МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 августа 2018 г. N 07 5310

О НАПРАВЛЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОРЯДКА

Министерство образования и науки Российской Федерации в качестве методической помощи направляет для возможного использования в работе Примерный порядок межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, разработанный в соответствии с пунктом 4.2 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 28 марта 2017 г. и подпунктом "а" пункта 1 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 декабря 2016 г. N 14.

Ответственный секретарь
Правительственной комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав,
директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Е.А.СИЛЬЯНОВ

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫЯВЛЕНИЯ,
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Примерный порядок межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (далее - Примерный порядок) определяет порядок межведомственного взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при выявлении ими фактов (признаков) нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

1.2. Примерный порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 21 июня 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.3. Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении ими фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется на основе принципов:

межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

распределения ответственности между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

индивидуального подхода к оказанию помощи семье с детьми;

конфиденциальности информации;

использования эффективных технологий и методик работы с детьми, родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, проживающими совместно с ними.

1.4. В межведомственном взаимодействии по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних принимают участие следующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

а) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

б) органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;

в) органы управления здравоохранением и медицинские организации;

г) органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;

д) органы опеки и попечительства;

е) органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность;

ж) органы службы занятости;

з) органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, центры временного содержания для несовершеннолетних органов внутренних дел, иные подразделения органов внутренних дел);

и) учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

1.5. Участие в межведомственном взаимодействии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

1.6. Координацию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют:

на уровне субъекта Российской Федерации - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

на уровне городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения этих субъектов Российской Федерации - территориальные (муниципальные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Основные этапы межведомственного взаимодействия

2.1. Основными этапами межведомственного взаимодействия являются:

а) выявление фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;

б) принятие решения о наличии или отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия по организации мероприятий по оказанию помощи в рамках проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ (далее - мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям);

в) анализ причин выявленных фактов нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, разработка и утверждение межведомственного плана (программы) организации и проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям (далее - межведомственный план);

г) исполнение межведомственного плана;

д) принятие решения о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям.

3. Порядок выявления фактов (признаков) нарушений прав
и законных интересов несовершеннолетних

3.1. Выявление фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по информации, полученной от физических и (или) юридических лиц, из средств массовой информации, в том числе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", из иных общедоступных источников, в ходе:

1) исполнения основной деятельности;

2) проведения межведомственных мероприятий (мониторинга, посещений семей с детьми, других мероприятий) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

3.2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявившие факты (признаки) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних:

а) в пределах своей компетенции незамедлительно принимают меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;

б) в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ незамедлительно информируют о выявленных фактах и обстоятельствах соответствующие органы;

в) направляют информацию в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в порядке, определенном Примерным порядком.

3.3. Обстоятельствами, свидетельствующими о нарушении прав и законных интересов детей, обусловливающими необходимость информирования сторонами межведомственного взаимодействия, могут являться:

а) злоупотребление родителями или иными законными представителями несовершеннолетних спиртными напитками, употребление наркотических средств или психотропных веществ;

б) вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество и т.д.);

в) наличие признаков жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), выражающееся, в частности, в осуществлении физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав".

г) пренебрежительное, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей <2>;

--------------------------------

<2> Пункт 1 статьи 63 и пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации; постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав".

д) отсутствие ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо заведомое оставление ребенка в опасном для жизни или здоровья состоянии, лишенного возможности принять меры к самосохранению в связи с малолетним возрастом);

е) полная или частичная утрата родителями (иными законными представителями) контроля за поведением детей, иные действия или бездействие, приводящие к нанесению вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

ж) неоказание медицинской помощи детям;

и) иные обстоятельства, нарушающие жизнеобеспечение детей, реализацию их прав и законных интересов;

3.4. Информация о выявлении фактов (признаков) нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, для устранения которых требуется организация межведомственного взаимодействия, незамедлительно передается любыми сотрудниками органов и учреждений, указанных в пункте 1.4 Примерного порядка, ответственному лицу, назначенному руководителем таких органов и учреждений (далее - ответственное лицо), для регистрации в журнале регистрации соответствующих сообщений по форме, приведенной в приложении к Примерному порядку.

3.5. После регистрации в журнале ответственное лицо незамедлительно передает информацию о выявлении фактов (признаков), нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних председателю территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо заместителю председателя, либо ответственному секретарю указанной комиссии по телефону с последующей передачей такой информации в письменном виде.

