.

ПЕРЕЧЕНЬ
"100 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ" С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ
ГРУПП И НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

возрастные группы
направления реализации программы воспитания и социализации учащихся
духовно-нравственное развитие, гражданско-патриотическое, эстетическое воспитание
социализация и профессиональная ориентация, трудовое, интеллектуальное воспитание
формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
1 - 4 классы
Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946
Айболит-66 - Р. Быков, 1966
Александр Невский - С. Эйзенштейн, 1938
Баллада о солдате - Г. Чухрай, 1959
Белеет парус одинокий - В. Легошин, 1937
Белое солнце пустыни - В. Мотыль, 1969
Бриллиантовая рука - Л. Гайдай, 1968
Броненосец "Потемкин" - С. Эйзенштейн, 1925
В бой идут одни "старики" - Л. Быков, 1973
Веселые ребята - Г. Александров, 1934
Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969
Волга-Волга - Г. Александров, 1938
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен - Э. Климов, 1964
Ежик в тумане - Ю. Норштейн, 1975
Звезда - А. Иванов, 1949
Золушка - Н. Кошеверова, М. Шапиро, 1947
Иваново детство - А. Тарковский, 1962
Илья Муромец - А. Птушко, 1956
Королевство кривых зеркал - А. Роу, 1963
Красные дьяволята - И. Перестиани, 1923
Марья-искусница - А. Роу, 1959
Морозко - А. Роу, 1964
Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966
Новый Гулливер - А. Птушко, 1935
Подвиг разведчика - Б. Барнет, 1947
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Чапаев - Г. Васильев, С. Васильев, 1934
Чук и Гек - И. Лукинский, 1953
Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961
Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946
Айболит-66 - Р. Быков, 1966
Веселые ребята - Г. Александров, 1934
Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969
Волга-Волга - Г. Александров, 1938
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен - Э. Климов, 1964
Золушка - Н. Кошеверова, М. Шапиро, 1947
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961
Айболит-66 - Р. Быков, 1966
Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969
Ежик в тумане - Ю. Норштейн, 1975
Илья Муромец - А. Птушко, 1956
Марья-искусница - А. Роу, 1959
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
5 - 9 классы
А зори здесь тихие - С. Ростоцкий, 1972 (8 - 9 кл.)
Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946
Александр Невский - С. Эйзенштейн, 1938
Баллада о солдате - Г. Чухрай, 1959
Белое солнце пустыни - В. Мотыль, 1969
Белорусский вокзал - А. Смирнов, 1970 (8 - 9 кл.)
Берегись автомобиля - Э. Рязанов, 1966
Бриллиантовая рука - Л. Гайдай, 1968
Броненосец "Потемкин" - С. Эйзенштейн, 1925
В бой идут одни "старики" - Л. Быков, 1973
Веселые ребята - Г. Александров, 1934
Война и мир - С. Бондарчук, 1965 - 1967 (8 - 9 кл.)
Волга-Волга - Г. Александров, 1938
Восхождение - Л. Шепитько, 1976 (8 - 9 кл.)
Гамлет - Г. Козинцев, 1964 (8 - 9 кл.)
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968
Живые и мертвые - А. Столпер, 1963 (7 - 9 кл.)
Звезда - А. Иванов, 1949 (5 - 7 кл.)
Земля - А. Довженко, 1930
Иван Грозный (1 - 2 серии) - С. Эйзенштейн, 1944 - 1946 (8 - 9 кл.)
Иваново детство - А. Тарковский, 1962 (5 - 7 кл.)
Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976
Калина красная - В. Шукшин, 1973
Красные дьяволята - И. Перестиани, 1923
Аэлита - Я. Протазанов, 1924
Веселые ребята - Г. Александров, 1934
Волга-Волга - Г. Александров, 1938
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968
Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976
Крылья - Л. Шепитько, 1966 (8 - 9 кл.)
Монолог - И. Авербах, 1972 (8 - 9 кл.)
Начало - Г. Панфилов, 1970 (8 - 9 кл.)
Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8 - 9 кл.)
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Подранки - Н. Губенко, 1976
Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5 - 7 кл.)
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Собачье сердце - В. Бортко, 1988
Сто дней после детства - С. Соловьев, 1975
Щит и меч - В. Басов, 1968
Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 (8 - 9 кл.)
Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961 (5 - 7 кл.)
Человек с киноаппаратом - Д. Вертов, 1929
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Калина красная - В. Шукшин, 1973
Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980 (8 - 9 кл.)
Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8 - 9 кл.)
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Подранки - Н. Губенко, 1976
Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5 - 7 кл.)
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Собачье сердце - В. Бортко, 1988
Крылья - Л. Шепитько, 1966 (8 - 9 кл.)