3.6. Ответственный секретарь территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регистрирует поступившую от ответственного лица информацию в установленном порядке.

3.7. По поручению председателя (заместителя председателя) территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав незамедлительно организовывается проверка информации, указанной в пункте 3.5 Примерного порядка, с последующим рассмотрением принятых мер на заседании указанной комиссии <3>.

--------------------------------

<3> В связи с этим по решению председателя (заместителя председателя) территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть создана межведомственная группа, в которую могут быть включены специалисты (сотрудники), обеспечивающие деятельность указанной комиссии, органов управления социальной защиты населения или учреждений социального обслуживания, медицинских организаций, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства (в случае угрозы жизни и здоровью ребенка и в отношении подопечных детей) и иных органов и организаций.

3.8. Информация, указанная в пункте 3.4 Примерного порядка, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

3.9. При выявлении органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних случаев нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, свидетельствующих об угрозе жизни и здоровью ребенка, принятие экстренных мер по обеспечению безопасности ребенка осуществляется в соответствии с действующим законодательством и пунктом 8 Примерного порядка.

4. Принятие решения о наличии или отсутствии необходимости
межведомственного взаимодействия по организации мероприятий
по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям
или иным законным представителям

4.1. Территориальная (муниципальная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на очередном либо внеочередном заседании в соответствии с пунктом 3.7 Примерного порядка на основе представленных документов:

а) выносит решение в форме постановления о наличии или отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия по организации и проведению мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям;

б) при наличии необходимости межведомственного взаимодействия по организации и проведению мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в течение трех рабочих дней направляет постановление для проведения анализа причин возникновения случая нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и подготовки предложений в проект межведомственного плана в орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом его компетенции и исходя из характера нарушения прав и законных интересов ребенка (детей);

в) при отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия по организации и проведению мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в течение трех рабочих дней направляет постановление в орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представивший информацию в соответствии с пунктом 3.5 Примерного порядка, для принятия соответствующих мер в рамках установленной компетенции либо для учета в работе, если факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних не подтвердились.

5. Анализ причин возникновения случаев нарушения
прав и законных интересов несовершеннолетних, разработка
и утверждение межведомственного плана (программы)
организации и проведения мероприятий по оказанию
помощи несовершеннолетним, их родителям
или иным законным представителям

5.1. Орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указанный в подпункте "б" пункта 4.1, в течение не более семи рабочих дней со дня получения постановления территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о необходимости организации и проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям:

а) осуществляет сбор информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях и лицах, совместно с ними проживающих;

б) проводит анализ возможностей родителей или иных законных представителей по защите прав и законных интересов ребенка;

в) совместно с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по возможности при участии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, осуществляет подготовку проекта межведомственного плана;

г) представляет проект межведомственного плана для утверждения в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5.2. Территориальная (муниципальная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение не более пяти рабочих дней утверждает межведомственный план и определяет органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственные за исполнение указанного межведомственного плана, и порядок осуществления контроля за его реализацией.

5.3. Межведомственный план, утвержденный постановлением территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, направляется в течение трех рабочих дней для исполнения в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

6. Исполнение межведомственного плана (программы)
организации и проведения мероприятий по оказанию помощи
несовершеннолетним, их родителям или иным законным
представителям и контроль за его реализацией

6.1. Руководители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организуют исполнение межведомственного плана в пределах своей компетенции.

6.2. Ответственный специалист органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указанного в пункте 5.1 Примерного порядка, в целях осуществления координации исполнения мероприятий:

а) осуществляет сбор и анализ информации от иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвующих в исполнении межведомственного плана, по его реализации;

б) взаимодействует с родителями (иными законными представителями) несовершеннолетнего;

в) совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах их полномочий проводит мониторинг динамики изменений условий жизни ребенка (детей).

6.3. Контроль за реализацией межведомственного плана (промежуточный и итоговый) осуществляется в порядке, установленном территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

7. Прекращение проведения мероприятий
по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям
или иным законным представителям

7.1. По результатам мониторинга динамики изменений условий жизни ребенка (детей), эффективности оказания помощи семье и ребенку (детям) территориальная (муниципальная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) рассматривает результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям;

2) принимает одно из решений в форме постановления:

а) о продолжении проведения мероприятий по утвержденному межведомственному плану;

б) о внесении изменений и (или) дополнений в межведомственный план и продолжении работы по нему;

в) о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям.

7.2. Постановление территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее решение о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, принимается в связи:

а) с устранением причин и условий нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

б) с достижением ребенком (детьми) 18-летнего возраста;

в) с лишением родителей родительских прав;

г) с изменением места жительства семьи;

д) со смертью родителей или иных законных представителей либо ребенка (детей);

е) с наличием других мотивированных оснований по решению территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

ж) с наступлением других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае изменения места жительства семьи, с которой проводятся мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, председателем (заместителем председателя) территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение не более трех рабочих дней с момента вынесения постановления, предусматривающего решение о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, направляется информация о принятом решении в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства семьи.

7.3. Постановление территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее решение о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в установленном порядке направляется в течение трех рабочих дней в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимающие участие в выполнении межведомственного плана.

8. Принятие экстренных мер по обеспечению
безопасности ребенка

8.1. Орган опеки и попечительства в ходе исполнения своей деятельности, а также при получении от иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных граждан информации о ребенке (детях), находящемся(ихся) в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, свидетельствующей о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится, вызванных, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра) <4>;

--------------------------------

<4> Государственному (муниципальному) органу в целях организации деятельности органа опеки и попечительства по исполнению полномочия по защите прав и интересов детей при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, рекомендуется:

а) предусмотреть в служебном распорядке государственного органа по соответствующему перечню должностей работников органа опеки и попечительства (в коллективном договоре с учетом мнения представительного органа работников) установление ненормированного служебного (рабочего) дня в связи с возможностью проведения отобрания детей из семей при обстоятельствах, представляющей непосредственную угрозу его жизни и здоровью, во внеслужебное (нерабочее) время;

б) принимать меры к организации регулярного обучения и аттестации работников органов опеки и попечительства//статья 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации; статья 20 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 101 Трудового кодекса Российской Федерации); подпункт "г" пункта 5 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25 июня 2013 г. N 2.

1) осуществляет выезд по месту жительства (нахождения) ребенка (детей);

2) проводит обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о создании родителями (одним из них) или другими лицами, на попечении которых находится ребенок (дети), своими действиями или бездействием условий, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью ребенка (детей), и составляет акт обследования по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации <5>;

--------------------------------

<5> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (вместе с "Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства", "Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей") (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 декабря 2009 г., регистрационный N 15610).

3) при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка (детей), незамедлительно <6>:

--------------------------------

<6> Характер и степень опасности определяется органом опеки и попечительства в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка (детей), а также иных обстоятельств. Тяжелое материальное положение семьи не может являться основанием для отобрания ребенка (детей) у родителей на основании 77 Семейного кодекса Российской Федерации, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (детей), заботятся о нем, создают необходимые условия для развития ребенка (детей) в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав").

а) осуществляет подготовку акта об отобрании ребенка (детей).

Акт об отобрании ребенка (детей) подписывается уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами);

б) принимает меры к отобранию ребенка (детей) у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, и в случае необходимости вызывает сотрудников органов внутренних дел для обеспечения оперативного доступа в помещение, где находится ребенок (дети) <7>. При необходимости оказания медицинской помощи обращается в медицинскую организацию;

--------------------------------

<7> Статья 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

в) письменно уведомляет прокурора об отобрании ребенка (детей);

г) обеспечивает передачу ребенка (детей):

родителям (одному из них) в случае отобрания ребенка (детей) у одного из родителей или у других лиц, на попечении которых он находился; в случае невозможности передачи ребенка (детей) одному из родителей организует временное устройство ребенка (детей) согласно законодательству Российской Федерации <8> в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскую организацию и информирует орган управления социальной защиты населения для проведения индивидуальной профилактической работы;

--------------------------------

<8> Подпункт 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 120-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

в случае отобрания ребенка (детей) у единственного родителя или обоих родителей организует устройство ребенка (детей) на воспитание в семью граждан Российской Федерации (под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до устройства на воспитание в семью, помещает под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Братья и сестры в случае их отобрания передаются в одну семью или помещаются в одну организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам;

4) в случае отобрания ребенка (детей) у единственного родителя или обоих родителей в течение трех рабочих дней со дня вынесения акта об отобрании ребенка (детей) регистрирует сведения о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также вносит в электронном или бумажном виде имеющуюся информацию о ребенке в анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей <9>;

--------------------------------

<9> Пункт 6 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный N 36498).