Летят журавли - М. Калатозов, 1957 (8 - 9 кл.)
Мать - В. Пудовкин, 1926 (8 - 9)
Машенька - Ю. Райзман, 1942 (5 - 9 кл.)
Дядя Ваня - А. Кончаловский, 1977 (8 - 9)
Молодая гвардия - С. Герасимов, 1948
Монолог - И. Авербах, 1972 (8 - 9 кл.)
Начало - Г. Панфилов, 1970 (8 - 9 кл.)
Не горюй! - Г. Данелия, 1969 (8 - 9 кл.)
Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - Л. Кулешов, 1924
Неоконченная пьеса для механического пианино - Н. Михалков, 1976 (8 - 9 кл.)
Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966
Обыкновенный фашизм - М. Ромм, 1966
Они сражались за Родину - С. Бондарчук, 1975 (8 - 9 кл.)
Освобождение - Ю. Озеров, 1972
Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980 (8 - 9 кл.)
Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8 - 9 кл.)
Петр Первый - В. Петров, 1937
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Пиковая дама - Я. Протазанов, 1916 (8 - 9 кл.)
Плохой хороший человек - И. Хейфиц, 1973 (8 - 9 кл.)
Подранки - Н. Губенко, 1976
Проверка на дорогах - А. Герман, 1972 (8 - 9 кл.)
Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5 - 7 кл.)
Радуга - М. Донской, 1943
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Семеро смелых - С. Герасимов, 1936
Смелые люди - К. Юдин, 1950
Стенька Разин (Понизовая вольница) - В. Ромашков, 1908 (8 - 9 кл.)
Собачье сердце - В. Бортко, 1988
Судьба человека - С. Бондарчук, 1959
Тихий Дон - С. Герасимов, 1957 - 1958 (8 - 9 кл.)
Холодное лето пятьдесят третьего - А. Прошкин, 1987 (8 - 9 кл.)
Чапаев - Г. Васильев, С. Васильев, 1934
Чучело - Р. Быков, 1983
Щит и меч - В. Басов, 1968
Юность Максима - Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934 (5 - 7 кл.)
Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 (8 - 9 кл.)
Друг мой, Колька! - А. Салтыков. А. Митта, 1961 (5 - 7 кл.)
10 - 11 классы
А если это любовь? - Ю. Райзман, 1961
А зори здесь тихие - С. Ростоцкий, 1972
Бег - А. Алов, В. Наумов, 1970
Белорусский вокзал - А. Смирнов, 1970
Бесприданница - Я. Протазанов, 1936
В огне брода нет - Г. Панфилов, 1968
Война и мир - С. Бондарчук, 1965 - 1967
Восхождение - Л. Шепитько, 1976
Гамлет - Г. Козинцев, 1964
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968
Живые и мертвые - А. Столпер, 1963
Застава Ильича (Мне двадцать лет) - М. Хуциев, 1964
Иван Грозный (1 - 2 серии) - С. Эйзенштейн
Иди и смотри - Э. Климов, 1985
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж - А. Кончаловский, 1967
Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976
Калина красная - В. Шукшин, 1973
Курьер - К. Шахназаров, 1986
Летят журавли - М. Калатозов, 1957
Маленькая Вера - В. Пичул, 1987
Дядя Ваня - А. Кончаловский, 1977
Дама с собачкой - И. Хейфиц, 1960
Дворянское гнездо - А. Кончаловский, 1969
Месть кинематографического оператора - В. Старевич, 1913
Андрей Рублев - А. Тарковский, 1966
В огне брода нет - Г. Панфилов, 1968
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961
Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968
Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976
Пацаны - Д. Асанова, 1983
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Я шагаю но Москве - Г. Данелия, 1963
Собачье сердце - В. Бортко, 1988
Маленькая Вера - В. Пичул, 1987
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Собачье сердце - В. Бортко, 1988
Месть кинематографического оператора - В. Старевич, 1913
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Мечта - М. Ромм, 1941
Монолог - И. Авербах, 1972
Несколько дней из жизни И.И. Обломова - Н. Михалков, 1979
Обыкновенный фашизм - М. Ромм, 1966
Они сражались за Родину - С. Бондарчук, 1975
Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980
Пацаны - Д. Асанова, 1983
Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972
Покаяние - Т. Абуладзе, 1984
Республика Шкид - Г. Полока, 1966
Тихий Дон - С. Герасимов, 1957 - 1958
Утомленные солнцем - Н. Михалков, 1994
Холодное лето пятьдесят третьего - А. Прошкин, 1987
Школьный вальс - П. Любимов, 1978
Щит и меч - В. Басов, 1968
Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963
Андрей Рублев - А. Тарковский, 1966
Собачье сердце - В. Бортко, 1988