5) в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка (детей) обращается в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав;

6) при выявлении нарушений прав и законных интересов ребенка (детей), не связанных с непосредственной угрозой его жизни или здоровью, направляет информацию о выявлении фактов (признаков) нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних в порядке, предусмотренном пунктом 3.4 Примерного порядка.

8.2. Орган внутренних дел в ходе исполнения своей деятельности в случае выявления безнадзорного и беспризорного ребенка (детей), в том числе оставшегося без попечения родителей или законных представителей; заблудившегося или подкинутого; самовольно оставившего семью, ушедшего из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другого детского учреждения; не имеющего места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, и (или) находящегося в социально опасном положении <10>:

--------------------------------

<10> Пункт 76.5 раздела IX приказа МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2014 г., регистрационный N 31238).

1) принимает меры по установлению личности безнадзорного и беспризорного ребенка (детей), а также личности его родителей или иных лиц, на попечении которых он находится;

2) обеспечивает передачу ребенка (детей) родителям (одному из них) или другим лицам, на попечении которых он находится;

3) при невозможности передачи ребенка (детей) родителям (одному из них) или другим лицам, на попечении которых он находится, доставляет безнадзорного и беспризорного ребенка (детей) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскую организацию и в случае необходимости вызывает сотрудников органов здравоохранения <11>.

--------------------------------

<11> Тяжелое материальное положение семьи не может являться основанием для доставления и временного устройства ребенка (детей) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскую организацию, если родители или иные лица, на попечении которых ребенок (дети) находятся, добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (детей), заботятся о нем, создают необходимые условия для развития ребенка (детей) в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи, и не дают согласия на временное устройство. (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав").

Доставление осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 15 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации"; приказ Минздрава России N 414, МВД России N 633 от 20 августа 2003 г. "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел".

Доставление и временное устройство братьев и сестер обеспечивается в одно специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в медицинскую организацию, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам.

4) незамедлительно информирует о доставлении ребенка (детей) орган управления социальной защиты населения для организации индивидуальной профилактической работы <13> и орган опеки и попечительства в случае доставления ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей;

--------------------------------

<13> Статья 12 Федерального закона N 120-ФЗ.

5) в течение трех рабочих дней со дня доставления безнадзорного и беспризорного ребенка (детей) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в медицинскую организацию, направляет в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о принятых мерах по защите прав и обеспечению безопасности ребенка (детей);

6) ребенок (дети), доставленный(е) органом внутренних дел в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в медицинскую организацию, может (могут) быть передан(ы) родителям или иным лицам, на попечении которых он (они) находился(ись), требующим передачи им ребенка (детей), при отсутствии препятствий возвращению ребенка (детей) их законным представителям, а в случае, если ребенок (дети) относится(ятся) к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по согласованию с органом опеки и попечительства.

Основанием для отказа передачи ребенка (детей) родителям или иным лицам, на попечении которых он находился, могут являться результаты проведения органом управления социальной защиты населения или органом опеки и попечительства обследования проживания ребенка (детей) с родителями или иными лицами, на попечении которых он находился, и основанный на них вывод о наличии условий, представляющих угрозу жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка.

Орган управления социальной защиты населения, а в случае, если ребенок (дети) относится(ятся) к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней направляет информацию в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о факте передачи ребенка (детей) родителям или иным лицам, на попечении которых он (они) находился(ись).

Приложение
к Примерному порядку
межведомственного взаимодействия
по вопросам выявления, предупреждения
и устранения нарушений прав и законных
интересов несовершеннолетних

Форма

ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ (ПРИЗНАКОВ)
НАРУШЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

М.П. Начат __________________ 20__ г.

Окончен ________________ 20__ г.

Регистрационный номер сообщения
Дата регистрации сообщения
Фамилия, имя, отчество (от кого поступило сообщение), должность
Фамилия, имя, отчество ребенка, число, месяц, год рождения ребенка
Адрес места жительства (нахождения) ребенка
Информация о выявленных фактах (признаках) нарушения прав и законных интересов ребенка
Дата передачи сообщения в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
Решение территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о наличии или отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия по организации мероприятий по оказанию помощи в рамках проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей несовершеннолетних
Орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственные за исполнение межведомственного плана (программы) организации и проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям
Дата принятия решения о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям
Подпись ответственного сотрудника органа (учреждения)